Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день «Я-концепция» играет ключевую роль в формировании поведения подростков, тем самым способствуя нормативному или ненормативному взаимодействию подростков с окружающими.
Подростковый возраст сложен тем, что ребенку кажется, что он уже вполне взрослый и может без помощи воспитателей, учителей решать свои проблемы. Подростки активно восстают против контроля и руководства со стороны взрослых, отстаивая право на самостоятельность. Но отрочество – это еще не то время, когда дети могут совершенно обходиться без контроля, просто нужно поменять соотношение этого контроля. Отсутствие внимания к своей жизни они считают проявлением безразличия и равнодушия. Поэтому очень важно, чтоб взрослые, помогли подросткам справиться с внутренними конфликтами.
На возникновение девиантного поведения подростков влияют следующие факторы: усиливающееся расслоение общества как результат перехода к рыночным отношениям, резкое снижение уровня жизни малообеспеченных семей, увеличение количества безнадзорных детей и появление беспризорности как социального явления. Это далеко не полный перечень тревожных обстоятельств, делающих проблему девиантного поведения трудных подростков весьма актуальной.
На формирование ценностно - правовых установок и поведения индивида в обществе, оказывают значительное влияние социальные явления, социальная среда. Правовая и культурная среда, влияет (в частности, через систему правовой терминологии воспитания) на личность, производит соответствующие личностно-характерологической стереотипы для эффективного опыта межчеловеческих связей, а также для надлежащего управления деятельностью отдельных членов общества.
Степень научной разработанности проблемы. Среди различных теорий и концепций поведения подростка важное место занимают исследования психоаналитической ориентации, которые в основном базируются на трудах 3. Фрейда. Психологию личности и её самосознание исследовали Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин. Психологию развития Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, М.И. Лисина.
Объект исследования – процесс личностного становления подростков.
Предмет исследования: психологические особенности самосознания подростков склонных к девиантному поведению, определяющие процесс их личностного становления.
Цель работы – выявление особенностей самоотношения у подростков, склонных к девиантному поведению.
Для достижения поставленной цели, в соответствии с объектом и предметом исследования, решаются следующие задачи:
- определить понятия «самоотношение»;
- рассмотреть психолого – педагогическую характеристику подростков с девиантным поведением.
-проанализировать особенности подростков склонных к девиантному поведению, воспитывающихся в условиях детского дома;
- провести эмпирическое исследование особенностей самоотношения у подростков.
Методы исследования - теоретический (анализ, синтез), эмпирический (беседа, тест, опросник В.В. Столин, С.Р. Пантелеев).
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ САМООТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
1.1. Анализ понятия «самоотношение»
Самоотношение играет одну из основных ролей в организации поведения личности. При любых нарушениях поведения можно наблюдать те или иные искажения в развития самоотношения.
В современной психологической науке самоотношение рассматривается как социально-психологический феномен, имеющий свою структуру и этапы формирования. Самоотношение является сложным личностным образованием, обеспечивающим переживания смысла «Я» личностью [10].
Структурными элементами самоотношения являются самоуважение, аутосимпатия, самоуничижение, открытость, саморуководство, отраженное самоотношение, самоценность, самопринятие, внутренняя конфликтность, самообвинение. Качество самоотношения зависит от того, какие элементы преобладают.
Подростковый возраст является переходным и критическим с точки зрения перестройки всех психофизиологических систем организма, изменения ведущей деятельности и социальной ситуации развития. В подростковом возрасте самоотношение является центральным «ядерным» образованием самосознания, определяющим его возрастные особенности.
Самоотношение – процесс, проходящий ряд этапов в своем развитии: от общего положительного отношения к себе; к ситуативному, в зависимости от оценок окружающих; и снова к общему отношению к себе наряду с оперативной самооценкой. По мере взросления, в старшем подростковом возрасте и далее, отношение к себе становится все более автономным от влияния внешних факторов [1].
Факторами, влияющими на формирование самоотношения подростков, являются: стиль отношений с родителями, отношение «значимых других», социально-психологический статус ребенка, педагогические оценки.
Основными психологическими механизмами влияния родителей в подростковом возрасте являются подкрепление, идентификация, понимание. Именно они составляют основу демократического стиля воспитания – оптимального в подростковом возрасте.
Подростковый возраст является наиболее благоприятным для коррекции самоотношения и формирования адекватной самооценки и целостной «Я - концепции» [20, с 54].
Отметим, что согласно концепции В.В. Столина, С.Р. Пантелеева, самоотношение имеет трехкомпонентную структуру, в которую входят: аффективный компонент – аутосимпатия, когнитивный – самоуважение, поведенческий - самоконтроль. Аффективный отображает чувство принятия, симпатии, любви к самому себе. Когнитивный компонент, отражает совокупность глубинных самооценок, касающихся компетентности подростка в профессиональных, учебных, коммуникативных и иных деятельностях. Поведенческий отражает представленность совокупности аффективных и когнитивных самооценок в поведении [11, с 21].
Социальная активность подростка оказывается в большей степени восприимчивой к применению норм, ценностей, способов поведения, которые существуют в мире взрослых и взаимоотношений между ними.
Л.С. Славина связывает аффективные переживания с переживанием, в основе которых лежат неудовлетворенность базовых потребностей ребенка или конфликт между ними [18, с 80]:
- потребность в положительном оценивании взрослых;
- потребность в самоуважении;
- потребность в общении со сверстниками;
- стремление иметь высокий статус в системе межличностных отношений в классе или иной группе сверстников.
Но наряду с этими свойствами подросткового возраста есть еще одно свойство – это состояние беспомощности. У подростков это состояние связано с конкретными ситуациями:
- невозможность изменить взаимоотношения с родителями, учителями, сверстниками;
- невозможность принять самостоятельное решение;
- невозможность сделать выбор.
Изучением беспомощности у подростков занимались В.Д. Менделевич [14], П.С. Сековец [17]. На их взгляд беспомощность у подростков вызывается переживанием неудач, травм, отказ от поисков или наличие не конструктивных способов решения проблем. Проявление беспомощности можно наблюдать при реагировании подростков на сложную ситуацию или ее последствия.
Ко всему вышесказанному добавим, что в подростковом возрасте воспитательное воздействие родителей и близких является одним из решающих факторов в формировании определенного стереотипа поведенческих реакций и характерных особенностей.
Развитие личности в подростковом возрасте можно описать с помощью модели, предложенной А.В. Петровским. Он отмечает, что вхождение человека в общество проходит через 3 фазы [15, с 119]:
1-я – это Адаптация к действующим общественным нормам, формам взаимодействия и деятельности;
2-я – это Индивидуализация, посредством которой ребенок утверждает свою индивидуальность;
3-я – это Интеграция личности в общество и соответствие её правилам и ценностям.
Таким образом, адаптация, индивидуализация и интеграция являются механизмами взаимодействия человека и общества.
Личностное развитие ребенка связано с формированием у него самосознания, Я-концепции, мотивационно-потребностной сферы, направленности, рефлексии и самооценки.
По мнению Л.Е. Божович, в подростковом возрасте существенные изменения происходят в мотивационной сфере подростков, где на первый план выступают мотивы, связанные с формированием мировоззрения и жизненных планов [2, с 46].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. - М.: Прогресс, 2016. - 230 c.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение. 2008. - 464 с.
3. Ветошкин, С. А. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: учебное пособие для среднего профессионального образования / С. А. Ветошкин. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 242 с.
4. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо-Пресс, 2009. – 108с.
5. Гайанова А. Р. Особенности становления «Я-концепции» школьников // Психология обучения, 2017. - № 8. - С. 54–67.
6. Егорычева, И.Д. Психологические особенности личностной направленности подростка и возможности ее коррекции: дис. ... канд. психол. наук / И.Д. Егорычева. -М., 2018. – 211с.
7. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Змановская. - ТЦ Сфера. 2013. - 87 с.
8. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения: учебник и практикум для вузов / Ю. А. Клейберг. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 290 с.
9. Колесникова, Г. И. Девиантология: учебник и практикум для вузов / Г. И. Колесникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 161 с.
10. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты [Текст] / ВТ. Кондрашенко. - Минск: Беларусь. 2018.- С. 77-83.
11. Кудрявцев, В.Ю. Действие социальной нормы [Текст] В.Ю. Кудрявцев Юридическая психология: сост. и общ. редакция Т.Н. Курбатовой. - СПб.: Питер. 2017. - С. 65-74.
12. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка: Психологические основы дошкольной игры // А.Н. Леонтьев. Избранные психологические произведения. Т. 1. - М., 2013. - 241 с.
13. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2013. – 352с.
14. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: учеб. пособие / В.Д. Менделевич. - СПб.: Речь, 2015. - 445 с.
15. Петровский, А.В. Основы теоретической психологии / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: ИНФРА-М, 2014. – 528с.
16. Профилактика деструктивного поведения в молодежной среде: хрестоматия / составители И. Ф. Шиляева, Ю. А. Федорова. - Уфа: БГПУ имени М. Акмуллы, 2019. - 169 с.
17. Сековец П.С. К проблеме коррекционной работы с «трудными» детьми /П.С. Сековец// Проблемы школьного воспитания. -2018. -с. 11-18
18. Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. - М.: Знание, 2019. - 96 с.
19. Узорова Т.М. Профилактика девиантного поведения в детстко- подростковой и молодежной среде // Актуальные вопросы теории и практики социальной работы: сб. науч. тр. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Вологод. гос. пед. ун-т. – Вологда, 2017. – С. 108.
20. Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. Учеб. Пособие для студентов пед. ин- тов. М., «Просвещение», 2018.- 176с.
21. Шнейдер, Л.Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения детей и подростков: учебник и практикум для вузов / Л.Б. Шнейдер. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. -219 с.