Фрагмент для ознакомления
2
• открыться своему будущему, всему, что предстоит, и тому большему целому, во взаимосвязи с которым человек себя ощущает – то есть, действуя, посвятить себя смыслу.
Представители экзистенциалистского подхода считают, что одиночество изначально присуще человеку. Одиночество обнаруживается в пограничных состояниях. Исходя из этого не нужно искать выход из одиночества, а необходимо осознать свое одиночество и примириться с ним.
Таким образом, существуют различные подходы в понимании одиночества основные из них: психодинамическое направление, социологический подход, когнитивное, экзистенциальное направления.
Разным видам одиночества соответствуют разные статусы идентичности: диффузному одиночеству, предполагающему «растворение» в других людях – принятая идентичность, отчуждающему одиночеству, характеризующемуся утратой связи с другими людьми, утрата себя – диффузная идентичность
Глава 2. Психологические особенности одиночества людей с ОВЗ
Множество проблем и трудностей имеют психическо-социальную природу, которые проявляются в различной степени выраженности. Несомненно, процессы реабилитации и социального воспитания занимают значительное место в системе коррекционной педагогики .
Рассматривая и обобщая квалификации, предложенные В. А. Лапшиным, Б. П. Пузановым и А. Р. Маллера, выявлено, что основой этих классификаций является характер патологического нарушения, такой как: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, поведения и общения, психофизического развития, умственная отсталость и задержка психического развития.
Классификация, предложенная Т.В. Егоровой, группирует патологические нарушения в зависимости от локализации процесса на телесные, сенсорные и нарушения деятельности мозга. Исходя из этого, нетрудно сделать вывод, что процесс развития как и взаимодействие с такими детьми вызывает многочисленные проблемы, которые в большинстве случаев связаны с влиянием на них как внешних, так и внутренних факторов .
Не исключается и тот факт, что в зависимости от вариационных особенностей патологии некоторые дефекты развития могут практически полностью преодолеваться при правильном процессе обучения и воспитания ребенка, другие иметь латентный характер, а некоторые только компенсироваться .
Рассмотрим некоторые психологические особенности развития детей с ограниченными возможностями: Психологические особенности детей с умственной отсталостью. Еще в египетских папирусах, которые датированы 1552 годом до нашей эры имеются описания умственной отсталости. Умственная отсталость (малоумие, олигофрения) - остановка в развитии личности из-за патологии головного мозга, обусловленная как эндогенными так и экзогенными причинами .
На данный момент, многочисленные зарубежные авторы считают что, причины развития умственной отсталости в большей степени связанны с генетическими и хромосомными аномалиями.
Характерной особенностью развития умственно отсталого ребенка по мнению А. А. Катаева и Е. А. Стребелева, является нарушение развития и формирования уже с первых дней жизни в отличие от развития нормальных детей. Исследования, проводимые Л. В. Занковой, X. С. Замским, Б. И. Пинским, И. М. Соловьевой, говорят о специфических изменениях памяти таких детей, как в произвольном, так и непроизвольном запоминании. Однако значимых различий между ними обнаружено не было .
Однако умственная отсталость проявляется не только в несформированности познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы. В работах С. С. Ляпидевского и Б. И. Шостака описаны однообразные чувства, которые проявляются в результате непосредственного воздействия определенного фактора .
Эмоциональное состояние таких детей имеет резкие ограниченные края от состояния удовольствия и неудовольствия. Незрелость эмоциональной сферы является, одной из главной особенностей личности таких детей.
Так же, трудно развивающейся является способность к обобщению, которая проявляется более выражено из-за нарушения процессов анализа, синтеза, абстрагирования и сравнения. Этим обосновываются трудности таких детей в выполнение мысленного расчленения предмета, явления, либо ситуации и неспособности к выявлению составляющих элементов. Н. Л. Коломинский отмечает, что «умственно отсталые дети не проявляют интереса к игре». Игра в данной ситуации является моделью приобретения социального опыта. Недаром неумение активно играть считается важным диагностическим показателем умственной отсталости.
Стоит отметить, что в настоящее время, изменился акцент в исследовании психологических особенностей детей с умственной отсталостью. Углубленное изучение медицинских аспектов уходит на второй план, давая возможность анализировать проблемы развития умственно отсталого ребенка как личности и определять его роль и статус в социуме .
Несмотря на то, что умственная отсталость является необратимым процессом, это не говорит о невозможности ее коррекции. Правильно организованное врачебно–педагогическое воздействие, несомненно, оказывает положительную динамику в развитии таких детей .
В середине прошлого столетия такие исследователи как Н. И. Озерецкий, А. Штраус и Л. Летинен определили категорию детей «с задержкой психического развития». Были выявлены качественные признаки и отличия таких детей от «умственно отсталых». Несмотря на то, что это проявляется в их замедленном темпе психического развития, они способны так же показывать положительную динамику в процессе их коррекционного обучения.
Такие дети испытывают стойкие трудности в учении, однако имеют достаточно высокую сохранность интеллектуальных возможностей по сравнению с «умственно отсталыми». Исходя из этих определений, многие зарубежные авторы как следствие отдают свое предпочтение нарушению поведения, незрелости эмоционально-волевой сферы в базисную проблему таких детей.
Проведенные исследования детей с ЗПР показали что, для приема и переработке информации им требуется более длительный срок. Как и умственно отсталые дети они также испытывают проблемы в игровой деятельности, за счет замедленного восприятия.
Психологические особенности детей с ЗПР имеют характерные отличия как от нормально развивающихся сверстников, так и от детей с умственной отсталостью. Но из-за большой схожести проведение дифференциальной диагностики оказывается затруднительным. Только применив многокомпонентное психологическое обследование, направленное на изучение познавательной деятельности можно будет, с уверенностью сказать будет о правильной диагностики и соответственно адекватным подходом к обучению и коррекции.
Анализ зарубежных работ обнаруживает разные подходы к изучению ЗПР и к выработке адекватных диагностических методов. Задержка психического развития у детей проявляется в замедленном созревании эмоциональной и волевой сфер, в недостаточном развитии мотивации, в недостаточном развитии познавательной деятельности. Это обуславливает возникновение общих и специфических трудностей в обучении. Знание особенностей развития детей с ЗПР чрезвычайно важно для понимания общего подхода к работе с ними .
Психологические особенности детей с церебральным параличом (ДЦП) Под определением «детский церебральный паралич» (ДЦП) эксперты понимают категорию нарушений моторных функций мозга, образовавшихся вследствие его повреждения в младенческом возрасте.
Детский церебральный паралич на сегодняшней день является отдельной нозологической единицей. Заболевание характеризуется поражением мозга возникшем в период незавершенного процесса образования основных структур головного мозга. В результате чего развивается сложное сочетание неврологических и психических расстройств.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Албегова И.Ф. Особенности социальной адаптации инвалидов // Вестник социальной работы. 2003. № 2 (7). – С.10-15
2.Бгажнокова И. М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. - М.: Педагогика, 2007. - 247 с.
3.Введение в психологию инвалидности. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2011. - 336 c.
4.Дементьева Н. Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева. - М.: Академкнига, 2005. - 247 с
5.Егорова Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: Учеб. пособие, 2001. – 256 с.
6.Исаев Д. Н. Психология больного ребенка: Лекции. - СПб.: Издательство ППМИ, 2003. - 186 с.
7.Захарова, Н. А. Инвалидность. Порядок признания, социальная защита и поддержка: моногр. / Н.А. Захарова, О.В. Шашкова. - М.: Феникс, 2015. - 190 c.
8.Зелинская, Д. И. Детская инвалидность / Д.И. Зелинская, Л.С. Балева. - М.: Медицина, 2001. - 136 c.
9.Лебединская К. С. Задержка психического развития. - М.: Педагогика, 2007. - 280 с.
10.Ницше Ф. Так говорил Заратустра / Пер. с нем. Ю.М. Антоновского. - СПб.: Азбука-классика, 2008. - 336 с.
11.Нечаев А.В. Онтология одиночества: рассуждения о природе человеческого одиночества. - Самара: Самарский университет, 2004. - 282 с.
12.Неганова О.В., Трапезников М.В. Феномен одиночества в жизни человека // Научное сообщество студентов XXI столетия. гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(42). – С.28 -35.
13.Назарова Н. М. Специальная педагогика. - М.: Академия, 2010. - 356 с.
14.Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями. Учебный план и программы по специализации / Под ред. А. Г. Пашкова и Н. С. Степашова. - Курск, 1996. – 300 с.
15.Шипицына Л. М. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 92 с
16.Щепко Е. Л. Психодиагностика нарушений развития. Принцип дифференциаций. - М.: Академия, 2000. - 410 с.
17.Хамитов Н.В. Философия одиночества. Одиночество женское и мужское. - Киев: Паукова думка, 1995. - 172 с.