Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время российское общество испытывает большую потребность в творческих личностях, которые выделяются способностями предлагать неординарные решения всевозможных проблем, а также создавать оригинальный продукт. В связи с этим одним из наиболее важнейших направлений исследований выступает выявление особенностей творческой деятельности ребенка, а также поиск путей ее формирования.
Современные направления российского образования нашли свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), который декларирует потребность в формировании условий для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в соответствии с их возрастными, индивидуальными, а также психофизиологическими особенностями.
В дошкольной педагогике накоплен огромный опыт многочисленных научных исследований в области изучения задатков и способностей, в частности художественно-творческих (Д.Б.Богоявленская, Б.Г.Ананьев, В.Н.Дружинин, А.А.Мелик-Пашаев, Б.М.Теплов, Д.Б.Эльконин, Б.Д.Шадриков, М.А.Холодная, Т.С.Комарова, Н.А.Ветлугина, Е.А.Флерина и др.). Эти вопросы рассматривали и зарубежные ученые А.Маслоу, К.Роджерс, Д.Майрес, Дж. Гилфорд, Э.Фромм и др. Тем не менее, вопрос об обеспечении условий развития художественно-творческих способностей остается весьма актуальным и концептуальным.
Глава 1. Теоретические основы развития художественно-творческих способностей у детей 5-6 лет в процессе обучения в технике рисования с традиционными материалами
1.1. Особенности развития художественно-творческих способностей у детей 5-6 лет
В современных условиях возникают вопросы социально-экономической жизни общества, решить которые способны лишь творчески одарённые люди. Поэтому не вызывает сомнений значимость детального изучения проблемы творчества. Г.С. Альтшуллер особо выделяет его глубокую социальную сущность. Следовательно, в настоящее время творчество определяется как многокомпонентный процесс, играющий существенную роль в развитии социокультурной среды. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики в свете ФГОС. Решение её должно начаться уже в дошкольном детстве [1].
Понятие «творчество» всегда привлекало к себе внимание многих исследователей (Б.Г. Ананьев, В.И. Андреев, Н.В. Гавриш, Т.Г. Евсеева, И.Т. Фролов, М.Г. Ярошевский). Не потеряло оно свою значимость и сегодня, позволяя ставить все новые вопросы перед учеными и находить оптимальные пути для его развития и формирования.
И.Т. Фролов определяет творчество как процесс деятельности человека, который создают качественно новые материальные и духовные ценности. В творческом процессе участвуют все духовные силы индивида, в частности воображение и навыки, которые приобретены в процессе обучения и практической деятельности, нужные для реализации творческого плана [20].
В Новой философской энциклопедии Института философии Российской академии наук под творчеством понимается иерархически структурированное объединение способностей, присущих человеку, которые устанавливают степень и функции мышления, нацеленных на адаптацию к меняющимся и незнакомым условиям в сенсомоторной, визуальной, операциональной и логико-теоретической формах [16].
Б.Г. Ананьев считает, что творчество – это процесс объективации внутреннего мира человека [2].
В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков трактуют творчество как деятельность, итогом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, человеческую деятельность, в которой появляются новые результаты [3].
Как справедливо считает М.Г. Ярошевский, творчество – это создание нового, что может означать преобразования в сознании и поведении субъекта, а также продукты, порожденные им и отчужденные от него [23].
Творчество как процесс комбинирует в себе логическую и интуитивную, сознательную и бессознательную составляющие. В то же время оно основывается на традиционных когнитивных процессах, а также придает им специфическую окраску.
По мнению В.А. Левина, детское творчество – это творчество лишь в психологическом плане, поскольку дети создают что-то новое для себя [11].
А.Г. Гогоберидзе подчеркивает, что итогом детского творчества, т. е. создание произведения или образа, имеет свои специфические черты, поскольку детские композиции нередко нельзя назвать принципиально новыми, имеющими социальную ценность.
Компоненты творческого процесса: податливость, изменчивость мыслительной деятельности; простота генерирования идей; конвергенция понятий; способность размышлять; способность запоминать, усваивать, повторять сведения на основе индивидуального объема памяти и опыта деятельности; способность открывать; богатство, инициативность воображения, яркость воображения [6].
Художественное творчество – составная часть системы эстетического воспитания и художественного воспитания, средство развития личности. Проявлением художественного творчества могут быть отдельные работы – выполненные самостоятельно или под руководством взрослого рисунки, лепка, устное и письменное художественное слово, мелодии, драматизации, танцы, а также хоровое пение, театральные постановки, декоративноприкладные вышивка, резьба и т.п., кукольный театр, рисованные и игровые фильмы и т.д.
1.2. Изобразительная деятельность как средство развития художественно-творческих способностей у детей 5-6 лет
Художественно-эстетическое развитие имеет большое значение в развитии детей дошкольного возраста, именно поэтому оно выделено во ФГОС ДО как изобразительная область, и именно в нее включается такая важная деятельность детей как рисование. Рисуя, дети приобщаются к искусству и культуре, экспериментируют, учатся фантазировать, изучают окружающий мир, развивают мелкую моторику. В процессе рисования развиваются важные психические процессы, такие как воображение, память, мышление и речь.
В процессе изобразительной деятельности ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
Рассмотрим понятие «изобразительная деятельность». В настоящее время существуют различные трактовки понятия «изобразительная деятельность».
Е.А. Флерина определяет изобразительную деятельность как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в ее продуктах, которое построено на работе воображения, отражения своих наблюдений, впечатлений, полученных через слово и различные виды искусств, актуализации своего жизненного опыта и проявления своего отношения к изображаемому [22].
Н.П. Сакулина рассматривает изобразительную деятельность как специфическое образное познание окружающей действительности [18].
Комарова Т.С. рассматривала понятие «изобразительная деятельность» очень широко по своему содержанию, ибо оно включает в себя различные виды изобразительного искусства: графику, живопись, скульптуру, архитектуру и др. При всем разнообразии этих видов они имеют общую основу, общий фундамент - рисунок, на котором строятся различные виды изобразительной деятельности. В силу этого способности к рисованию являются самыми существенными и необходимыми по сравнению с другими способностями, которые также имеют место при осуществлении различных видов изобразительной деятельности [10, c.35].
Под изобразительной деятельностью дошкольников понимается художественная деятельность, как говорил Силивон В.А., которая способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме [19, c.25].
Как считает Сакулина, Н.П., изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения [18, c.28].
Лыкова И.А. пишет, что изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей [13].
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что изобразительная деятельность – это такой вид художественной деятельности, который направлен на всестороннее развитие личности.
В дошкольной образовательной организации выделяют следующие виды детской изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование.
Глава 2. Практические аспекты развития художественно-творческих способностей у детей 5-6 лет в процессе обучения в технике рисования с традиционными материалами
2.1. Диагностика развития художественно-творческих способностей у детей 5-6 лет
В данной главе мы раскрываем содержание экспериментальной работы, направленное на диагностику творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, в условиях конкретного детского сада.
Экспериментальное исследование проводилось на базе…
В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Для выявления развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста мы использовали:
– методику Е. Торренса «Неполные фигуры», предназначенную для диагностики креативных (творческих) способностей детей, выявления уровня развития творческого воображения;
– методику О.М. Дьяченко «Сочини сказку и нарисуй картинку».
Методика Е. Торренса «Неполные фигуры».
Инструкция: На листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.
Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.
Анализ результатов.
При обработке полученных экспериментальных данных все работы детей распределялись на три группы:
1 группа – оригинальные изображения во всех трех случаях (высокий уровень развития творческого воображения).
2 группа – оригинальные изображения в одном-двух случаях (средний уровень развития творческого воображения).
3 группа – нет оригинальных изображений (низкий уровень развития творческого воображения).
Интерпретация результатов.
По результатам обследования детей по методике Торренса «Неполные фигуры» можно отметить следующее. Наиболее часто в рисунках детей встречаются схематические изображения. Дети дорисовывали геометрические фигуры до определенного целого предмета. В некоторых случаях дополняли различными деталями и соотносили с определенными представлениями о предмете: «Солнце светит ярко», «Колобок катится по дорожке» и т.п.
В результате, дорисовывая квадрат, девять детей изобразили «дом»; трое ребят нарисовали «телевизор», четверо – «стол», двое – «портфель», один – «шкаф», еще один – «тумбочку». При дорисовывании круга семь дошкольников изобразили «солнце», трое – «колобка», пятеро – «мяч», трое – «колесо», один – «шарик на елку», один – «черепаху». Дорисовывая треугольник, девять человек изобразили «ёлку», пятеро детей «пирамидку», четыре человека – дом, один человек – «девочку» и еще один ребенок – «косынку» (Приложение 1).
Большинство старших дошкольников нарисовали то, что видели в группе (игрушки), или то, что их научили рисовать. Оригинальных, неповторяющихся изображений не было.
Таким образом, в ходе констатирующего эксперимента нами было выявлено, что для 14 старших дошкольников характерен низкий уровень развития творческого воображения. Дети не придумали ни одного оригинального изображения, в основном воссоздавали то, что умели изображать.
2.2. Рекомендации по развитию художественно-творческих способностей у детей 5-6 лет в процессе обучения в технике рисования с традиционными материалами
Наиболее естественно происходит развитие творческих способностей в изобразительной деятельности – рисовании.
Результаты констатирующего эксперимента показали необходимость осуществления работы, направленной на развитие художественно-творческих способностей у дошкольников. Для реализации данной цели нами были разработаны рекомендации, направленные на развитие художественно-творческих способностей в процессе обучения в технике рисования с традиционными материалами.
Важное место в организации изобразительной деятельности старших дошкольников должно быть отведено планированию с целью обеспечения системности и качества образовательного процесса по художественно-эстетическому развитию и социально-личностному развитию детей.
Содержание работы с детьми необходимо планировать исходя из сезонности, различных проявлений природы, календарных праздников и того, что детям близко и интересно.
При подготовке к занятиям большое значение имеет предварительная работа, связанная с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы, игры на развитие внимания, зрительной памяти, упражнения для ознакомления с различными свойствами объектов окружающего мира.
Педагогам следует придерживаться следующих требований к планированию изобразительной деятельности старших дошкольников:
• тематическое единство, сезонность (соответствие сезону);
• формирование целостного и полноценного опыта детей (развитие ребенка, обеспечение его активности в совместной деятельности);
• соответствие целей, содержания, форм образовательной программе;
• современность (тематика занятий по изобразительной деятельности, осваиваемой информации, форм организации детской деятельности), учета субкультуры детей, что может достигаться за счет детских работ, направленности игр, выбора материалов для изобразительной деятельности;
• вариативность форм организации детской деятельности;
• вариативность видов изобразительной деятельности;
• обогащение предметно-развивающей среды.
Занятия по развитию художественно-творческих способностей у детей 5-6 лет в процессе обучения в технике рисования с традиционными материалами включают следующие этапы:
1.Подготовительный этап, который позволит углубить собственные знания по теме будущей работы, позволит сформировать яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной коллективной работе. Для этой цели мы использовали экскурсии, беседы, чтение книг, рассматривание репродукций, иллюстраций.
2. Основной этап – этап выполнения работы, он включал в себя планирование, выполнение и оценку коллективной работы. Его цель – предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, создать в ходе коллективного рисования условия для творческого взаимодействия детей, содействующие не только эстетическому и художественному развитию детей, но и формированию у них умений творчески работать в коллективе.
3. Заключительный этап – обсуждение с детьми получившихся результатов, возможность его дальнейшего использования. Рефлексия.
Заключение
Целью нашего исследования было выделить рекомендации по развитию художественно-творческих способностей у детей 5-6 лет в процессе обучения в технике рисования с традиционными материалами.
Для реализации поставленной цели в первой главе нашего исследования мы рассмотрели понятие «творчество», «детское творчество» и «творческие способности». Творчество в общем смысле — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Детское творчество – одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов познания окружающего мира, экспериментирует и создаёт субъективно или объективно новое для себя и других. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Выявление и развитие творческих способностей начинается с раннего детства. Важная роль в этом процессе отводится эстетическому воспитанию, занятиям детей дошкольного возраста различными видами изобразительной деятельности.