Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика закона о поправке к Конституции РФ 6
1.1 Понятие, содержание, основания и субъекты, обладающие правом инициировать конституционные поправки 6
1.2 Особенности процедуры внесения поправок в Конституцию РФ: реализация и правовые последствия 10
Глава 2. Правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам внесения поправок в Конституцию РФ (анализ п. 2 мотивировочной части Заключения Конституционного Суда РФ 16 марта 2020 года № 1-З) 15
2.1 Запрос Президента РФ в Конституционный Суд РФ 15
2.2 Необходимо ли участие Конституционного Суда РФ в процедуре внесения изменений в Конституцию РФ? 17
2.3. Юридическая природа общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ 20
2.4 Выводы на основе анализа решения Конституционного Суда РФ 23
Заключение 27
Список использованных источников 29
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования обусловлена значением конституционных поправок, которые призваны изменять Конституцию РФ в соответствии с волей народа и возникающими новыми потребностями общества. Таким образом, можно утверждать, что конституционные поправки призваны обеспечивать современное регулирование общественных отношений. Кроме этого, важна процедура внесения поправок в Конституцию РФ, так как от ее соблюдения зависит, будут ли введены в Конституцию новые поправки. В этом ракурсе нас интересует значение и роль Конституционного Суда РФ.
Например, Конституционный Суд РФ принял Заключение о соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также о соответствии Конституции РФ порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации.
Основанием для вынесения такого Заключения является обязанность, предусмотренная частью 3 статьи 3 Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» (далее – Закон о поправке).
Данная обязанность Конституционного Суда РФ состоит в предоставлении заключения о соответствии (или несоответствии) положениям глав 1, 2 и 9 Конституции РФ, не вступивших в силу положений данного Закона, а также о соответствии (несоответствии) Конституции РФ порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона.
Изменения в правовом развитии страны нельзя рассматривать в отрыве от общего контекста ее политического и социально-экономического развития . Поэтому исследование процедуру конституционных поправок, с использованием Заключения КС РФ имеет научную и практическую ценность.
Цель исследования состоит в изучении теоретических проблем, связанных с основами института процедуры внесения поправок в Конституцию РФ, а также изучение перспектив его развития.
Реализация указанной цели потребовала решения следующих взаимосвязанных задач:
1. изучить понятие, содержание, основания и субъектов, обладающих правом инициировать конституционные поправки;
2. выявить особенности процедуры внесения поправок в Конституцию РФ: реализация и правовые последствия;
3. определить правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам внесения поправок в Конституцию РФ (анализ п. 2 мотивировочной части Заключения Конституционного Суда РФ 16 марта 2020 года № 1-З):
– проанализировать, необходим ли запрос Президента РФ в Конституционный Суд РФ;
– проанализировать, необходимо ли участие Конституционного Суда РФ в процедуре внесения изменений в Конституцию РФ;
– определить юридическую природу общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ;
4. Разработать выводы на основе анализа решения Конституционного Суда РФ.
Объектом исследования являются общественные отношения по поводу процедуры внесения поправок в Конституцию РФ.
Предметом исследования являются отечественные научные взгляды, идеи, концепции относительно правовой природы процедуры внесения поправок в Конституцию РФ; нормативно-правовые акты в сфере правового регулирования процедурных отношений внесения поправок в Конституцию РФ, нормативно-правовые акты РФ, а также судебная практика.
Практическая значимость исследования определяются его ориентацией на решение актуальных проблем правового регулирования общественных отношений в области процедуры внесения поправок в Конституцию РФ.
Методологическую базу исследования составили современные правовые учения и методология научного познания. Были использованы общенаучные методы системного анализа, обобщения нормативных правовых актов, диалектический подход к рассмотрению изучаемых проблем.
Структура курсовой работы: состоит из введения, двух глав и шести параграфов, заключения, списка использованной литературы и источников. Список литературы и источников включает 18 наименований.
Глава 1. Общая характеристика закона о поправке к Конституции РФ
1.1 Понятие, содержание, основания и субъекты, обладающие правом инициировать конституционные поправки
Процесс изменения Конституции утратил квази-сакральный характер «сотворения мира», инструментализировался, стал похож на одну из технических конституционных процедур .
Внесение поправок в Конституцию РФ составляет лишь часть конституционного правообразования, которое может рассматриваться в качестве его самостоятельной стадии .
Поправка к Конституции – изменения и дополнения, вносимые в конституцию как основной закон государства . Во многих учебниках по конституционному праву не представлено понятие «конституционная поправка», а описан сам процесс внесения изменений в Конституцию.
Поправка к Конституции РФ – это изменение текста глав 3 - 8 Конституции РФ: исключение, дополнение, новая редакция . Доктринально все ученые в основном согласны с этим определением, указанным в законе. Более того, поражает, насколько мало изучена область внесения конституционных поправок, отсутствуют диссертации, посвященные именно поправкам в Конституцию. Учеными исследовались более широкие области – аспекты конституционных реформ.
Право инициировать конституционные поправки – это право вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ, которые вносятся в Государственную Думу Федерального Собрания РФ (далее – Государственная Дума) субъектом права инициативы такого предложения, в виде проекта закона РФ о поправке к главам 3 - 8 Конституции.
Субъекты права инициативы установлены статьей 134 Конституции РФ – это Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Содержание инициативы конституционных поправок должно включать следующие реквизиты:
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Сборник Собрание законодательства РФ от 1994 г., № 13, ст. 1447
3. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2004г., N 27 , ст. 2710
4. Федеральный закон от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ от 1998 г. , N 10 , ст. 1146
5. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»// Собрание законодательства РФ от 2020 г. , N 11 , ст. 1416
6. Указ Президента Российской Федерации от 17.03.2020 № 188 «О назначении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» // Сборник Собрание законодательства РФ от 2020 г., № 12, ст. 1743
7. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30.01.2002 № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ от 2002 г., N 7, ст. 635
8. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 14.03.2020 № 98-СФ «Об установлении результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" // Сборник Собрание законодательства РФ от 2020 г., № 12, ст. 1659
Литература
9. Авакьян С. А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь / С. А. Авакьян — М.: Юстицинформ, 2015.– с. 502.
10. Артемова О. Е. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации: государственный орган или орган государственной власти? // Вестник Челябинского государственного университета. — 2013. — № 5 (296). — С. 5–8.
11. Дощатов, А. А. Конституционные поправки 2020 года: критический обзор и обзор изменения действующего законодательства в рамках конституционной реформы / А. А. Дощатов // Оригинальные исследования. – 2021. – Т. 11. – № 10. – С. 126-139.
12. Киреев, Валерий Витальевич. Теоретические проблемы реформирования конституции Российской Федерации : автореферат дис. ... доктора юридических наук : 12.00.02 / [Место защиты: Челяб. гос. ун-т]. - Челябинск, 2010. - 42 с.
13. Никитина, А.В. Конституционно-правовые споры : автореферат дис. ... доктора юридических наук : 12.00.02 / Никитина Анна Васильевна; [Место защиты: Ом. гос. ун-т им. Ф.М. Достоевского]. - Омск, 2019. - 42 с.
14. Петров, Алексей Александрович. Решения Конституционного Суда Российской Федерации в доктрине и практике конституционного правосудия : диссертация ... доктора юридических наук : 12.00.02 / Петров Алексей Александрович; [Место защиты: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского]. - Иркутск, 2019. - 569 с.
15. Сасов К. Правовой анализ Заключения Конституционного Суда РФ №1-З от 16 марта 2020 г. // [Электронный ресурс]. – URL: https://zakon.ru/blog/2020/3/19/pravovoj_analiz_zaklyucheniya_konstitucionnogo_suda_rf_1-z_ot_16_marta_2020_g
16. Соколов М.В. Проблемы правового регулирования общероссийского голосования по поправкам к Конституции России // Скиф. 2020. №3 (43). С. 157-161.
17. Таева Н.Е. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации: эволюция юридических свойств // Актуальные проблемы российского права. 2020. №8.– с. 50-52.
18. Тушканов Игорь Валентинович, Фантров Павел Петрович, Гаврилова Виолетта Дмитриевна, Шинкарук Владимир Владимирович. Закон о поправках к Конституции Российской Федерации в политико-правовом механизме развития Российского государства // Право и практика. 2020. №4. С. 42-47.
19. Харламов, С. О. О порядке внесения поправок в Конституцию Российской Федерации / С. О. Харламов, С. А. Егоров // Вестник экономической безопасности. – 2020. – № 3. – С. 81-85. – DOI 10.24411/2414-3995-2020-10160.
20. Шустров, Дмитрий Германович. Пределы изменения конституции и конституционный контроль за их соблюдением : автореферат дис. ... доктора юридических наук : 12.00.02 / [Место защиты: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова]. - Москва, 2021. - 54 с.
21. Щипанов, А.В. Конституционно-правовая природа системы обеспечения деятельности президента Российской Федерации : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.02 / Щипанов Александр Валерьевич; [Место защиты: Ур. гос. юрид. акад.]. – Екатеринбург, 2011. – 24с.
Судебная практика
22. Заключение Конституционного Суда Российской Федерации от 16.03.2020 № 1-З «О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ от 2020 г. , N 12 , ст. 1855
23. Определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 2014 года №1567-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации")» // Собрание законодательства РФ от 2014 г., N 30, ст. 4397 (часть II)
Официальные сайты и ресурсы сети Интернет
24. Официальный сайт Конституционного Суда РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ksrf.ru/