Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы заключается в том, что законодательная дефиниция может существенно улучшить действующее законодательство, сделать содержание понятным и доступным. Традиционно они рассматриваются как краткие определения понятий, включенных в текст источников права. С их помощью юридические получатели купона имеют возможность досконально изучить элементы категорического аппарата закона, составить точное представление о государственно-правовом отношении нормы.
Законодательные дефиниции в большом количестве содержатся в действующем российском законодательстве. При этом их юридический характер еще не изучен с должной глубиной и полнотой. До недавнего времени правоведы обращали внимание лишь на некоторые из его фрагментов.
Актуальность заявленной темы обусловлена также отсутствием единства в отечественной юридической науке во взглядах на суть этого явления. Дискуссия на сегодняшний день — это вопросы понятия законодательной дефиниции, его видов, функций, смысла и места в системе права.
Изучение законодательных дефиниций важно как с теоретической, так и с практической точки зрения. Точность юридического текста выражает смысл, заложенный в нем законодателем, зависит в конечном счете от того, как соответствующее требование будет воспринято адресатом и, соответственно, как оно будет реализовано им в реальной жизни.
Уточнение категориального состояния понятия «законодательная дефиниция», а также определение особенностей нормативно-прикладной деятельности в этой области позволяет не только уточнить и дополнить ряд разделов теории государства и законов, правовые науки промышленности, но и способствует оптимизации правового образования, правоохранительных органов и правоохранительных процессов.
Несмотря на то, что некоторые вопросы, связанные с определением законодательства, выделяются в литературе по правопорядку и законодательной технике, многие из его существенных, но и технико-правовых элементов до сих пор малоизвестны. Отсутствуют четкие правила формулировки и закрепления правовых дефиниций, что является серьезным препятствием для создания качественного законодательства и последующего его фактического осуществления.
Вышеперечисленные обстоятельства обусловливают научную и практическую актуальность заявленной темы исследования и необходимость ее глубокой общетеоретической разработки.
Объект - общественные отношения, складывающиеся в сфере формулирования и реализации законодательной дефиниции.
Предмет - законодательная дефиниция как общеправовой феномен.
Цель - анализе законодательных дефиниций.
Задачи поставленные для реализации цели:
Изучить понятие и функции законодательной дефиниции;
Изучить принципы, признаки и виды дефиниций;
Изучить соотношение федеральных и региональных дефиниций;
Изучить единство региональных дефиниций.
Методологическая база - общенаучные методы (индукция, дедукция, синтез и анализ), специальные (системный и функциональный) и частнонаучные (сравнительно-правовой) методы.
Данная работа состоит из введения, двух глав, в каждой из которых выделены параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Общая характеристика законодательной дефиниции
1.1 Понятие и функции законодательной дефиниции
Изучение сущности законодательных определений, прежде всего, предполагает осмысление смысла самого термина «дефиниция».
Дефиниция (лат. Definition — определение, точное указание) в толковании словаря — это «краткое определение понятия, содержащее его наиболее существенные признаки».
Толкование юридической терминологии в российском законодательстве осуществляется с помощью дефиниций. Они позволяют заинтересованному лицу узнать значение юридических терминов.
Таким образом, неразрывная связь между дефиницией и понятием представляется очевидной. Однако следует отметить, что дефиниция также связана с термином, выражающим соответствующее понятие. Традиционно понятие, термин и определение существуют как единое целое, предназначенное для адекватного языкового преобразования мысли, ее правильного понимания. Можно даже представить себе такую схему: «понятие → термин → определение», где понятие – это абстрактная форма восприятия действительности (невидимый объект), которая материализуется с помощью термина (видимого объекта) и дефиниция-определения. (второй видимый объект) в текстовом источнике мысли. Но эта схема применима только в том случае, если понятие выражается с помощью термина, а не с помощью обычного слова (или слов).
Рассматривая законодательные дефиниции, необходимо обратить внимание на неоднозначность подхода к изложению их правовой сущности. Законодательное определение может быть частью нормы права, ее основным элементом, но не самой правовой нормой. В конце концов, норма права — это общеобязательная норма поведения, дефиниция - не правило, а, действительно, скорее специальное нормативное предписание, языковой «ключ» к адекватному восприятию смысла, вложенного в конкретную нормативную учреждение. В то же время законодательная дефиниция носит и ярко выраженный императивный характер, обусловленный государственно-волевым принуждением всех адресатов воспринимать используемые в законодательном тексте термины только в строго определенном значении и руководствоваться им в процессе применения. правовые нормы.
Синтезируя общие (лингвистико-логические) и специальные (правовые) признаки законодательных дефиниций, выделяем их характерные черты.
Во-первых, законодательные дефиниции являются объектами, устанавливающими содержание понятий, а если понятие выражено соответствующим термином, то объектами, в равной мере устанавливающими содержание понятий и соответствующих им терминов.
Во-вторых, законодательные дефиниции призваны кратко передать необходимую информацию о понятиях (терминах) на основе тех семантических признаков, которые наиболее ярко и ясно характеризуют каждое понятие (термин) и позволяют отличить его от других.
В-третьих, законодательные дефиниции, являясь составной частью законов, служат особыми, обязательными для всех, государственно-волевыми предписаниями.
Исходя из особенностей сформулированных нами законодательных дефиниций, можно представить законодательную дефиницию как особое, обязательное для всех, государственно-волевое предписание, изложенное в тексте закона, устанавливающее содержание понятия (термин), кратко сообщая о нем необходимую информацию, позволяя выделить это понятие (термин) среди других.
Следует отметить, что, с одной стороны, более ярко проявляющаяся законодательная дефиниция действительно раскрывает основное содержание понятия, придает ему необходимый смысл, но, с другой стороны, своеобразная жесткость понятия, стереотипность его восприятие в языковом пространстве, основано на этом. Тем не менее концепт — это объект, который существует в динамике, а значит, должен постоянно развиваться. Поэтому особенно важно понимать, что определения в юриспруденции, как, наверное, и в любой другой науке, носят не постоянный, а временный характер. Это предопределено развитием, движением общества и государства, сменой общественных формаций, динамикой научно-технического прогресса.
Если эта проблема возникнет в законодательстве, может сложиться очень опасная ситуация. Ведь любой застой в праве, его отставание от неизбежного процесса формирования все новых и новых общественных отношений наносит несоизмеримый удар по жизни каждого человека и государства в целом. Особенно это проявляется в законотворческой деятельности, которая изначально призвана предвосхищать, а не создавать разного рода коллизии.
Законодательная дефиниция, отражающая основную сущность понятия, определяющее существенные признаки, никогда полностью не исчерпывает его содержания. Одного определения понятию никогда не бывает достаточно, поэтому законодательное определение лишь указывает пользователю путь к понятию, расставляя необходимые акценты. Однако в законодательном тексте не обойтись без емких и логично построенных определений. Каждый адресат должен знать вектор мысли законодателя, его взгляд на трактовку того или иного понятийного объекта. Поэтому вопрос функциональной безопасности законодательных дефиниций является актуальным. Это важно, прежде всего, для более детального понимания сущности определений понятий, их роли в процессе правового регулирования, с целью формирования комплексного представления об изучаемом объекте.
Принимая во внимание накопленный опыт в этой области, мы сосредоточимся на изучении трех функций законодательных дефиниций, которые являются основными с точки зрения их реализации в законодательном процессе:
1) познавательная;
2) интерпретационная;
3) предписывающая.
Именно эти функции накапливают и раскрывают необходимые практические свойства законодательных дефиниций.
Познавательная функция.
Дефиниция является важным звеном в цепи познавательной деятельности. Законодательная дефиниция служит своеобразным ориентиром в процессе постижения тех или иных законов объективного мира, усвоения смысла различных явлений. Дефиниция вооружает необходимыми знаниями каждого пользователя, являясь «заочным рукопожатием» между адресатом (создателем правовых норм) и адресатом - тем, для кого эти самые нормы создаются. Именно поэтому бесконечный процесс познания правового понятия, раскрывающего его сущность, характеризуется усвоением и преобразованием его определения, выявляющим степень его объективации в законодательном пространстве.
Интерпретационная функция.
Дефиниция есть также толкование юридического понятия, его словесное «установление». С помощью дефиниции законодатель формулирует свое мнение о разъясняемом понятии (термине), толкует его в соответствии с целями и задачами законодательного акта. Выработка законодательной дефиниции, ее языковое оформление — невидимый для большинства процесс законодательного творчества. При этом особенно важна общая нейтральность создаваемого определения, которая может быть достигнута только через призму консенсуса в научном мире. Ведь законодатель, вполне естественно, в своих определениях должен опираться и на существующие научные понятия, взгляды и суждения. Следовательно, чем сильнее научно обосновано определение, чем меньше оно вызывает дискуссий, тем устойчивее существование закона, в котором участвует это определение.
Предписывающая функция.
Эта функция законодательной дефиниции в какой-то мере синтезирует все вышеперечисленные аспекты, определяя конечный способ ее воздействия на законотворческий процесс и его результаты. Определение термина в законодательном тексте изначально не допускает иного толкования, это следствие реализации государственной воли. С помощью определения законодатель создает для потенциального пользователя такие рамки языкового проявления понятия, которые он считает необходимыми, тем самым закрепляя предписание о том, как именно это понятие должно восприниматься в соответствующем контексте. Законодатель, формулируя юридическую максиму, индивидуально определяет ее содержание и границы. Поэтому законодательная дефиниция, являясь одним из основных средств правовой мысли, может быть объективирована как некое правило толкования понятия, языковая и юридическая граница, которую нельзя переходить. И особенно важно, что через законодательную дефиницию последовательно формируется сама сущность правового понятия, устанавливаются потенциальные возможности и границы действий, связанных с реализацией правовых норм, обусловленных его (понятием) существованием.
Дефиниция дает каждому его адресату большие шансы на адекватное восприятие нормативного установления, его однозначное толкование. Без уточнения используемых в законе терминов возникает реальная опасность переоценки возможностей адресатов, которым предназначен законодательный текст. Ведь в этом случае большая часть нормативных актов будет понятна, в первую очередь, субъекту с определенным набором юридических знаний, а не рядовому пользователю, знающему законодательство.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Апт Л.Ф. Правовые дефиниции в законодательстве // Проблемы юридической техники: Сборник статей // Л.Ф. Алт — Н. Новгород: 2000, С. 54
2. Баранов В.М. Законотворческие ошибки: понятие и типология // В.М. Баранов - Н.Новгород, 2001, 385 с.
3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов // А.Б. Венгеров — М.: Юрайт, 2018, 367 с.
4. Губаева Т.В. Лингвистические правила законодательной техники // Проблемы юридической техники // Т.В. Губаева – Н. Новгород: 2000, 280 с.
5. Корнев В.Н. Теория государства и права: Учебник // В.Н. Корнев — М.: РАП, 2017, 560 с.
6. Красинский В.В. Качество российских законов // В.В. Красинский – М.: 2005, 101 с.
7. Любашиц В.Я. Теория государства и права: Учебное пособие // В.Я. Любашиц, А.Ю. Мордовцев, А.Ю. Мамычев — 3-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2019, 526 с.
8. Мухаев Р.Т. Теория государства и права: Учебник для вузов // Р.Т. Мухаев — М., 2001
9. Марченко М.Н. Общая теория государства и права. В 3-х т. Т. 2. // М.Н. Марченко, С.Н. Бабурин — М.: Норма: ИНФРА-М, 2017, 816 с.
10. Матузова Н.И. Теория государства и права: Курс лекций // Н.И. Матузова, А.В. Малько - М.: Юристъ, 2001
11. Морозов Г.Б. О дефинитивных пробелах норм российского материального права // Правовая реформа и совершенствование российского законодательства: Сборник // Г.Б Морозов – М.: Екатеринбург, 2004
12. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник // Л.А. Морозова — М.: Норма: ИНФРА-М, 2019, 464 с.
13. Москаленко К.В. Методологические основы исследования функций гражданско-правовых дефиниций // К.В. Москаленко – М.: Юридический мир, 2003, 41 с.
14. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов // В.С. Нерсесянц — М.: Норма: ИНФРА-М, 2020, 560 с.
15. Никитин А.В. Информатика в терминах и определениях российского законодательства. М.: Славянский диалог, 2000.
16. Панько К.К. Анализ понятия дефиниции в уголовном праве // К.К. Панько – М.: Юридическая техника, 2007, 123 с.
17. Петрова И.Л. Синтаксис в праве // И.Л. Петрова – Владимир: 2007
18. Самарина Е.С. Эволюция дефиниции «иностранец» в российской правовой системе // Е.С. Самарина – М: 2007
19. Сафронова Е.В. Теория государства и права. Практикум // Е.В. Сафронова, А.Ю. Кузубова, Л.Л. Соловьева — М.: ИНФРА-М, 2019, 195 с.
20. Смоленский М.Б. Теория государства и права: Учебник // М.Б. Смоленский — М.: ИНФРА-М, 2019, 272 с.
21. Соболева А.К. Законодательная дефиниция как способ преодоления многозначности слова в юридическом дискурсе // А.К. Соболева – М: Юридическая техника, 2007
22. Тихомиров Ю.А. Коллизионное право: Учебно-практическое пособие // Ю.А. Тихомиров — М., 2000
23. Хайретдинова М.Д. Типичные дефекты дефиниций современного российского законодательства и основные пути их преодоления // М.Д. Хайретдинова – М: Юрист-Правовед, 2008