Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В современном мире постоянно растет число контактов между людьми, что связано с развитием средств связи и с выраженным коллективным характером большинства видов деятельности, в которых участвует человек. В этой связи повышает значимость знаний об эффективных способах взаимодействия между людьми, межличностных отношений.
В зарубежной психологии сложилось несколько направлений, изучающих межличностные отношения. X. Блэлок и Г.Уиткин разрабатывали теорию диадического взаимодействия с позиций бихевиориального подхода. Изучением специфических условий взаимодействия, которые повышают или снижают эффективность межличностного кооперирования, занимались С. Кук, Г. Оллпорт, К. Стефан и др. Исследование межличностных отношений в сфере управленческой деятельности осуществляли Р. Браун, Г. Левитт, Р. Лайкерт и др. В работах У.Дуаза, Г. Джерарда и М. Хойта, Г. Тэджфела, Д. Тернера и др. выявлены механизмы межличностного взаимодействия, основанные на формировании чувства идентичности индивида с группой.
Фундаментальная разработка многих проблем психологии межличностного взаимодействия содержится в трудах отечественных психологов: Б.Г. Ананьева, Г.М.Андреевой, A.A. Бодалёва, Р.В. Габдреева, Л.Я.Гозмана, В.В. Знакова, Я.Л. Коломинского, И.С. Кон, Е.А. Климова, В.Н. Куницыной, В.А. Лабунской, В.П. Левкович, A.A. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, А.Е. Личко, B.C. Мерлина, В.И. Моросановой, В.Н.Мясищева, A.A. Реан, С.Л. Рубинштейна, Е.Т.Соколовой, В.А. Донцова и др.
Важный аспект изучения проблем межличностных отношений – это межличностные отношения в организации и в этой связи наиболее важным является вопрос о том, как личностные компоненты, связанные с межличностными отношениями, позитивно влияют на эффективность профессиональной деятельности сотрудника организации. В то же время в профессиональной сфере часто возникают ситуации дисгармоничных межличностных отношений, что ведет к конфликтам.
Объект исследования – взаимодействия членов коллектива.
Предмет исследования – особенности взаимодействия членов коллектива социального учреждения в условиях делового общения.
Цель исследования – изучить особенности взаимодействия членов коллектива социального учреждения в условиях делового общения.
Задачи исследования:
изучить характерологические особенности социального учреждения;
раскрыть особенности общения, его виды, уровни и функции;
охарактеризовать общение как форму взаимодействия в организации;
провести практическое изучение взаимодействия членов коллектива в условиях делового общения.
Методы: анализ теоретических источников по проблеме исследования, сбор эмпирических данных, а именно: синтез, анализ, сравнение, наблюдение, логический подход к информации.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЛЕНОВ КОЛЛЕКТИВА
1.1 Характерологические особенности социального учреждения
Понятие «социальное учреждение» активно используется и в повседневной, и в научной лексике. Однако довольно часто под ним подразумеваются разные типы учреждений или организаций.
Впервые понятие «социальное учреждение» было введено английским философом и социологом Гербертом Спенсером, который рассматривал его как устойчивый, организованный тип деятельности и поведения людей, сохраняющий свою стабильность в течение длительного периода времени и являющийся условием устойчивого функционирования общества. Однако Спенсер выделил такие типы социальных учреждений – религию, науку, образование, искусство и т.п., которые в настоящее время в социологической теории понимаются как социальные институты.
Социальные учреждения, с точки зрения лексикологии, – это некие организации, учрежденные кем-либо для выполнения социальных функций, для решения социальных проблем. Исторически эти учреждения возникают тогда, когда функции по оказанию помощи нуждающимся берет на себя государство, для чего и создаются (учреждаются) специальные подразделения. Отличительная особенность учреждения – это наличие учредителя, которому оно подотчетно [5, с. 49].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алиев В.Г. Теория организации / В.Г. Алиев. – М.: Экономика, 2021. – 429 с.
2. Алферов Ю.Ю. Government Relations в современной России как развивающаяся сфера коммуникационного менеджмента / Ю.Ю. Алферов // Сборники конференций НИЦ Социосфера.– 2021. – №17. – С. 71-73.
3. Антипенко З. Г. Основы теории коммуникаций: курс лекций / З.Г. Антипенко. – М.: Владос, 2021. – 104 с.
4. Базаркина Д. Коммуникационный менеджмент / Д. Базаркина. – М.: Международный центр социально-политических исследований и консалтинга, 2020. – 400 с.
5. Балахонская Л.В. Особенности PR-текстов в сети Интернет: коммуникативно-прагматический аспект / Л.В. Балахонская, И.А. Быков // Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. – 2020. – №2 (22). – С. 41-59.
6. Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика / М.П. Бочаров, А.Н. Чумиков. – М.: Дело, 2021. – 560 с.
7. Браславец Л.А. Социальные сети как средство массовой информации: к постановке проблемы / Л.А. Браславец // Вестник ВГУ. Филология. Журналистика. – 2019. – № 1. – С. 125–132.
8. Варакута С.А. Связи с общественностью / С.А. Варакута. – М.: Инфра-М, 2021. – 207 с.
9. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе: перспективные направления исследований / М.С. Вершинин // Актуальные проблемы теории коммуникации. – 2020.– № 2. – С. 98-107.
10. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления / Н.И. Глазунова. - М.: Проспект, 2021. - 630 с.
11. Голуб О.Ю. Теория коммуникации / О.Ю. Голуб, С.В. Тихонова. – М.: Дашков и К, 2019. – 388 с.
12. Дьяченко О.В. Российские СМИ в социальных сетях Facebook и ВКонтакте: практики взаимодействия / О.В. Дьяченко // МЕДИАСКОП. – 2020. – № 4. – С. 10-15.
13. Зазаева Н.Б. Политические коммуникации в современной России / Н.Б. Зазаева // Власть. – 2021. – № 7. – С. 63-66.
14. Зигфрид Ш. Коммуникация и пиар в организации: учебное пособие / Ш. Зигфрид. – М.: Институт Прикладной Психологии «Гуманитарный Центр», 2019. – 198 с.
15. Ильяхов М. Пиши, сокращай: как создавать сильный текст / М. Ильяхов, Л. Сарычева. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 440 с.
16. Каплунов Д.А. Контент, маркетинг и рок-н-ролл: книга-муза для покорения клиентов в интернете / Д.А. Каплунов. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 496 с.
17. Китчен Ф. Паблик рилейшнз: принципы и практика / Ф. Китчен. – М.: Юнити-Дана, 2020. – 455 с.
18. Коноваленко В.А. Теория коммуникации / В.А. Коноваленко, М.Ю. Коноваленко. – М.: Юрайт, 2020. – 415 с.
19. Крайнова К.А. Интернет как средство политической манипуляции в современном политическом управлении / К.А. Крайнова // PolitBook. – 2019. – № 2. – С. 60-67.
20. Морозова М.Г. Технологии политической коммуникации в условиях информационного общества / М.Г. Морозова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2021. – № 10. – С. 108-112.
21. Морозова О.Н. Политическая интернет-коммуникация: её роль, функции и формы / О.Н. Морозова // Политическая лингвистика. – 2020. – № 1. – С. 156-161.
22. Орлов А.С. Введение в коммуникационный менеджмент / А.С. Орлов. - М.: Гардарики, 2019. – 368 с.
23. Паулов С.В. Масс-медиа в системе политической коммуникации современного российского общества / С.В. Паулов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. – 2019. – № 2. – С. 145-148.
24. Пашенцев Е.Н. Коммуникационный менеджмент и стратегическая коммуникация / Е.Н. Пашенцев. – М.: БФРГТЗ «Слово», 2020. – 396 с.
25. Пустовалов А.В. Новости СМИ в социальных сетях: перспективы успешного распространения / А.В. Пустовалов, М.Ш. Ишматов // Российская и зарубежная филология. – 2019. – № 4. – С. 227-239.