Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы нравственного развития и воспитания человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. В результате множества негативных факторов современные дети оказались в условиях нравственного и духовного хаоса. Именно поэтому в системе современного воспитания проблема нравственности стоит превыше всего.
Нравственные ценности во все времена были и остаются основополагающими в гуманистическом образовании. Очень важно, чтобы развивался не только интеллект ребенка, но и его чувства, умение мыслить и сопереживать. Такие чувства, как доброта, любовь, согласие, взаимопомощь, составляют основу общечеловеческих нравственных ценностей. Выявлено, что одним из главных компонентов нравственности в обществе является народная культура, которая стала объектом изучения многих педагогов в работе с детьми дошкольного возраста (М. Б. Зацепина, Т. С. Комарова, О. И. Соловьева, О. А. Соломенникова, Е. А. Флерина и др.) [11]. Поэтому развитие интереса у детей к литературе, музыке, художественно-прикладному творчеству, зодчеству и другим видам народной культуры и приобщение к ним способствуют не только укреплению национального сознания, сохранению исторических, культурных корней, но и формированию нравственной личности ребенка.
Исследования, проведенные под руководством Т. С. Комаровой, доказывают, что развитие нравственной, творческой личности наиболее эффективно проходит в процессе художественно-эстетических практик, формирующих культурологическое самосознание человека, помогающих ему понять мир и самого себя через включение в эмоционально-чувственное познание [22].
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития личности. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
В настоящее время одной из задач педагогов и специалистов ДОО становится отбор и рациональное использование разнообразных средств и методов воспитания нравственных качеств личности [20].
Гжельская роспись - это древнее, традиционно русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке уже более 670 лет назад.
В наше время у детей нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством - подержать в руках подлинные изделия, например, предметы гжельской керамики, увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Это значительно обедняет детское восприятие и впечатления дошкольников, и неизбежно отражается в дальнейшем на развитии эстетического восприятия окружающей действительности и произведений искусства, в частности. И эта задача, стоящая перед педагогическим сообществом, сегодня тем более актуальна, А в дошкольных учреждениях практически мало уделяется внимания декоративно - прикладному искусству.
Ученые признают, что одним из эффективных способов воспитания нравственных ценностей является общение педагога и ребенка, которое опирается на высокие моральные и нравственные эталоны и протекает в условиях окружающей культурной среды [22]. Факт воспитательного воздействия на человека окружающей культурной среды не подлежит сомнению. Она воспитывает человека незаметно для него самого. Его воспитывает история, прошлое, открывающее ему окно в мир будущего.
Вышесказанное позволяет сказать, что тема исследования «Изучение гжельского искусства как средство воспитания нравственных качеств личности дошкольника» является актуальной и требует всестороннего изучения.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания дошкольников.
Предмет исследования: изучение гжельского искусства как средство нравственного воспитания дошкольников.
Цель исследования: изучить особенности изучения гжельского искусства как средство воспитания нравственных качеств личности дошкольника.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятия «нравственные отношения» в психолого-педагогической литературе;
2. Выявить особенности нравственного развития детей дошкольного возраста в программах ДОО;
3. Охарактеризовать особенности изучения гжельского искусства в развитии нравственных качеств личности дошкольников;
4. Описать организацию занятий по изучению гжельского искусства.
Методы исследования: синтез, анализ, сравнение, обобщение.
Практическая значимость: данная работа может быть использована в практической деятельности воспитателей и других специалистов дошкольных образовательных организаций.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Формирование нравственных отношений как психолого-педагогическая проблема
Для того чтобы разобраться в сущности термина «нравственные понятия» необходимо обратиться к его составляющим: «нравственность» и «понятие».
Мораль является важной формой социального сознания и общественным институтом, регулирующим формы поведения людей в различных областях. Мораль – это система правил, норм и принципов, определяющих поведение людей по отношению друг к другу, к обществу и его институтам [6]. Об уровне нравственности человека можно судить по тому, как им принята и освоена мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими принципами и нормами морали. Таким образом, нравственность – это характеристика личности, которая объединяет в себе следующие свойства и качеств, регулирующие индивидуальное поведение человека: честность, порядочность, доброта, справедливость, дисциплинированность, правдивость, трудолюбие, коллективизм [26].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акулова, О. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / О. В. Акулова, Т. И. Бабаева; под ред. С. Д. Ермолаева. – Санкт-Петербург, 2016. – 344 c.
2. Бгуашева, З. К. Педагогические условия формирования нравственной воспитанности личности старшего дошкольника в современной дошкольной образовательной организации / З. К. Бгуашева // Педагогические условия формирования нравственной воспитанности личности старшего дошкольника в современной дошкольной образовательной организации. – 2017. – № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-nravstvennoy-vospitannosti-lichnosti-starshego-doshkolnika-v-sovremennoy-doshkolnoy (дата обращения: 03.02.2022).
3. Бордовская, Н. В. Психология и педагогика: учебник / Н. В. Бордовская, С. И. Розум; под ред А. А. Реана. – Санкт - Петербург: ЗАО издательский дом «Питер», 2018. – 320 c.
4. Бородина, Е. Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности : автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Е. Н. Бородина. — Челябинск, Уральский государственный педагогический университет, 2016. — 23 с.
5. Веракса, Н. Е. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дрофеевой; под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дрофеевой. —5-е изд, (инновационное), испр. и доп. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.
6. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / В. И. Даль. – Москва: Русский язык. – 1980. – 693с.
7. Долженко, А. А. Нравственное воспитание дошкольника в современных условиях ФГОС ДОО / А. А. Долженко, Н. В. Чепыжная, Н. В. Родионова // Нравственное воспитание дошкольника в современных условиях ФГОС ДОО. – 2016. – № 76. - URL: https://1376.mskobr.ru/files/kruglyj_stol_metody_nravstvennogo_vospitaeniya.pdf (дата обращения: 03.02.2022).
8. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т. Ф. Ефремова. – Москва: АСТ, Астрель, Харвест, Lingua, 2006. - 996 c.
9. Забельская, Т. В. Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие нравственной стороны личности ребенка / Т. В. Забельская // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-dekorativno-prikladnogo-iskusstva-na-razvitie-nravstvennoy-storony-lichnosti-rebenka (дата обращения: 16.02.2022).
10. Кашникова, Е. В. Оригинальные техники изобразительной деятельности. 60 занятий с детьми 5–7 лет. Пособие для воспитателей и внимательных родителей / Е. В. Кашникова. — СПб.: КАРО, 2013. — 96 с.
11. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учебное пособие / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – Москва, 2015. – 431 с.
12. Марьенко, И. С. Нравственное становление личности / И. С. Марьенко. – Москва: Педагогика, 1985. – 104 с.
13. Мусс, Г. Н. Проблемы преемственности в нравственном воспитании между детским садом и начальной школой / Г. Н. Мусс, 2012. – 65 с.
14. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития: учебник / В. С. Мухина. – Москва: Академия, 2016. – 272 c.
15. Набока, О. В. Психолого-педагогические основы формирования нравственных понятий у младших школьников / О.В. Набока. // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2012. – №10. – С.112-118.
16. Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий / Под ред. Т. С. Комаровой. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 208 с.
17. Нечаева, В. Г. Нравственное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей / В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, Р. И. Жуковская и др. – Москва: Просвещение, 1984. – 272 с.
18. Парамонова, Л. А. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Истоки» / Парамонова, Л. А; под ред. Т. В. Цветкова. – 5-е изд. Перераб. – Москва: ТЦ Сфера, 2017. – 192 с.
19. Педагогика: учебник / Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. – Москва: Проспект. – 2010. – 432 с.
20. Подласый, И. П. Педагогика. Теоретическая педагогика: учебник для бакалавров / И. П. Подласый. - Москва: Юрайт, 2013. – 777 c.
21. Потаповская, О. М. Особенности реализации нравственного воспитания детей в современной практике дошкольных образовательных учреждений / О. М. Потаповская // Особенности реализации нравственного воспитания детей в современной практике дошкольных образовательных учреждений. – 2014. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-detey-v-sovremennoy-praktike-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy (дата обращения: 14.02.2022).
22. Скоролупова, О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством / О. А. Скорлупова. — М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2009.
23. Сластенин, В. А. Педагогика: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – Москва: Академия, 2013. – 496 c. – Текст: непосредственный.
24. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. М. Сокольникова. 3-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2006. — 368 с.