Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы конституционного контроля состоит в том, что механизм специализированного конституционного контроля, в особенности для государств, которые находятся на переходном этапе своего развития, формирует большие возможности для юридического разрешения разногласий в политической сфере. В сущности, образуется реальная возможность для конституционного, юридического выхода из всех тупиковых ситуаций.
Также необходимо отметить, что вопрос, связанный обеспечения конституционности актов нормативного характера перестал быть преимущественно либо исключительно вопросом защиты человеческих прав. На первый план выдвинуты обеспечение общественной стабильности, придание его развитию устойчивой динамики и задача привлечения всех органов власти государства, как и граждан, к активному и согласованному участию в данном процессе.
Одной из довольно актуальных проблем конституционализма на современном этапе развития выступает определение роли и места органов конституционного контроля в национальном механизме разделения властей. Со всем этим также связан вопрос о конституционных основах их функционирования и организации, так же, как и о правовой природе самих актов конституционного правосудия, в качестве итоговой юридической формы конституционно-контрольной деятельности.
Выступая в качестве специального органа власти суда, Конституционный Суд Российской Федерации, принимая во внимание возлагаемые на него полномочия и функции, связанные с обеспечением непосредственного действия и верховенства Конституции РФ, и баланса властей, является еще и высшим конституционным органом одного уровня с федеральными звеньями законодательной, президентской и исполнительной властей. В этом и заключается его двуединая юридическая природа.
Однако не стоит упускать из вида и тот факт, что Конституционный Суд РФ все же можно признать высшим органом в том смысле, что ему отводится высшее положение в системе конституционного контроля в государстве, он не поднадзорен никаким инстанциям, его решения обладают обязательным характером, включая и иные высшие структуры государства, он связан во время отправления правосудия лишь Конституцией РФ в качестве вершины правовой системы и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ».
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающие в процессе деятельности Конституционного Суда РФ.
Предмет исследования - правовой статус Конституционного Суда РФ как органа конституционного контроля в РФ.
Цель данной работы – комплексное исследование Конституционного Суда Российской Федерации: назначения и компетенции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1)изучить правовой статус Конституционного Суда РФ: порядок формирования и деятельности;
2) рассмотреть полномочия Конституционного Суда РФ;
3) исследовать правовые позиции Конституционного Суда РФ: понятие и значение для обеспечения единого конституционного пространства;
4) изучить актуальные вопросы реализации решений Конституционного Суда РФ.
При написании работы применялись как общенаучные методы (системный анализ, восхождение от абстрактного к конкретному и др.), так и специальные юридические (сравнительный, моделирования, структурно-функциональный и т.д.).
Структура работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и библиографического списка.
Глава 1.Конституционный Суд РФ: политико-правовая природа и социальное назначение
1.1.Правовой статус Конституционного Суда РФ: порядок формирования и деятельности
Конституционным Судом РФ признается судебный орган конституционного контроля, который на независимой и самостоятельной основе осуществляющий судебную власть путем конституционного судебного производства.
Процедура и полномочия формирования и деятельности Конституционного Суда РФ устанавливаются Конституцией РФ.
В ст. 125 Конституции предусматривается процедура формирования и деятельности, а также полномочия Конституционного Суда РФ.
По вопросам собственной внутренней деятельности Конституционный Суд России принимает Регламент Конституционного Суда РФ. В данном документе предусматриваются: процедура установления персонального состава палат; процедура распределения дел между ними; процедура установления очередности исследования дел в пленарных заседаниях; характерные признаки делопроизводства и т.д.
Конституционный Суд РФ включает в себя девятнадцать судей и вправе осуществлять собственную деятельность, если в составе имеется не менее ¾ от общего числа судей.
Предложения по кандидатурам на должности судей КС РФ Президенту могут внести депутаты Госдумы РФ, члены Совета Федерации РФ, органы законодательной власти на уровне субъектов РФ, высшие органы суда ( ВС РФ, Конституционный Суд РФ), правовые ведомства федерального уровня (к примеру, Минюст РФ), общероссийскими правовыми сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.
Для того, чтобы быть назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ, кандидат обязан отвечать некоторым требованиям:
1) российское гражданство;
2) ценз по возрасту – не меньше сорока лет;
3) наличие высшего юридического образования и стажа работы по правовой профессии не меньше пятнадцати лет;
4) безупречная репутация;
5) признанная высокая квалификация в правовой сфере.
Судья Конституционного Суда РФ подлежит назначению на должность только один раз на срок пятнадцать лет. Предельным возрастом судьи является семьдесят лет. Судья Конституционного Суда РФ имеет довольно высокое положение, большинство элементов которого усилены в сравнении с общим статусом российского судьи. Так, для судей КС РФ предусмотрена более сложная процедура привлечения к правовой ответственности, которая отличается комплексом оснований и процедура досрочного прекращения компетенции, более высокие социальные и материальные гарантии, более строгие требования к содержанию принципа несовместимости и др.
В структуру Конституционного Суда РФ входят Председатель КС РФ, его заместитель, судья-секретарь, сотрудники аппарата и секретариата и иных отделов КС РФ, а также судьи КС РФ.
Председатель, судья-секретарь, а также заместитель Председателя Конституционного Суда РФ выбираются из числа судей Конституционного Суда на срок в 3 года на заседании пленарного типа путем тайного голосования большинством голосов от общего числа.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) О Конституционном Суде Российской Федерации // Российская газета, N 138 - 139, 23.07.1994
Научная и учебная литература:
1. Артемьев Г. В. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации [Текст] // Право: современные тенденции: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 6-8.
2. Асташкина Е. Н., Курохтина Е. С. Конституционный Суд РФ: отдельные вопросы организации и деятельности // Журнал «Вестник Саратовской государственной юридической академии». -2017. – С. 116-118
3. Афанасьева О. В. Конституционное право зарубежных стран : учебник для академического бакалавриата / О. В. Афанасьева, Е. В. Колесников, Г. Н. Комкова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 380 с.
4. Гольштейн Я.Е. Характер решений Конституционного Суда РФ // Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. - 2018. - № 15. - С. 32-37.
5. Закон РСФСР от 12 июля 1991г. № 1599–1 «О Конституционном Суде РСФСР» (с посл. изм. и доп. от 25 февраля 1993г. № 4549–1) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 30, ст. 1017. (утратил силу).
6. Ильинцев В.А. Решения Конституционного Суда РФ как ведущий элемент конституционного правосудия // Журнал «Образование. Наука. Научные кадры». - 2019. - № 1. - С. 35-39.
7. Кузнецов А.В. Правовые особенности реализации полномочий Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал «Социология и право». - 2021. - № 4 (54). - С. 109-114.
8. Стрекозов, В. Г. Конституционное право России: учебник для академического бакалавриата / В. Г. Стрекозов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 244 с.
9. Фомичева О. А. Решение Конституционного Суда как форма реализации идеи законопроекта // Журнал «Вестник Омского университета. Серия Право». – 2019. – С. 33-35
10. Халин М.Г. Конституционный Суд РФ: правовая характеристика, полномочия // Противодействие экстремизму, терроризму, коррупции: теория и практика. Сборник научных статей. -2019. – С.120-122
11. Худолей К. М. Полномочия Конституционного Суда РФ: проблемы теории и практики конституционного правосудия.- Вестник Пермского университета. Юридические науки. Выпуск № 2 / 2017. – С. 15-18
12. Цыганкова Т.С. Правовой статус судьи Конституционного Суда // Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития. Сборник научных статей. – 2018. – С. 237-242
13. Чиканова А.О. О некоторых аспектах правового статуса судьи Конституционного Суда РФ // Журнал «Научное образование». - 2021. - № 1 (10). - С. 164-167.
14. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры/ Шахрай С.М.— М.: Статут, 2017.— 624 c.
Материалы правоприменительной практики:
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 N 21-П По делу о проверке конституционности положений статьи 1 Федерального закона "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней", пунктов 1 и 2 статьи 32 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", частей первой и четвертой статьи 11, пункта 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 13, пункта 4 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 2 части четвертой статьи 413 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы // Российская газета, N 163, 27.07.2015