Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность курсовой работы. Постоянный рост конкуренции в современном мире требует от каждого хозяйствующего субъекта повышения качества предоставляемых товаров и услуг. В результате значение конкуренции в экономике с каждым годом усиливается все больше.
Чтобы выжить в конкурентной борьбе и успешно развиваться в условиях рыночной экономики, предприятие должно быть конкурентоспособным. Конкурентоспособность предприятия это способность эффективно работать в динамично развивающейся конкурентной среде, производить и реализовывать свою продукцию по ценам не ниже среднерыночных.
Конкурентоспособность представляет собой способность продавать товары и услуги во времени, месте и форме которые подходят для иностранных покупателей, по ценам, равным или ниже, чем те, которые предлагаются другими потенциальными поставщиками, получая прибыль от стоимости использованных ресурсов.
Успех любого предприятия определяется финансовой сбалансированностью различных направлений его деятельности, а его выживание и развитие зависят от способности своевременно предвидеть и реагировать на рыночные изменения и соответствующим образом адаптировать свою структуру и свою продукцию.
На сегодняшний день на рынке гостиничных услуг наблюдается высокий уровень конкуренции, исходя из этого, предприятиям следует улучшать не только качество предоставляемых услуг, оптимизировать процессы производства, снижать себестоимость выпускаемой продукции и услуг, но и совершенствовать маркетинговую политику.
Таким образом, на первый план выходит коммуникативная стратегия гостиничного предприятия, её усовершенствование с помощью повышения конкурентоспособности и захвата большей доли рынка. Основные усилия направлены на продвижение предприятия, завоевание внимания целевой аудитории, формирование положительного имиджа, и в итоге получения новых постоянных потребителей и лояльных клиентов.
Целью данной курсовой работы является повышение конкурентоспособности гостиничного предприятия.
Для достижения цели, поставленной в работе, были определены следующие задачи:
провести теоретическое исследование основ управления конкурентоспособностью гостиничного предприятия;
провести анализ конкурентоспособности на примере ООО гостиница «Шахтер».
Объектом исследования курсовой работы является ООО гостиница «Шахтер».
Предмет исследования – управление конкурентоспособностью ООО гостиница «Шахтер».
Структурно курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью гостиничного предприятия
1.1 Понятие и сущность конкуренции
Конкуренция оживляет и стимулирует бизнес, повышает его эффективность. Это определение расширяет содержание термина «конкуренция», показывая ее созидательный характер. Успех предприятия, по мнению Майкла Портера, обусловлен местоположением и конкурентным преимуществом. Он определяет конкуренцию следующим образом: «Фирмы ведут соревнование между собой, используя национальные, региональные и глобальные стратегии» Такое определение показывает географические границы конкуренции, но не раскрывает всех ее аспектов . Необходимо отметить, что, хотя, например, М. Портер считает, что конкуренция разворачивается главным образом между отраслями (кластерами отраслей), межстрановая конкуренция является объективным видом экономической конкуренции, поскольку национальные правительства осуществляют поддержку отраслей и лоббирование их интересов. Кроме того, сами национальные правительства и различные сопряженные с ними группы интересов (влияния) могут являться субъектами конкуренции . Конкуренция создает систему взаимовыгодных рыночных отношений между изготовителями, продавцами и потребителями однородной продукции. Она обеспечивает баланс спроса и предложения, способствует установлению рыночной цены, оказывающей непосредственное влияние на формирование конкурентоспособности товаров или услуг. Конкуренция заставляет игроков рынка использовать самые разные способы максимизации прибыли (табл. 1.1).
Таблица 1.1 Основные виды и методы конкуренции
Вид конкуренции Методы конкуренции
Добросовестная - повышение качества продукции;
- снижение цен;
- реклама;
- совершенствование до- и послепродажного обслуживания;
- разработка новых товаров;
- использование результатов научно-технических разработок и т.д.
Недобросовестная - промышленный шпионаж;
- подделка продукции конкурентов;
- подкуп и шантаж;
- обман потребителей;
- махинации с деловой отчетностью;
- сокрытие дефектов и т.д.
Конкуренция относится к позиции в рыночном хозяйстве, а продуктивность, как правило, связывается с производительностью единицы вложенной затраты. Такая точка зрения показывает взаимосвязь между конкуренцией и производительностью труда . Конкуренцию также следует рассматривать как взаимодействие между хозяйственными субъектами, при котором каждый из них стремится реализовать свои интересы независимо от остальных субъектов. Эта дефиниция конкуренции вскрывает суть и цели рыночных субъектов .
В широком смысле конкуренция выражает взаимодействие рыночных субъектов, при котором каждый стремится реализовать свои интересы, независимо от интересов остальных участников рынка при соблюдении законов. Конкуренция это соперничество между людьми и фирмами на пути к достижению цели. Цель конкурентов рынка в том, чтобы покупатель купил их продукт (товар). Приведенные определения дают широкое представление о содержании понятия конкуренции и его взаимосвязей с другими понятиями. В классическом смысле конкуренцию можно определить как соперничество между покупателями и продавцами, основанное на противоречии в их интересах и/или действиях, направленных на достижение определенной цели. В экономической литературе более известными концепциями о конкуренции являются: «поведенческая», «структурная» и «функциональная». Поведенческое толкование конкуренции утвердилось первоначально в классической экономической теории. А. Смит, в частности, понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке.
При структурном подходе акцент смещается с самой борьбы фирм друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют на нем. Функциональный подход характеризует конкуренцию как борьбу нового со старым, прогрессивного с устаревшим. В соответствии с этим субъект хозяйствования должен согласовывать свои виды деятельности с ростом инновационности производства продукции, процесса оказания услуг, комбинируя ресурсы методами, отвечающими потребностям спроса, целевой ориентации на эффективность используемых ресурсов. Конкуренция является основой рыночных отношений в экономике, а также мощным стимулом роста экономики, постоянного улучшения качества, в том числе продукции и услуг. Помимо этого именно конкуренция является причиной перманентного научно-технического прогресса, и, кроме того, конкуренция снижает издержки производства и цен .
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС "Консультантплюс".
2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // СПС "Консультантплюс".
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СПС "Консультантплюс".
4. Алексунин В.А. Маркетинг. Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2016. – 216с.
5. Алукаева А.Р. Система управления качеством как фактор конкурентоспособности гостиницы // В сборнике: Общество и экономическая мысль в XXI в.: пути развития и инновации. материалы VII Международной студенческой научно-практической конференции. 2019. С. 48-52.
6. Арифуллин М.В. Современные методы аудита качества услуг в индустрии гостеприимства // Стандарты и качество. - 2014. - № 2 (919). - С. 70-73.
7. Астафьева О.А. Роль развития продукта в индустрии гостеприимства и туризма // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 11-4 (52-4). - С. 842-844.
8. Баумгартен Л.В. Маркетинг гостиничного предприятия. Учебник. – М.: Юрайт, 2015. – 340с.
9. Беляева С.В. Первова Н.Ю. Проблемы и методы оценки конкурентоспособности предприятия // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 5-2 (58-2). - С. 857-861.
10. Бойназаров У.Э., Гадоева М.Г.И. Роль гостиниц в индустрии туризма и конкурентоспособность гостиничных услуг // Достижения науки и образования. 2019. № 7 (48). С. 26-27.
11. Возможности пакетирования услуг гостиницы как фактор конкурентоспособности средств размещения / Мысова О.С., Елисеева О.В., Нагай Н.Г. // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2019. № 4. С. 117-122.
12. Воронцова М.Г., Быстров С.А. Гостиничный бизнес: теория и практика. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, 2014. – 246с.
13. Гуляев Г.Ю. Виды современной конкуренции // Теория и практика современной науки. - 2015. - № 2 (2). - С. 15-27.
14. Европейский гостиничный маркетинг. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 224с.
15. Ефимов В.Э., Савченко Е.А. Повышение конкурентоспособности гостиницы вокзала новосибирск-главный за счет внедрения и взаимодействия различных сервисов интернет-услуг // Финансовые аспекты структурных преобразований экономики. 2019. № 5. С. 327-332.
16. Зайцева Н., Егорова Е. Экономика гостиничного предприятия. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2016. – 304с.
17. Зубкова М.С. Применение маркетинга в гостиничных предприятиях // Бизнес информ. - 2015. - № 2. - С. 290-298.
18. Капустина Н.В. Влияние качества гостиничных услуг гостиниц на ее конкурентоспособность локальном рынке // В сборнике: Тенденции развития туризма и гостеприимства в России. Материалы Всероссийской студенческой научной конференции. 2019. С. 538-543.
19. Карлова А.И. Гостиничная анимация как фактор повышения конкурентоспособности гостиниц республики крым // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13. № 2 (84). С. 171-178.
20. Коновалов М.С. Анализ и оценка конкурентоспособности гостиниц Оренбурга // В сборнике: актуальные проблемы современной когнитивной науки. сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 53-57.
21. Корнеев Н.В., Корнеева Ю.В. Технологии гостиничной деятельности. Учебник. – М.: Academia, 2015. – 288с.
22. Кроливецкий Э.Н., Андреев П.А. Виды конкуренции и сопутствующие им модели рынка. // Петербургский экономический журнал. - 2015. - № 2. - С. 54-58.
23. Ламбен Ж.Ж. Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок. – СПб.: Питер, 2011. – 720с.
24. Любецкий М.С. Актуальные направления развития предприятий индустрии гостеприимства // Экономика и социум. - 2014. - № 1-3 (10). - С. 548-551.
25. Маринина А.В. Исследование становления теории конкуренции в истории экономической мысли // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 9-2. - С. 1018-1022.
26. Михайлова В.В., Семенова Е.С. Управление конкурентоспособностью гостиницы на основе формирования ее имиджа // Молодой ученый. 2019. № 4 (242). С. 239-241.
27. Мухина Е.Р. Конкурентоспособность хозяйствующего субъекта: понятие, факторы // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. - №2. – С.57-58.
28. Мысова О.С., Шитова Е.С. Конкурентоспособность гостиницы и ее услуг в условиях современного рынка // Аллея науки. 2019. Т. 1. № 2 (29). С. 481-485.
29. Овчаренко Н.П., Руденко Л.Л., Барашок И.В. Организация гостиничного дела. Учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 208с.
30. Организация гостиничного дела. Учебное пособие / под ред. д.э.н. проф. Л.И. Черниковой. – М.: КноРус, 2016. – 192с.
31. Панченко В.И. Основы стратегии продаж в отельном бизнесе: взгляд со стороны товарного рынка. // Управление продажами. – 2013. - № 4. – С. 234-245.
32. Плешкова Н.А., Соколова О.В. Основные проблемы управления конкурентоспособностью промышленных предприятий в России // В книге: Пищевые инновации и биотехнологии Материалы Международной научной конференции. ФГБОУ ВО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности». 2015. С. 420-421.
33. Плохотникова Г.В., Раскатова Е.Ю. Конкурентоспособность сельскохозяйственных предприятий: проблема достижения // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2017. № 35. С. 188-193.
34. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 456с.
35. Пушкина М.С. Обязательная классификация гостиниц и иных средств размещения как способ повышения их конкурентоспособности // В сборнике: проблемы и перспективы реализации междисциплинарных исследований. сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 31-36.
36. Пушкина М.С., Пасько О.В. Обязательная классификация гостиниц и иных средств размещения как средство повышения конкурентоспособности // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. 2019. Т. 14. № 2. С. 68-74.
37. Родионова Л.Н., Кантор О.Г. Сбалансированность показателей при оценке конкурентоспособности продукции // Экономика региона. - 2014. - № 3 (39). - С. 257-265.
38. Рожной А. Samsung: строительство завода в России стартовало. Режим доступа: http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2007/09/05/265081.
39. Савченко Е.А. Повышение конкурентоспособности гостиницы вокзала Новосибирск-главный за счет внедрения новых сервисных услуг // В сборнике: Актуальные вопросы экономических наук. сборник материалов XIV международной очно-заочной научно-практической конференции. 2019. С. 198-201.
40. Слободянюк А.С. Особенности управления конкурентоспособностью предприятий плодоовощеперерабатывающей отрасли республики Беларусь // Инновации в науке. 2017. № 3 (64). С. 70-71.
41. Соболь М.С., Быкова А.В. Конкурентоспособность России на мировом рынке атомной энергетики // Молодой ученый. 2017. № 2 (136). С. 508-511.
42. Станкевич А.А. Техническое регулирование в обеспечении конкурентоспособностью предприятия // Апробация. 2017. № 1 (52). С. 152-153.
43. Стельмах Ю.В. Современный конкурентный анализ и методы его проведения // Маркетинговые коммуникации. - 2013. - № 2. - С. 120-132.
44. Стратилатова И.И., Комадорова И.В. Модель формирования культуры принятия управленческих решений у будущих менеджеров / Стратилатова И.И., Комадорова И.В. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 1. С. 171-178.
45. Сулягина В.С. Объекты рыночных отношений и их конкурентоспособность // В сборнике: Проблемы внедрения результатов инновационных разработок сборник статей международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 159-161.
46. Сулягина В.С., Саввиди С.М. Некоторые подходы к оценке влияния качества продукции на конкурентоспособность предприятия // В сборнике: Проблемы внедрения результатов инновационных разработок сборник статей международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 161-163.
47. Тимохина Т.Л. Технологии гостиничной деятельности. Теория и практика. Учебник. – М.: Юрайт, 2016. – 336с.
48. Трифонова Е., Приказчикова Ю. Управление международной конкурентоспособностью России // Проблемы теории и практики управления. 2015. № 6. С. 28-36.
49. Трюшникова Е.С., Разнова Н.В. Стратегический контроллинг как инновационный способ управления конкурентоспособностью и развитием бизнеса организации // Наука и Мир. 2017. Т. 3. № 3 (43). С. 33-36.
50. Фасхиев Х.А. Управление качеством и конкурентоспособностью изделий // Методы менеджмента качества. 2017. № 3. С. 34-40.
51. Фасхиев Х.А. Управление качеством и конкурентоспособностью изделий (окончание) // Методы менеджмента качества. 2017. № 4. С. 38-42.
52. Фаттахова Л., Музафарова А. Конкурентоспособность в сервисной деятельности // В сборнике: Филин: физкультура, личность, наука материалы Региональной научно-исследовательской олимпиады школьников и студентов. 2017. С. 155-157.
53. Фелештин В.И. Современные тенденции развития теории конкуренции // Экономический журнал. - 2014. - Т. 34. - № 2. - С. 47-57.
54. Фролова Т.А. Экономика предприятия: конспект лекций. Таганрог: ТРТУ, 2005.
55. Чуквуджекву Е. Конкурентоспособность международной компании: факторы и пути ее повышения // Молодежный научный форум: общественные и экономические науки. 2017. № 1 (41). С. 420-425.
56. Чумляков К.С. Стратегическая конкурентоспособность национальной транспортной инфраструктуры в пространстве международных транзитных перевозок // Вестник научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. 2015. № 1. С. 49-54.
57. Шарыбар С.В. Конкурентоспособность муниципальных образований как основа конкурентоспособности региона // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 2 (7). С. 320-324.
58. Шилкина А.Т., Савкин А.Г. Управление рисками и конкурентоспособностью резинотехнических предприятий // В сборнике: Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, в 2-х томах. Ответственный редактор Горохов А.А. Курск, 2015. С. 431-434.