Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
ГЛАВА1. Теоретические и методические аспекты формирования элементарных математических представлений о геометрических фигурах у детей 4-5 лет ……………………………………………………………………..5
1.1. Анализ психолого- педагогической литературы по проблеме исследования………………………………………………………………………5
1.2. Содержание формирования математических представлений о геометрических фигурах у детей 4-5 лет………………………………………..8
1.3. Методика формирования математических представлений о геометрических фигурах…………………………………………………………12
1.4. Выводы по 1 главе…………………………………………………..16
ГЛАВА2. Методическое обеспечение ……………………………………..17
2.1. Понятие «лепбук»……………………………………………………..17
2.2. Значение лепбука в формировании элементарных математических представлений …………………………………………………………………….18
2.3. Роль воспитателя в использовании лепбука…………………………20
2.4. Лепбук «Цветная геометрия»…………………………………………21
Выводы по 2 главе…………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….30
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших задач воспитания маленького ребенка является формирование элементарных математических представлений, способствующих умственному развитию ребенка и всех его познавательных способностей.
В соответствии с ФГОС ДО познавательное развитие предполагает формирование у детей интересов, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени). Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда усваивается и запоминается ребенком [20].
Важное место занимает проблема формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста.
Вопросами развития у детей представлений о форме занимались многие
методисты, педагоги, психологи, в частности: А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, З.А. Михайлова, Н.Н. Павлова и др.
Чтобы решить эти проблемы, нужно правильно выбрать методы и приемы, уметь ориентироваться в широком спектре современных технологий, организовывать окружающую, пространственную среду для ребёнка.
Одной из результативных технологий математического развития ребёнка может является технология «Лэпбук». Лэпбук – это универсальное средство, которое поможет педагогам обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, заинтересовать их внимание, отвечающее современным требованиям федерального государственного стандарта.
Данная проблема позволила сформулировать цель исследования: рассмотреть теоретические и методические аспекты формирования элементарных математических представлений о геометрических фигурах у детей 4-5 лет средством лепбука.
Для осуществления данной цели необходимо решить некоторые
задачи:
1) Рассмотреть теоретические и методические аспекты формирования элементарных представлений о геометрических фигурах у детей 4-5 лет.
2) Раскрыть особенности методики формирования элементарных математических представлений о геометрических фигурах
3) Разработать лепбук «Цветная геометрия» для детей 4-5 лет.
Для решения поставленных задач использовались методы: анализ литературы по проблеме исследования (педагогической, психологической); изучение педагогического опыта.
ГЛАВА1. Теоретические и методические аспекты формирования элементарных математических представлений о геометрических фигурах
1.1. Анализ психолого- педагогической литературы по проблеме исследования
Рассматривая теоретические основы по проблеме исследования важно отметить, что математическое образование направлено на освоение дошкольниками представлений, которые являются предпосылкой формирования математических понятий (число, величина, геометрические фигуры).
Математические представления (о множестве, числе, счете, форме предметов и геометрических фигурах, величинах и их измерении, простейших вычислениях), постигаемые ребенком на эмпирическом, чувственном уровне, называют элементарными.
Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей [12].
Формирование элементарных математических представлений дошкольников осуществляется с помощью научно обоснованной методической системы, компонентами которой являются цель, содержание, методы, средства и формы организации работы, теснейшим образом связанных между собой и взаимообусловленных друг другом.
Среди задач по формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей следует выделить главные, а именно:
-приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития;
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Белошистая, А.В. Знакомство с геометрическими понятиями / А. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 9.-90с.
2. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики:Курс лекций для студентов дошк. Факультетов высш. Учеб. Заведений.-М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2009.-400с.
3. Болотина, Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2018. - 218 с.
4. Блохина, Е. Лэпбук – наколенная книга [Текст] / Т. Лиханова, Л. Морозова, О. Харина // Обруч. Образование: Ребенок и Ученик. – 2015 – № 4 – С. 29-30.
5. Брынзарей, Ю.Г. Педагогу об игре дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования [Текст] / Ю.Г. Брынзарей, С.Н. Галенко. – Мозырь: Белый Ветер, 2014 – 111 с.
6. Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций [Текст] / ред. Т.С.Будько; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина. – Брест: БрГУ, 2006 – 320 с.
7. Габова, М.А. Знакомство детей с геометрическими фигурами / М.А. Габова // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 9. - с.2- 17.
8. Гатовская, Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Меркурий, 2015 - С. 162-164.
9. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 425 с.
10. Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева [и др.]. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - 528 с.
11. Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла: учеб. пособие для вузов / О. М. Газина [и др.] ; под ред. О. М. Газиной, В. И. Яшиной. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2018. - 111 с.
12. Житко, И.В. Формирование элементарных математических представлений у детей от 4 до 5 лет: учеб.-метод. Пособие для педагогов дошк. образования. Минск: Экоперспектива, 2016. – 200с
13. Методические рекомендации «Практическое применение технологии лэпбук в педагогической деятельности» / Сост. Н.И.Калашникова, Л.В. Трухачёва - Строитель, 2018 г. – 24 с.
14. Михайлова, З.А. Теории и технологи математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А. Столяр. – СПб.: Детство–Пресс, 2008 – 64 с.
15. Носова, Е. Ю. Использование тематической папки (лэпбук) в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста/ Носова, Е. Ю., Федорова Т. В // Молодой ученый. -2017.-№15.2.-С.136-138
16. Нурисламова, А. Д. Лэпбук в работе педагогов дошкольного образования / А. Д. Нурисламова, Н. С. Давыдова, Ю. С. Тазова. - Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). - Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2016. - С. 89-91.
17. Основы методик дошкольного образования. Краткий курс лекций: учеб. пособие / О.Н. Анцыпирович, Е.В.Горбатова, Д.Н. Дубинина [и др.]. – Минск: Новое знание; М.: ИНФА-М, 2016. – 390с.
18. Петрова, В.Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста / Каз.федер.ун-т. – Казань, 2013 – 203с
19. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для СПО / Е. И. Изотова [и др.] ; под ред. Е. И. Изотовой. - М.: Юрайт, 2019. - 222 с.
20. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
21. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учебное пособие для вузов / Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая и др.; Под ред. А.А. Столяра. — Москва: Просвещение,2005.-303с.
22. Щербакова, Е.Н. Теория и методика математического развития дошкольников. – М.: Издательство Московского психолого- социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», -2005.-392с.