Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Процесс получения юридического образования предполагает знакомство с источниками права, которые создавались и использовались людьми в разные исторические периоды. Эти документы, безусловно, имеют выдающееся значение, как памятники великолепной человеческой мысли, воплощенной не только на бумаге, но в камне, на папирусе или бересте. Для понимания современного права исторические источники важны, поскольку показывают соотношение общественной необходимости принятия тех или иных законов и их воплощение на практике.
Изучая историю права, можно реально ощутить, каким образом многие моменты человеческой жизни, именуемые в праве общественными отношениями, получили необходимое регулирование в различных документах древнего права и даже осознать, насколько многие из них близки к современному пониманию сущности права.
К наиболее ранним в истории правовым документам относятся Законы Ману, появление которых во II в. до н.э. в Древней Индии связано во многом с религиозно-нравственными и правовыми нормами, приписываемыми прародителю человечества – Ману. Их изучение позволяет понять какими представлениями о должном и дозволенном поведении обладали люди, жившие много веков назад в Древней Индии, какое влияние памятники правовой культуры прошлого оказывают на сегодняшнюю правовую культуру Индии.
Цель курсовой работы заключается в изучении особенностей законов Ману, как источника древнеиндийского права.
Поставленная цель определила задачи курсовой работы:
– рассмотреть историю создания Законов Ману;
– описать структуру и юридические свойства Законов Ману;
– исследовать основные институты и отрасли права по Законам Ману: гражданско-правовые институты, уголовно-правовые институты, суд и судопроизводство.
Объект исследования – Законы Ману.
Предмет исследования – Законы Ману как источник древнеиндийского права, основные институты и отрасли права по Законам Ману.
При написании курсовой работы были использованы общетеоретические и специальные методы: анализ и синтез, позволившие обобщить данные источников, научной литературы; историко-правовой метод.
Теоретической основой курсовой работы являются монографии, учебные пособия, публикации, посвященные древнеиндийскому праву, Законам Ману.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, пять параграфов, заключение и библиографический список.
Глава 1. Общетеоретическая характеристика законов Ману
1.1 История создания законов Ману
Точное время создания Манавадхармашастры («Законов Ману») не определено, так как данный историко-правовой памятник создавался в течение продолжительного времени, изменялся и дополнялся. В настоящее время принято датировать время появления Законов Ману периодом со II в. до н.э. по II в. н.э.
Начало цивилизации в Индии относят к тому периоду, когда в долине Инда 3300 – 1300 гг. до н.э. существовала высокая Хараппская культура с великими городами Мохенджо-Даро, Хараппа и другими. В тот период были развиты монументальное строительство, металлургия бронзы, мелкая скульптура; в основе сельского хозяйства лежало ирригационное земледелие. В зачатке находились частнособственнические отношения. Население Индии состояло из двух групп, существенно отличающихся друг от друга: более древним народом считаются дравиды, населяющие главным образом Южную Индию, более поздним – индоевропейцы (арийцы – выходцы из Ирана) .
Предполагают, что дравиды входили в состав древнего (доарийского) населения Индии. По мнению многих учёных, предками дравидов в III –II тысячелетии до н. э. была создана Хараппская цивилизация. Начиная с VI в. до н. э. на территории Индии появилось множество независимых княжеств и аристократических республик. Законы Ману. В тот период множества самостоятельных небольших государств появляются Законы Ману, созданные предположительно VI в. до н. э. Ману считался у индийцев родоначальником царствующих династий, мудрецом и первым святым. Законы Ману были созданы в период перехода от религии ведизма (многобожия, обожествления сил природы) к брахманизму (единобожию). Священники (брахманы) учили, что законы были даны первочеловеку Ману божественным откровением Брахмы (высшим Богом). Эти законы выразили стремление населения Индии перестроить форму государственной и общественной жизни, превратить ограниченную власть царей патриархального времени в абсолютную власть (деспотизм), опирающуюся на войско и духовенство.
Главную часть Законов Ману составляют заповеди древних Вед, а также предания обычного права, изречения древних жрецов, святых и их учения. Законы имеют основной идеей неравноправность сословий, и знают только разные права разных каст. Они не знают общечеловеческих прав или хотя бы общих прав всех граждан, касту брахманов ставят выше светских сословий. Это соответствует индийским понятиям древнего периода. Законы Ману проводят мысль о том, что безопасность и благоденствие общества возможны только под охраною сильной власти царя.
По своему содержанию Законы Ману являются собранием религиозно-этических правил и наставлений, авторство которых, судя по названию памятника, приписывается древнеиндийскому прародителю человечества полубогу Ману. В соответствии с древнеиндийскими преданиями Ману – сын Вивасвата (света),- брат Ямы. Яма - первый человек, который умер, и царь духов предков. А Ману - первый человек среди живых людей и царь живущих в этом мире.
Еще одно название исторического памятника – «Откровения царевича Ману».
Стиль изложения исторического памятника – стихотворный. Написаны в форме стихотворной, или, по крайней мере, ритмизированная, форме изложения.
Законы Ману – не только исторический, но и религиозно-правовой памятник, для индийцев в течение многих столетий текст Законов Ману носил сакральный характер.
Внутренняя логика текста Законов Ману основывается на перечислении 25/30 тем, содержащих последовательное изложение предписаний дхармы сначала в рамках ашрама (ашрама-дхарма), а затем в рамках варн (варна-дхарма). Документ содержит 12 глав и 2685 статей
Нормы, содержащиеся в дхарма-шастрах, фактически являются санкционированными государственной и общественной практикой религиозно-правовыми наставлениями, доктриной
Большое значение для понимания текстов законов Ману имеют комментарии и толкование данное индийскими мыслителями. Большинство из них относится еще к средневековому период истории Индии. К наибьолее известным относятся комментарии Медхатитхи (IX в.), Говиндараджи (XII—ХIII вв.), Нараяны (XIV в.), Куллюкабхатты (XV в.), Рагхаванаиды (XVII—XVIII вв.), Нанданы и Рамачандры (XVIII в.). Историческое значение этих изданий заключается в толковании различных терминов без которого понять содержание текста Законов в настоящее время было бы чрезвычайно сложно.
В отечественной науке изучением Законов Ману занимались многие известные востоковеды. Можно выделить таких ученых, как Г. М. Бонгард-Левин, А. А. Вигасин, Н. А. Крашенникова, А. М. Самозванцев.
«Законы Ману» неоднократно переводились полностью или частично на европейские языки и на некоторые языки Индии. В Европе первый перевод текста Законов Ману был сделан англичанином В. Джонсом в 1794 году. Наиболее точным считаются английский перевод «Законов Ману» Г. Бюлера, а также А. К. Бернелла и Е. У. Хопкинса. Следует упомянуть также переводы, изданные М. Н. Даттом и Г. Н. Джха.
На русский язык Законы Ману впервые были переведены филологом-востоковедом С.Д. Эльмановичем и изданы в 1913 году. Уже современники отмечали, что в тексте Эльмановича есть некоторые неточности и в 1960 году Г.Ф. Ильин сверил текст перевода, сделанного С.Д. Эльмановичем, внес в него некоторые исправления и опубликовал уже со своим предисловием.
Настоящими авторами Манавадхармашастры были представители одной из школ брахманизма. Законы Ману составлены от имени одного из древнеиндийских героев-прародителей человечества Ману, чью волю должен был описать донести до людей некто Мудрец Бхригу.
Брахманы – жрецы – высшая варна в Древней Индии. Основное занятие брахманов – изучение священных текстов Вед и обучение этой знанию других, толкование текстов священных книг, проведение религиозных обрядов, разрешение различных споров.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Байрамкулова Т.Д. Памятник древнеиндийского права - Законы Ману/Байрамкулова Т.Д., Тамбиева М.Б.//
2. Безносова Я.В. Религиозно-философская интерпретация принципов назначения наказания по древнеиндийским дхармашастрам / Безносова Я.В.//Евразийский юридический журнал. 2020. № 2 (141). С. 140-142.
3. Графский, В. Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов / Графский В. Г. - 3-е изд., доп. - Москва : Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 816 с.
4. Законы Ману / Пер. С. Д. Эльмановича, проверенный и исправленный Г. Ф. Ильиным. М.: Наука, 1992. [Электронный ресурс]. — URL: http://philosophy.ru/library/asiatica/indica/samhita/manu/rus.html — (дата обращения 02.03.2022).
5. Иванов А.А. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 2018. 343 c.
6. История государства и права зарубежных стран : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / Н. В. Михайлова, А. А. Иванов, Г. Ю. Курскова [и др.] ; под редакцией Н. В. Михайловой. – 2-е изд. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. – 600 c.
7. История государства и права зарубежных стран в 2 т. Т.1 / Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. М.: ИНФРА-М, 2018. 720 c.
8. Крашенинникова Н. А. Правовая культура современной Индии: ее инновационные и традиционные черты /Н.А. Крашенникова. – Москва: Норма, 2009. 304 с.
9. Кюрегян А.А. Право древней Индии: характеристика особенности права собственности и общественного строя /Кюрегян А.А.//Молодой ученый. 2015. № 17 (97). С. 366-369.
10. Маринчев Н.В. "Законы Ману" как источник священного закона /Маринчев Н.В.//Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2010. № 4 (291). С. 157-163.
11. Пашкова С.Г. Дхармашастры и их значение в качестве источника права /Пашкова С.Г.//Научный вестник Крыма. 2021. № 1 (30).
12. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран: Учебник. М.: ЮНИТИ, 2016. 543 c
13. Рубаник В.Е. Проблемы истории права и государства. В трёх книгах. Книга 1. Проблемы истории права и государства Древнего мира. Проблемы истории государства и права России: учебно-научное издание для аспирантуры / Рубаник В.Е., Рожнов А.А. – Москва : Прометей, 2019. – 276 c.
14. Саломатин А. Ю.История государства и права зарубежных стран / А Ю. Саломатин. – М. : Норма, 2017. – 496 с
15. Современные научные исследования и разработки. 2018. № 12 (29). С. 136-138.
16. Хачатуров Р.Л. От Законов Ману к вечным ценностям /Хачатуров Р.Л.//Евразийский юридический журнал. 2018. № 12 (127). С. 123-124.