Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На ранней стадии (IV – IX вв.) Средневековья народы Западной Европы не выделяли право как четкую систему регулирования или как четкую систему мысли. Несмотря на это, у каждого народа существовал собственный правовой порядок, включающий отдельные законодательные акты, которые создавала центральная власть, а также бесчисленное множество неписаных правовых норм и институтов, как светских, так и церковных.
Основа юридических терминов и норм была унаследована от античного римского права. Она содержалась в канонах и постановлениях местных церковных соборов и отдельных епископов, а также в некоторых королевских законах и в обычном праве. Но светская и церковная сферы не имели резкого отграничения права от других процессов социального контроля и других видов интеллектуальной деятельности. И светское право, и церковное право в целом не были извлечены из общих обычаев. Отсутствие профессиональных судей, юристов, иерархии судов, «великих» юридических текстов, говорило о невозможности заниматься элементарными правовыми категориями: юрисдикцией, процедурой, преступностью, договором, собственностью. Не было развитой взаимосвязи между основными сферами права.
Величайшим достижением правовой науки ранней стадии Средневековья является кодификация римского права, которая была проведена византийским императором Юстинианом в VI веке. Был создан «Свод цивильного права» (Corpus iuris civilis), содержащий наиболее полное и системное изложение норм как частного, так и публичного римского права.
Кодификация римского права является одним из важнейших достижений средневековой правовой науки, которое имеет огромное историческое значение. Во-первых, был разработан и успешно применен эффективный способ приведения разрозненного нормативного материала в форму, удобную для поиска и применения действующего законодательства. Во-вторых, проведенная систематизация римского права в «Своде цивильного права» существенно облегчила процесс его рецепции западноевропейскими странами в новых исторических условиях в связи с необходимостью дать надлежащее правовое регулирование развивающимся отношениям в сфере промышленности, торговли и финансовой деятельности.
Основными мыслителями начала классической стадии (X - первая половина XIV в.) Средневековья являются Фома Аквинский (1225-1274гг.) и Марсилий Падуанский (ок. 1275 – ок. 1343 гг.).
Целью данной работы является рассмотрение политических идей Марсилия Падуанского.
Задачи:
- описать политико-правовую мысль Средневековья;
- рассмотреть основные идеи относительно закона, политики, права М, Падуанского.
Объект исследования – политико-правовая мысль Средневековья.
Предмет исследования – политические идеи М. Падуанского.
Историография
О концепции Марсилия Падуанского написано достаточное количество исследований. Б. Н. Чичерин тщательно анализировал политические основы концепции М. Падуанского, как и Б.У. Есенов, осуществивший перевод «Защитника мира» Падуанского на русский
Также среди исследователей можно выделить Н. Афанасова и А. Павлова, А.А. Бычкова, Н.В. Ефремову, и особенно Б.И. Ключко
Глава 1 Общая характеристика политических и правовых идей Средневековья
1.1 Средневековая политико-правовая мысль
Средневековье – это весьма длительный период развития европейского общества. Он начинается с крушения Западной Римской империи в конце V века и заканчивается в XV веке с началом промышленной революции в Англии. За это время произошло много масштабных событий, которые повлияли на дальнейшее развитие цивилизации. Одними из них стали Великие географические открытия, формирование основных европейских государств, промышленный переворот и др. Когда мир переходит из одной эпохи в другую, за этим всегда следуют перемены (во многих аспектах) в различных сферах жизни человека .
В Европе в период раннего Средневековья в качестве официальной религии утверждается христианство, и церковь все больше распространяет свое влияние на духовное развитие европейских стран. Хотя уже описанное вероисповедание зародилось еще в римское время, в качестве мировой религии оно предстало именно в средние века. Религия играла важную роль в жизни людей того времени. Они старались соблюдать все церковные предписания, и были очень набожными. Религиозность эпохи средневековья, ее новое мировоззрение и новая система ценностей положили начало новому течению в философии, в котором вера преобладала над разумом, а религия над философией.
Западноевропейское средневековье внесло свой неповторимый и особый вклад во всемирно-исторический процесс. Хотя европейская цивилизация в целом отличается преемственностью (она унаследовала от античной Римской империи, в частности, один из важнейших факторов своего единства — христианскую религию), только в Западной Европе имел место синтез, т.е. прямое взаимодействие римских и варварских (германских, кельтских и др.) начал.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Аристотель. Политика // Он же. Собр. соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1984. Т. 4.
2) Афанасов Н., Павлов А. Секулярная политическая теология Марсилия Падуанского // Логос. 2015. № 6. С. 44–67.
3) Бычков А.А. Обоснование и кризис имперской идеи в XIV веке: Данте Алигьери, Уильям Оккам, Марсилий Падуанский: Дисс. ... канд. полит. наук. М., 2008.
4) Голенищев–Кутузов И.Н. Жизнь Данте // Данте Алигьери. Малые произведения. М., 1968. С.442.
5) Гуревич А.Я. Феодализм перед судом историков, или о средневековой крестьянской цивилизации // Одиссей. - М., 2006
6) Гуревич А. Я. Категория Средневековой культуры. – М.: Искусство, 1984
7) Данте Алигьери. Малые произведения. М., 1968
8) Ефремова Н.В. Марсилий Падуанский // Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2001. Т. 2.
9) История политических и правовых учений: Учебник - Под ред. О.Э. Лейста., М.: Юридическая литература, 2020.
10) История философии. Под ред. Васильева В.В., Кротова А.А., Бугая Д.В. - М.: Академический Проект, 2020.
11) История политических и правовых учений: Учебник - Под ред. О.Э. Лейста., М.: Юридическая литература, 2020.
12) Ключко Б.И. Законодатель в трактате Марсилия Падуанского «Защитник мира» // Вестн. СПбГУ. Сер. 2. 2015. Вып. 2. С. 133–140.
13) Ключко Б. И., Марсилий Падуанский и естественное право // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2, История. — 2014. — Вып. 4. — С. 218-223.
14) Лупарев Г. П., Политико-правовые взгляды Марсилия Падуанского // Право и политика. — 2008. — N 7. — С. 1741-1749.
15) Мамзин А.С. История и философия науки. Учебное пособие для аспирантов - СПб.: Питер, 2020.
16) Марсилий Падуанский. Защитник мира. Defensor pacis / Пер. с фр. Б.У. Есенова; Науч. ред., вступ. ст., примеч. Г.П. Лупарева. М., 2014.
17) Нерсесянц В.С. (ред.) История политических и правовых учений. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2020.
18) Проблемы социальной истории и культуры Средних веков и раннего Нового времени / Под ред. Г. Е. Лебедевой. Вып. 7. — СПб.: Издательство С.-Петербургского гос. университета, 2008. - 278 с.
19) Серегин А. В., Учения о наилучшей организации монархической формы правления в зарубежной политико-правовой мысли // Право и политика. — 2008. — N 7. — С. 1730-1740.
20) Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2020.
21) Фома Аквинский. О правлении государей // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе VI—XVII вв. Л., 1990.
22) Чичерин Б.Н. История политических учений: В 3 т. СПб., 2006. Т. 1.
23) Сanning J. Power and Powerlessness in the Political Thought of Marsilius of Padua //The World of Marsilius of Padua. 2006
24) Garnett G. Marsilius of Padua and the Truth of History. Oxford University Press on Demand. 2006.