Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Для профессиональной деятельности фармацевтов, включая лицензирование, имеет большое значение правовое регулирование деятельности провизоров, а также функционирование хозяйствующего субъекта предприятия-производителя, аптеки, оптовые фармацевтические фирмы, лечебные учреждения. Фундаментальным значением в каждой экономической сфере, а также в сфере фармацевтической деятельности не исключение, является ее нормативная база. Эта тема очень важна для современного мира.
Получение основных категорий, касающихся правового регулирования деятельности фармацевтической отрасли, знание основных нормативных правовых актов в области лицензирования создает условия для четкого функционирования фармацевтической отрасли, способствует формированию цивилизованной российской фармацевтической отрасли, соответствующей международным требованиям.
Основной международный документ, определяющий права человека, заключается в Всеобщей декларации прав человека, которую Генеральная Ассамблея ООН приняла в 1948 г. В статье 25 данного документа указывается, что «каждый человек обладает правом на такой уровень жизни, необходимый для того, чтобы поддерживать здоровье и благополучие его собственного и своей семьи».
Государство гарантирует здоровье каждого человека по Конституции Российской Федерации и другим законодательным актам. Фармацевтическая служба – неотъемлемая часть здравоохранительной системы и принимает непосредственное участие в реализации обязательств по охране здоровья государства. Одной из форм социальных ответственностей государства перед населением является государственная регулировка в сфере предоставления населению лекарственных средств, а главным механизмом данного процесса является юридическое регулирование деятельности фармацевтических компаний.
Чтобы успешно выполнить поставленные задачи фармацевтического ведомства, каждый сотрудник фармацевтического ведомства должен обладать представлением о главных направлениях госполитики в сфере защиты здоровья населения, обладать знанием структуры и принципов формирования нормативно-правовой базы и основных положений и требований нормативно-правовых актов, регулирующих различные сферы деятельности фармацевтического ведомства в сфере лизинга.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие и развивающиеся в связи с осуществлением лицензирования фармацевтической деятельности.
Предмет данной курсовой работы - правовые нормы, выражающие содержание и сущность лицензионного производства фармацевтической деятельности.
Нормативное обеспечение исследования представлено нормативными актами: федеральными законами, касающимися лицензирования, подзаконным актом Указов Президента, постановлений Правительства. Для того, чтобы применить актуальные нормативные акты для написания учебной работы, использовалась справочная система Консультант-Плюс.
Цель работы – исследовать лицензирование фармацевтической деятельности.
При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть общие положения о лицензировании;
- проанализировать становление и развитие системы лицензирования фармацевтической деятельности в России;
- выявить содержание и сущность лицензионного производства фармацевтической деятельности;
- рассмотреть вопросы организации контроля за соблюдением правил лицензирования фармацевтической деятельности;
- проанализировать проблему юридической ответственности в сфере лицензирования фармацевтической деятельности;
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Теоретико-правовые основы лицензирования фармацевтической деятельности
1.1. Общие положения о лицензировании
Большой толковый словарь под редакцией Д.А. Кузнецова трактует понятие «лицензирование» так: «дело, связанное с разрешением использования патентов, правом производства любой продукции, продажи ее и др.» . Это философское толкование этого термина.
Однако самым удачным является легальное определение лицензирования, которое регламентируется Федеральным Законом от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 99-ФЗ) . Согласно п. 1 ст. 3 настоящего Закона «лицензия - деятельность лицензирующих органов по выдаче, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральным законом, осуществление контроль за лицензиями, приостановление, возобновление, прекращение и аннулирование лицензий, формирование и ведение лицензионного реестра, формирование государственного информационного ресурса, а также предоставление информации по вопросам лицензирования в установленном порядке.
На наш взгляд, это определение лицензии наиболее четко отражает суть и юридическую природу лицензии, а еще – грамотно раскрывает понятие без ошибок в формальной логике. В то же время, хотя законодатель наиболее полностью и сформировал определение лицензии, на сегодняшний день ни юридическая доктрина, ни фармацевтическая наука не имеют единого мнения относительно толкования этого термина. Таким образом, предмет исследований в данной области является дискуссионным.
Интересным является мнение Д.В. Осинцева о том, что ученый считает лицензирование «специфическим видом административной деятельностью, направленным на подтверждение государственной квалификации субъектов хозяйства, и в результате чего им предоставляются специальные права, позволяющие осуществлять деятельность, требующую высокого уровня квалификации…» .
К.К.Лебедев….«лицензирование является элементом правового статуса юридической личности и представляет собой институт гражданского права». Это положение представляется ошибочным по следующим причинам: выдача лицензии не делает полной правоспособности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей специальной, поскольку получение лицензий или потеря лицензии не влияет на их полномочия или несоответствие гражданскому законодательству.
А. И. Цихоцкая придерживается другого мнения. Лицензирование она определяет через призму императивных отношений «государство — частное лицо»: «организационно-структурное, организационно-корректирующее воздействие государства на контролируемый объект воздействия». В то же время лицензирование является одной из функций государственного управления - «наиболее распространенные и типичные способы государственного воздействия на хозяйствующий субъект - юридическое лицо» .
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)) // Российская газета. — 25.12.1993. — № 237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 1.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
5. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 2011 г., № 19, ст. 2716.
6. Постановление Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 (ред. от 14.09.2021) «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.11.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2011 г., № 48, ст. 6931.
7. Постановление Правительства РФ от 15.10.2012 № 1043 (ред. от 04.02.2021) «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в сфере обращения лекарственных средств» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2012 г., № 43, ст. 5877.
8. Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 (ред. от 28.11.2020) «О лицензировании фармацевтической деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании фармацевтической деятельности») // Собрание законодательства Российской Федерации от 2012 г., № 1, ст. 126.
9. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 20.11.2020) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // «Парламентская газета» от 12.3.2004 г., № 45.
10. Приказ Минздрава России от 25.03.2014 « 130н (ред. от 18.07.2016) «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по лицензированию фармацевтической деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.07.2014 № 33277) // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) от 8.7.2019 г., ст. 0001201907080033
Научная и учебная литература
11. Большой толковый словарь русского языка/ Гл. ред. С.А. Кузнецов. — Спб.: «Норинт», 2018.— 501 с.
12. Коротеева Н. Н. Аптечное дело в России в XVIII — начале XX в. // Вопросы истории. Февраль 2018. № 2. —129 с.
13. Козлов Ю. М. Административное право: учебник / Ю. М. Козлов. - Москва: Юристъ, 2017. - 554 с.; 22 см. - (Institutiones).; ISBN 5-7975-0758-7: 3000
14. Контрольные органы и организации России: Учеб. для высш. и сред. учеб. заведений / [Баяхчев В. Г., Дубровский А. А., Гуляев А. П. и др.]; Под ред. А. П. Гуляева; Моск. акад. экономики и права. - М.: МАЭП, 2021. - 207, [1] с.; 20 см.; ISBN 5-93417-006-6
15. Лебедев К. К. Предпринимательское и коммерческое право: системные аспекты (предпринимательское и коммерческое право в системе права и законодательства, системе юридических наук и учебных дисциплин) = Business and commercial law: systematic aspects (business and commercial law in the system of law and legislation, in the system of legal sciences and educational disciplines) / К.К. Лебедев. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2020 (Акад. тип. Наука РАН). - 316 с., [1] л. цв. портр.: схемы, табл.; 21 см. - (Экономика и право / Ассоц. Юрид. центр [и др.]).; ISBN 5-94201-113-3 (в пер.)
16. Мартынов А. В. Административный надзор в Российской Федерации: теоретические основы построения, практика осуществления и проблемы правового регулирования: автореф. дис. … д-ра. юрид. наук. Воронеж, 2019; Студеникина М. С. Государственный контроль в сфере управления. М.: Юридическая литература, 2019.
17. Осинцев Д. В. Лицензионно-разрешительная система в Российской Федерации: Монография / Д. В. Осинцев; М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации. Урал. гос. юрид. акад. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. юрид. акад., 2019. - 370, [1] с.; 20 см.; ISBN 5-7845-0078-3
18. Цихоцкая А. И. Нормативная теория права в системе юриспруденции // Актуальные проблемы государства и права на рубеже веков. Материалы конференции, посвященной 40-летию Юридического факультета ДВГУ. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2018, Ч. 1. - С. 58-61.
Электронные ресурсы
19. Проблемы саморегулирования фармацевтического рынка России. Торгово-промышленная палата России // URL: www.tpprf.ru/common/upload
20. Россельхознадзор. Официальный сайт. URL: http://www.fsvps.ru
21. Об исполнении государственной функции контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения в 2021 году // Россельхознадзор. Официальный сайт. URL: http://www.fsvps.ru/fsvps/news/10095.html (дата обращения: 09.02.2022).