Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что безопасное проведение судебного разбирательства актуально и в связи с тем, что ежегодно в качестве свидетелей и потерпевших привлекается около 10 млн человек, при этом почти четверть из них подвергается противоправному воздействию в связи с участием или содействием правосудию.
Отметим, что в новой действующей программе на 2019–2023 гг. не указывается процентное соотношение лиц, подвергшихся угрозам как участники уголовного процесса: «К участникам уголовного судопроизводства часто применяются приемы и методы физического и психологического воздействия в целях изменения ими своих показаний либо отказа от них» . Тем не менее даже такая формулировка обязывает государство принимать достаточные меры для создания необходимых условий судебной деятельности по рассмотрению и разрешению уголовных дел при участии свидетелей и иных лиц.
Обеспечение безопасного участия граждан в уголовном деле рассматривается как особая гарантия вынесения справедливого судебного решения. Только в подобной ситуации создаются достаточные условия для получения судом необходимой, полной и достоверной информации об обстоятельствах, подлежащих доказыванию для принятия итогового процессуального решения.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере обеспечения безопасности проведения судебных заседаний.
Предмет исследования нормы законодательства, регулирующие порядок обеспечения безопасности проведения судебных заседаний.
Цель курсовой работы – проанализировать теоретические и практические аспекты обеспечения безопасности проведения судебных заседаний.
Поставленная цель может быть решена путем решения следующих задач:
- рассмотрение понятия, задач и принципов организации работы по обеспечению безопасности проведения судебных заседаний;
- изучение способов и методов обеспечения безопасности проведения судебных заседаний;
- анализирование нормативного правового закрепления основ обеспечения безопасности проведения судебных заседаний;
- рассмотрение Федеральной службы судебных приставов: права и обязанности при организации работы по обеспечению безопасности проведения судебных заседаний;
- исследование взаимодействия ФССП с другими органами при организации работы по обеспечению безопасности проведения судебных заседаний;
- изучение Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации: функции и роль в обеспечении безопасности проведения судебных заседаний;
- рассмотрение проблем, возникающие при организации работы по обеспечению безопасности проведения судебных заседаний.
Эмпирическая база исследования представлена трудами ученых-правоведов в данной области, законодательными и нормативными правовыми актами, судебной практикой.
Методологическая база исследования представлена следующими методами: системный метод, диалектический, методы сравнительного анализа, методы индукции и дедукции, методы экспертных оценок.
Структура работы. Курсовая работа структурирована введением, тремя главами, шестью параграфами, заключением и списком использованных источников.
Глава 1. Общая характеристика организации работы по обеспечению безопасности проведения судебных заседаний
1.1 Понятие, задачи и принципы организации работы по обеспечению безопасности проведения судебных заседаний
Российская Федерация является демократическим государством, что установлено в ст. 7 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ), основанным на народовластии, которое, в свою очередь, зиждется на предоставлении гражданам равных прав и свобод. Реальное и свободное осуществление прав гражданином возможно при создании государством надлежащих правовых, политических, экономических, социально-психологических гарантий. При отсутствии обеспечения гражданам равных условий правовой защиты не может быть и речи о демократическом государстве. На защиту нарушенных прав гражданина направлена деятельность всех правоохранительных органов, при этом ведущее место в такой деятельности занимает суд.
Конституция РФ устанавливает, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ч. 1 ст. 118).
"Конституция Российской Федерации содержит ряд гарантий, таких как гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, гарантия каждому судебной защиты его прав и свобод, гарантируется право каждому на получение квалифицированной юридической помощи, гарантируется обеспечение доступа к правосудию".
Одним из значимых принципов осуществления правосудия, декларированных на конституционном уровне, выступает принцип независимости судей (ч. 1 ст. 120 Конституции РФ).
Фактическое и реальное исполнение принципа независимости судей отражает степень демократичности государства.
"Независимость судей обеспечивается их деполитизацией и неприкосновенностью в течение их полномочий, ограниченностью назначения на должность, привлечения к ответственности, освобождения от должности и прекращения полномочий, независимостью деятельности судебной власти и осуществлением правосудия в порядке, предусмотренном в законе, недопустимостью ограничения и вмешательства в судопроизводство со стороны какой-нибудь личности или личной безопасности судей. Судьям предоставляются материальное и социальное обеспечение в соответствии с занимаемой должностью" .
Существенной составляющей независимости судьи является его безопасность, безопасность членов его семьи. В доктрине справедливо отмечено "исключительное значение для беспристрастного и эффективного функционирования судебной власти системы гарантий судебной независимости". "Безопасность судей - не только важная гарантия их независимости, но и залог объективности принимаемых решений. При вынесении приговора судья должен руководствоваться законом и совестью, не опасаясь за свою жизнь и семью. Обеспечение этого является одной из задач государства" .
Категория безопасности судей складывается из нескольких аспектов, предполагающих защиту судьи не только при выполнении им профессиональных обязанностей, но и во внеслужебных отношениях, за пределами здания суда. Независимость судьи обеспечивает беспристрастное, объективное рассмотрение и разрешение судебного дела, находящегося у него в производстве. Независимость судьи представляет собой такое состояние, при котором судья даже при наличии какого-либо вмешательства, выражающегося в том числе посредством словесного принуждения к принятию судебного решения (приговора) по конкретному судебному делу, наиболее выгодного для кого-либо, остается беспристрастным, не внимающим высказываемым в его адрес выражениям и рассматривающим судебное дело, руководствуясь исключительно действующими нормами законодательства. Беспристрастность, представляя собой, по мнению автора, предпосылку независимости судьи, предполагает создание и введение в действие такого механизма правового регулирования, который бы соответствовал потребностям судебной власти с учетом цифровой парадигмы развития общества, направленного на достижение максимально возможного уровня защищенности и независимости судей.
Как показывает практика, не исключаются ситуации возможного негативного влияния на судью, в том числе и на членов его семьи, что особенно социально значимо в отношении несовершеннолетних детей. Такое влияние может выражаться в различных формах: как в физическом плане, так и в моральном (к примеру, путем давления, запугивания, устрашения, угрозы причинения вреда судье и членам его семьи). В своем научном труде Н.В. Романенко пришла к обоснованному выводу о наибольшей степени распространенности таких вариантов вмешательства в судейскую независимость, как подкуп (дача взятки), преднамеренное обострение ситуации относительно конкретного судебного дела судьи с использованием средств массовой информации, правозащитных организаций. Данным автором выделена и такая наиболее распространенная группа способов воздействия на судейский корпус, как насильственные способы давления, к которым отнесены убийства, насилия, угрозы в адрес судей. Субъектами распространения таких методов воздействия на судей Н.В. Романенко указаны: лица, недовольные вынесенными судебными решениями против них, а также криминальные структуры .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 2. Ст. 163.
3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) "О Конституционном Суде Российской Федерации" // "Российская газета", N 138 - 139, 23.07.1994.
4. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об исполнительном производстве" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2022) // "Парламентская газета", N 131, 10.10.2007.
5. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021) "О полиции" // "Российская газета", N 28, 10.02.2011.
6. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // "Российская газета", N 137, 27.07.2002.
7. Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" // "Российская газета", N 149, 05.08.1997.
8. Федеральный закон от 20.04.1995 N 45-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" // "Российская газета", N 82, 26.04.1995.
9. Федеральный закон от 08.01.1998 N 7-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" // "Российская газета", N 6, 14.01.1998, N 80, 24.04.1998.
10. Федеральный закон от 20.04.1995 N 45-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" // "Российская газета", N 82, 26.04.1995.
11. Федеральный закон от 20.08.2004 N 119-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" // "Российская газета", N 182, 25.08.2004.
12. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // "Российская газета", N 249, 22.12.2001.
13. Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 N 1406 (ред. от 23.12.2021) "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2013 - 2024 годы" // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2013, N 1, ст. 13.
14. Постановление Правительства РФ от 25.10.2018 № 1272 «Об утверждении Государственной программы "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019–2023 годы"» // Собрание законодательства РФ.2018. № 44. Ст. 6764.
15. Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1316 (ред. от 15.12.2016 г.) «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 51. Ст. 7357.
16. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15.12.2004 № 161 «Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов» // "Бюллетень актов по судебной системе", N 2, февраль, 2018.
17. Приказ Минюста России N 216, МВД России N 689 от 18.10.2018 "Об утверждении Положения о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации, их территориальных органов" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 02.11.2018.
18. Соглашение «О порядке взаимодействия Федеральной таможенной службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении постановлений таможенных органов и иных исполнительных документов» от 29 декабря 2014 № 0001/36/01-69/17// Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 24.02.2022).
19. Приказ ФССП РФ № 100, ФСБ РФ № 157 от 10 апреля 2009 «Об организации взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы безопасности Российской Федерации при установлении (отмене) временного ограничения на выезд должников из Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 24.02.2022).
20. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 № 16 (ред. от 09.02.2012) «О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"» // Российская газета. 2010. 18 июня.
21. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 16 «О практике применения судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве» // Российская газета. 2012. 11 июля.
22. Постановление ВЦИК от 15 февраля 1923 года «Об утверждении Уголовно-процессуального кодекса Р.С.Ф.С.Р. // СПС «КонсультантПлюс». Утратило силу.
23. Закон СССР от 25 декабря 1958 г. «Об утверждении Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик». URL: http://base.consultant.ru/ Утратило силу.
24. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27.10.1960. Принят третьей сессией ВС РСФСР 5-го созыва. Был введен в действие с 01.01.1961 // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. № 40. Ст. 592. Утратил силу.
25. Андреева О.И., Зайцев О.А., Епихин А.Ю. Запрет определенных действий как новая мера обеспечения безопасности личности в уголовном процессе // Вестник Томского гос. ун-та. 2018. № 436. С. 225-229.
26. Ахмедов А.Ф. Новые функции федеральной службы судебных приставов: проблемы практики // Образование и право № 3. 2021. С. 163-167.
27. Дмитриева А.А. Меры безопасности, применяемые в отношении участников процесса на стадии предварительного расследования уголовного дела // Российский следователь. 2017. № 1.
28. Заева О.П. Институт государственной защиты участников уголовного судопроизводства в российском законодательстве: проблемы правоприменительной практики // ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ. 2020. № 1 (47). С. 30-36.
29. Каримов Р.М. Использование специальных средств для обеспечения независимости судей // Российский судья. 2021. N 4. С. 41 - 45.
30. Манова Н.С. Актуальные проблемы обеспечения прав участников уголовного судопроизводства. М., 2017.
31. Нуриев А.А., Смирнов И.С. Проблемы применения мер безопасности в отношении участников уголовного судопроизводства // Молодой ученый. 2018. № 40.
32. Рамазанов Р.М. Закрытое судебное заседание как самостоятельная мера безопасности участников уголовного процесса // ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2021. Т. 31, вып. 2. С. 286-291.
33. Романенко Н.В. Неприкосновенность судьи - эффективная гарантия его независимости? // Российская юстиция. 2018. N 2. С. 41 - 44.
34. Сабаева С.В. Конституционно-правовые основы организации и функционирования судебной власти в Азербайджанской Республике // Актуальные проблемы развития конституционно-правовых основ судебной власти в государствах постсоветского пространства: сб. ст. / под ред. И.А. Умновой (Конюховой). М.: Российский государственный университет правосудия, 2017. С. 38.
35. Светкина А.И. Взаимодействие федеральной службы судебных приставов с иными правоохранительными органами // Юридические науки. 11-4 (62), 2021.