Фрагмент для ознакомления
2
что ученики вспомогательной школы характеризуются глубокими нарушениями внимания. Резкие отклонения в развитии внимания уже могут квалифицироваться как дефект, сопутствующий умственной отсталости. Большинство трудностей в период обучения в младшем звене школы определяется отклонениями именно внимания учащихся.
Корректировать развитие психологических процессов у умственно-отсталых детей необходимо. Выявление особенностей произвольного внимания младших умственно отсталых школьников и раскрытие их потенциальных возможностей имеет очень большое значение для правильного выбора средств и приемов дальнейшей коррекционной работы.
Специальная литература не располагает сведениями об особенностях внимания детей, страдающих олигофренией, при этом имеющих отличия в качественной структуре дефекта. Данные сведения очень помогли бы педагогам вспомогательной школы обеспечивать научно обоснованный дифференцированный подход к обучающимся, поскольку состав учеников в таких заведениях достаточно полиморфен.
Дефектология на современном этапе своего развития не располагает конкретными, статистическими материалами, характеризующими те изменения основных свойств внимания умственно отсталых детей, которые происходят под воздействием коррекционно-направленного обучения, осуществляемого во вспомогательной школе. Следует отметить лишь исследование Баскаковой И.Л., посвящённое вниманию детей-олигофренов.
Можно лишь предположить, что по ряду показателей основных свойств внимания: по объему, устойчивости, распределению внимания, дети, страдающие олигофренией должны значительно отставать от учеников массовой школы того же возраста. Баскакова И.Л. отмечает, что различия особенно резко проявляются между умственно отсталыми и нормально развивающимися первоклассниками [1, С. 36].
С первого по третий класс, то есть по мере обучения во вспомогательной школе и, соответственно, в связи с продвижением детей в общем развитии у детей, страдающих умственной отсталостью, обнаруживается повышение показателей всех свойств внимания. Однако развитие внимание у детей с дебильностью происходит менее интенсивно, чем у учеников массовой школы, и отличается качественным своеобразием.
У умственно-отсталых младших школьников отмечаются множественные варианты объема внимания, зависящего от того, как часто ребенок знакомится с объектами внимания, от количества дефектов понимания, от характера этих объектов и связи между ними [1, С. 37].
Умственно отсталые дети, обучающиеся в первом классе, имеют различия в качественном своеобразии дефекта, и существенно отличаются друг от друга основными свойствами внимания. Подобные типологические различия не исчезают вплоть до окончания второго класса.
Темп развития внимания у олигофренов, отличных друг от друга структурой дефекта, не одинаков. Более быстрым темпом обладают дети с неосложненным вариантом дефекта. К третьему классу у них показатели всех основных свойств внимания в меньшей степени, чем у других групп испытуемых, отстают от соответствующих данных детей с сохранным интеллектом.
Заторможенные олигофрены отличаются относительно быстрой динамикой развития основных свойств внимания. Но к третьему классу для них характерен, по сравнению с олигофренами других групп, наиболее узкий объем внимания, и они сильно затрудняются в его распределении.
Возбудимые олигофрены имеют весьма замедленную динамику развития внимания. В третьем классе их показатель устойчивости и распределения внимания низкий по сравнению с олигофренами неосложненной группы, и, тем более, с нормально развивающимися детьми. Несколько меньше у них отставание по объему внимания.
Таким образом, проявить внимание – это значит направить и сосредоточить собственное сознания на определенном предмете, явлении или деятельности. Внимание человека служит в качестве ограничителя потока информации, предназначенного для последующего анализа, усиливает восприятие одной информации и способствует игнорированию другой.
Процесс внимания обеспечивает правильное ориентирование субъекта в окружающем мире и самое полное и отчетливое отражение его в психике.
Дефектология на современном этапе своего развития не располагает конкретными, статистическими материалами, характеризующими те изменения основных свойств внимания умственно отсталых детей, которые происходят под воздействием коррекционно-направленного обучения, осуществляемого во вспомогательной школе. Можно лишь предположить, что по ряду показателей основных свойств внимания: по объему, устойчивости, распределению внимания, дети, страдающие олигофренией должны значительно отставать от учеников массовой школы того же возраста [1, С. 40].
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей внимания у умственно-отсталых детей младшего школьного возраста
2.1. Организация проведения исследования
Цель эмпирического исследования: выявить особенности внимания у умственно-отсталых детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1) подобрать экспериментальную группу (ЭГ) и контрольную группу (КГ);
2) провести констатирующий эксперимент с помощью методик «Прокалывание кружков», «Вставь нужную фигуру» [22];
3) обобщить полученную информацию и выделить особенности внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Исследование организовано в МБОУ «СШ №25» п. Энем.
В исследовании приняли участие дети 2 класса в возрасте от 7 до 9 лет. В ЭГ вошли 5 человек с умственной отсталостью 1 степени. В КГ вошли 5 человек с умственной отсталостью 2 степени.
Исследование проводилось поэтапно:
1) организация обследования, работа с документацией;
2) констатирующий эксперимент по выявлению уровня развития внимания у испытуемых ЭГ и КГ;
3) анализ результатов и выявление особенностей внимания у детей младшего школьного возраста.
Дадим краткую характеристику испытуемых группы ЭГ посредством таблицы 1.
Более подробный анамнез рассмотрен в Приложении 1.
Таблица 1 – Характеристика детей из ЭГ
№ Имя Диагноз Причины заболевания
1 Алена Дебильность Интоксикация у матери, краснуха во время беременности
2 Катя Имбецильность Тяжелое нарушение обмена веществ у матери во время беременности, вызывающее дисфункцию в работе органов
3 Света Дебильность Родовая травма (использование акушерских щипцов во время родов)
4 Ринат Имбецильность Наследственный фактор
5 Макар Дебильность Токсоплазмоз у матери во время беременности
6 Михаил Имбецильность Родовая травма
7 Стефания Дебильность Наследственный фактор
8 Родион Дебильность Родовая травма (использование акушерских щипцов во время родов)
9 Александр Дебильность Наследственный фактор
10 Степан Имбецильность Родовая травма
Методика №1. Проба внимания по Г.И. Россолимо или «Прокалывание кружков».
Цель: изучить темп, объем, устойчивость и распределение внимания, особенности работоспособности испытуемых.
Методический материал: оформленный специальным образом лист бумаги формата А4, набор простых вопросов, секундомер, ручка.
Лист бумаги оформляется следующим образом. На лицевой стороне нарисовать кружочки. Кружочки помечаем крестиками: 2 раза крестиком помечаем каждый второй кружок; 2 раза – каждый третий; 2 раза – каждый четвертый; затем снова каждый второй. В качестве используем такие: как тебя зовут, как зовут твою маму, папу; на какую букву начинается твое имя, фамилия; какое сегодня число, месяц, день недели, год; как называется наш поселок; сколько тебе лет; как зовут учительницу; есть ли у тебя братья, сестры; как их зовут; любишь ли ты животных.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1) Баскакова И.Л. Внимание школьников-олигофренов. - М.: Просвещение. - 1982. – 120 с.
2) Божович А.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Академия. - 2005. - 290 с.
3) Волкова Т.Н. Развитие памяти и внимания. - Москва: ЗАО «БАО-ПРЕСС». - 2005. - 240 с.
4) Вундт В. Введение в психологию. – М.: КомКнига. - 2007. – 168 с.
5) Гальперин П.Я. Лекции по психологии: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академия. - 2002. - 400 с.
6) Гатанова Н.В. Развиваю внимание. - СПб.: Питер. - 2000. - 198 с.
7) Гурович И.Я., Шмуклер А.Б. Практикум по психосоциальному лечению и психосоциальной реабилитации психически больных. - М.: Медпрактика. - 2002. — 179 с.
8) Дормашов Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М.: - 2002. - 339 с.
9) Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания // Советская педагогика. - 1938. - № 8. – С. 12-19.
10) Дружинин В.Н. Психология: учебник для гуманитарных вузов. - СПб.: - Питер. - 2007. – 309 с.
11) Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. - М.: Знание. - 1987. - 80 с.
12) Ильин Е.П. Психология. – СПб: Питер. - 2010. - 545 с.
13) Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. – Челябинский интерактивный синтез интегративной психологии и парапсихологии. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.psi-sintez.ru/Psychoparesis/Isaev/I/6
14) Комарова Т.К. Психология внимания. - Гродно: ГрГУ. - 2002. - 124 с.
15) Кошелева С.В. Педагогическая психология. - М.: Академия. - 2005. – 263 с.
16) Кривова М.А. Развитие внимания в начальной школе // Школьный психолог. - 2003. - №46. - С. 25-29.
17) Назарова Н.М. Специальная педагогика. - М.: Наука. - 2009. - 390 с.
18) Павлов И.П. Об уме вообще, о русском уме в частности. «Физиологический журнал им. И. М. Сеченова». - № 9. - 1999. - С. 75-99.
19) Певзнер М.С. Учащиеся вспомогательной школы. - М.: Наука. - 2008. – 280 с.
20) Петровский А.В, Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь. - М.: - 2010. – 170 с.
21) Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. - М.: Просвещение. - 2009. - 156 с.
22) Поздняков С.В. Тестирование в психологической диагностике. - М.: Просвещение. - 2009. - 125 с.
23) Разумова Г.А. Особенности внимания младших школьников // Начальная школа. Плюс до и после. - 2005. - №4. - С. 35-41.
24) Рогова Е.И. Настольная книга практического психолога. - М., 2008. - с. 325.
25) Рубинштейн С.Л. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Наука. - 2008. – 317 с.
26) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учеб. пособие для вузов. - СПб.: Питер. - 2007. - 712 с.
27) Симптомы умственной отсталости у детей. – 2015. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://odepressii.ru/narusheniya/intellekta/umstvennaya_otstalost_u_detej.html
28) Умственная отсталость у ребенка. Психология и психиатрия. – 2016. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://psihomed.com/umstvennaya-otstalost-u-rebenka/
29) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
30) Шаповалова О.Е. Практикум по специальной психологии. - М.: Наука. - 2007. - 71 с.
31) Шадрина А.Д. – 2015 . – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://educontest.net/ru/1323409/%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0-1-4-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81-%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%83%D0%BF%D1%80/
32) Шиф Ж.И. Умственное развитие учащихся вспомогательной школы. - М.: Наука. - 1961. - 210 с.