- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ИГРЕ
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Психология
65 страниц
46 источников
Добавлена 08.07.2022 Опубликовано: studservis
1090 ₽
2180 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР В ИГРЕ ……..………………………………
1.1. Эмоциональный интеллект и особенности его развития у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР…………………………………………………….
1.2.Игра как средство развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР................................................................
Вывод……………………………………………………………………………….
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР В ИГРЕ…………………………………...
2.1. Выявление уровня развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста с ЗПР…………………………………………….
2.Разработка и частичная апробация планирования по развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в игре……………….……………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность. Дошкольный возраст – это тот период жизни, когда происходит формирование эмоционального интеллекта, ребенок познает спектр таких чувств как: любовь, радость, гнев, восторг, тревога, скука и др.
Эмоциональная сфера даёт ребенку сигнал о его внутренних состояниях и о том, как чувствует себя человек, который находится рядом. Ряд положительных эмоций дают ощущение безопасности и надёжности. Отрицательные же эмоции наоборот, сигнализируют об опасности и неудовольствии.
Для того чтобы ребенок смог успешно адаптироваться в обществе, ему нужно научится уметь контролировать свои чувства и эмоции, осознанно влиять на них и уметь распознавать и признавать чувства других людей, т.е. обладать развитым эмоциональным интеллектом. У детей с ЗПР незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля.
Такие авторы, как И.Н. Андреева, Г.И. Батурина, В.К. Вимонас, Д. Гоулман, Е.И., М.А. Нгуен, , В.Н. Лубовский,С.С. Поповаи др. изучали феномен эмоционального интеллекта и сделали вывод, что недостаточное развитие этой сферы влечёт за собой возникновение многих внутриличностных и межличностных проблем и конфликтов расизм, дискриминация, непринятие себя, непринятие других, неспособность управлять своими эмоциями, трудности и дефекты отношения, неумение работать в команде и другие.
Изучением особенностей детей дошкольного возраста с ЗПР занимались Н.Л. Белопольская, Л.Н. Блинова, Н.Ю. Борякова, О.В. Защиринская, И.А. Коробейникова и др. авторы. В исследованиях М.С. Певзнер отмечается, что для детей с ЗПР характерна, прежде всего, неорганизованность, некритичность, неадекватность самооценки. Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подражанию.
Игровой процесс оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снимать напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий. В ходе игры создаются наиболее благоприятные условия для развития эмоционального интеллекта у детей с ЗПР, так как она насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально исследовать развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в игре.
Объект исследования: эмоциональный интеллект и его особенности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования: игра как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Гипотеза исследования: успешному развитию эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста будет способствовать проведение сюжетно - ролевых игр и игр с правилами (дидактические), направленных на дифференциацию и выражение эмоций, а также на осознание и принятие практических ситуаций во время режимных моментов.
Для достижения обозначенной цели нами были поставлены следующие задачи:
– изучить феномен эмоционального интеллекта, особенности его развития у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
–рассмотреть игру как средство развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
– выявить уровень развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
- разработать и частично апробировать планирование по развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в игре;
– проанализировать результаты исследования.
Методы исследования: теоретический анализ литературы; педагогический эксперимент, который включал в себя: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, сравнительный анализ данных.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ №22 «Светлячок» г. Мыски.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР В ИГРЕ
1.1. Эмоциональный интеллект и особенности его развития у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Возникновению понятия «эмоциональный интеллект» предшествовало постепенное изменение взглядов на соотношение интеллектуальных и эмоциональных процессов. Впервые изучение проблемы эмоционально –когнитивного взаимодействия зародилось в период античности. Именно в этот период величайшие умы человечества, философы изучали эмоции и разум как отдельные, независящие друг от друга составляющие личности человека. При этом подчеркивая доминирование разума над чувствами и эмоциями. После мнения ученых, философов разделились. Одни придерживались позиции, что эмоции и разум не сопоставимы и не влияют друг на друга, ведь эмоции есть продукт разума; другие утверждали, что эмоции являются важной составляющей личности, именно они подкрепляют когнитивные процессы личности.
Термин «эмоциональный интеллект» впервые употребили Джон Майери Питер Сэловей. Авторы под ним понимали способность воспринимать и выражать эмоции, понимать их и объяснять, ассимилировать эмоции и мысли, регулировать собственные эмоции и эмоции других людей [40].
Единство эмоциональных переживаний и интеллектуальной деятельности в детском возрасте отмечали Л.С. Выготский [15], Д.Г. Гоулман [17], Л.Ф. Обухова [34], Д.В. Люсин [29]и др. В дошкольном возрасте происходит развитие всей эмоциональной сферы ребенка, становление произвольности поведения, расширяется круг социальных контактов, обустраивается система взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Совершенно новую модель эмоционального интеллекта предлагает Д. Гоулмен [17]. Автор утверждает, что следующие компетенции такие как: самосознание, самоконтроль, социальная осведомленность, управление отношениями, выступают необходимым фундаментом для создания благоприятного эмоционального состояния и развития эмоционально-когнитивного взаимодействия.
И.Н. Андреева [2], проведя собственные исследования, определяет «эмоциональный интеллект» как природную возможность человека к самоанализу и анализу других индивидов, в сборе эмоциональной информации её обработке и использованию, которая включает в себя значение отдельных эмоций, их сочетаний и последовательности, а также оценку отражаемых в них взаимосвязей. В исследовании будет использовано именно это определение, так как оно больше всего соответствует данной теме.
Данный автор предложил привести к единству интеллект и личностные свойства, так как индивидуальные особенности личности влияют на способность воспринимать и перерабатывать определенный набор информации. Две личности с равными интеллектуальными способностями по- разному воспримут одну и ту же информацию.
И.Н. Андреева [2] в своих исследованиях подчёркивает прочную связь между эмоциональным интеллектом и эмоциональной компетентностью. Так, высокий уровень эмоционального интеллекта позволяет сформировать конкретные компетенции, которые непосредственно связаны с эмоциональным спектром. К примеру, возможность понимать эмоции и чувства других людей позволяет развить навыки влияния на других людей, мотивировать и воодушевлять их. Так же, возможность управлять собственными эмоциями позволяет сформировать модель поведения, которая поможет минимизировать риски для здоровья.
В современной психологии, под эмоционально-интеллектуальными способностями понимаются свойства когнитивно-аффективных процессов обработки эмоциональной информации, включающие в себя понимание эмоций и управление ими.
К основным компонентам эмоционального интеллекта относятся такие категории как: во-первых, понимание(осмысление) эмоций – способность понимать эмоции (что мы испытываем в данный момент?), причины их возникновения (почему мы испытываем эту эмоцию именно сейчас?), переходы от одной эмоции к другой (как и почему сменяются эмоции?); во-вторых, управление (регулирование и контроль) эмоциями – способность к контролю над эмоциями, снижению интенсивности отрицательных эмоций, осознанию собственных эмоций, способность к решению эмоциональных проблем без подавления эмоции.
Люсин Д.В. в своем исследовании описывает модель Р. Бар-Она (Bar-On, 1997) который даёт очень широкую трактовку понятия эмоционального интеллекта. Он определяет эмоциональный интеллект, как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями[29].
Р. Бар-Он выделил пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта; каждый из этих компонентов состоит из нескольких субкомпонентов:
1. Познание себя: осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость.
2. Навыки межличностного общения: эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность.
3. Способность к адаптации: решение проблем, связь с реальностью, гибкость.
4. Управление стрессовыми ситуациями: устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью.
5. Преобладающее настроение: счастье, оптимизм.
По словам Р.Бар-Она, эмоциональный интеллект – это совокупность способностей, не связанных с познавательной сферой, которые помогают успешно выполнять любую деятельность и справляться с жизненными трудностями[29].
Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в старшем дошкольном возрасте, потому что именно в этот период идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства. Развитие эмоционального интеллекта является важным в развитии дошкольников, потому что, важным в общение является способность детей читать эмоциональное состояние и управлять своими эмоциями.
Полноценное развитие интеллекта невозможно, если есть недостатки в эмоциональном развитии. Эмоции не могут быть подменены, подавлены интеллектом, ибо отсутствие эмоций, бедность эмоций ведет к пассивности мыслительных процессов.
Понимание и знание своих эмоций и чувств является важным для развития дошкольника. Для ребенка передача эмоций - достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития. Эмоции оказывают влияние на все стороны личности на ее активность, тем или иным образом влияет на ее деятельность[3].
В жизни старшего дошкольника чувства играют огромную роль. Старший дошкольник начинает интересоваться широким миром окружающих предметов, событий и явлений. Его чувства становятся глубже и сложнее. Начинают зарождаться простейшие моральные переживания. У старшего дошкольника начинают формироваться интеллектуальные чувства. Появляется любознательность.
Дети старшего дошкольного возраста уже могут правильно воспринимать эмоциональное состояние человека, могут легко распознать радость, восхищение, веселье, но затрудняются в распознавании грусти, испуга, удивления. Дети, прежде всего, обращают внимание на выражение лица, не уделяя внимание пантомимике - позе и жестам.
Источником переживаний детей оказывается все, к чему они прикасаются, все, что имеет для них интерес и значение. Во взаимоотношениях с другими людьми - взрослыми (сначала близкими) и детьми - ребенок остро чувствует и ласку, и несправедливость, добром отвечает на добро и гневом - на обиду. В сказки он вживается как в реально происходящее действо. Герои, попавшие в беду, принимаются малышом близко к сердцу, и сочувствие им заставляет его порой вмешиваться в то, что он видит, например, на сцене театра. Мир природы ребенок не склонен до поры отделять четкой границей от мира людей: он жалеет сломанный цветок и сердится на дождь, из-за которого отменяются прогулки[5].
Большое значение имеет опыт ребенка, который он получил во время общения со сверстниками и близкими людьми. Именно этот опыт развивает эмоциональную жизнь, делая ее более содержательной и осознанной.
В старшем дошкольном возрасте мир ребенка уже не ограничивается семьей. Значимые для него люди – это уже сверстники, конечно же, мама и папа, друзья. Каждый день в группе можно наблюдать как разворачивается целый межличностный сценарий. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, удивляются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций.
Дети чаще ссорятся, они открыты во взаимоотношениях, у них ярче проявляются эмоции. Родители и воспитатели иногда и не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам.
Чувства ребенка менее осознанны, чем чувства взрослого. Они вспыхивают быстро и ярко, и столь же быстро могут гаснуть. Переход от одного состояния к другому часто молниеносен: бурное веселье, а через минуту слезы. Ребенок еще не умеет управлять своими переживаниями, не умеет что-то скрыть у него все на виду.
Если окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, заботятся об нем, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Тогда у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, развитию у него доброго отношения к людям.Эмоции и чувства могут возникнуть у ребенка к животным, растениям, игрушкам. Ребенок может сочувствовать сломанному стульчику, разозлиться на ударивший его (ребенка) камень[6].
Особое место среди детских чувств занимает у детей чувство страха. Чувство страха у детей зарождается вследствие неправильного воспитания. По мнению взрослых, ребенку постоянно грозит опасность. Такое поведение взрослых приводит ребенка в состояние переживания, тревоги, страха.
Чтобы у ребенка было благоприятное эмоциональное состояние, необходимо придерживаться режима сна, приема пищи и прогулок.
Положительные эмоции повышают активность. Если ребенок вынужден подолгу сидеть и не двигаться, то его эмоциональное состояние резко изменится в отрицательную сторону. А вот положительные эмоции исцеляют от плохого настроения, помогает прослушивание приятной музыки, прогулки с ребенком во дворе, где много цветов.
Педагогам нужно создавать положительную атмосферу, считая ребенка полноправным членам общества, прислушиваясь к нему уважая его мнение. С детских лет ребёнок должен осознавать себя человеком, личностью. Детям необходимо читать книги, ходить с ними в театры, музеи, на выставки. Если с ребенком никуда не ходят в семье, то воспитатель должен быть «ходячим университетом» и, конечно же, добрым и заботливым. Помнить, что эмоциональное благополучие ребёнка – главное условие его физического и душевного здоровья[10].
Таким образом, можно резюмировать, что в деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения, особенно со старшими дошкольниками требуется специальная работа по развитию эмоционального интеллекта ребенка. В условиях дошкольного образовательного учреждения педагоги должны создавать положительную атмосферу уважения, доверия и заботы, помогать дошкольнику правильно распознавать свои эмоции и уметь управлять ими.
Р. Бояцис и Д. Гоулман[16], изучая развитие эмоционального интеллекта, выделили следующие его компоненты:
1) самосознание (эмоциональное осознание себя, точная самооценка, уверенность в себе);
2) социальное осознание (эмпатия, организационное осознание, ориентация на обслуживание);
3) самоуправление (самоконтроль, адаптивность, инициатива, ориентация на достижение);
4) социальные навыки (развитие других, лидерство, влияние, коммуникация, катализация изменений, разрешение конфликтов, работа в составе группы, создание связей).
Несмотря на большое количество работ, посвященных данной теме, остается мало изученным вопрос влияния задержки психического развития (ЗПР) на эмоциональный интеллект ребенка.
В настоящее время очень важным становится развитие понимания ребёнком-дошкольником собственных эмоций и эмоционального состояния окружающих его людей. Проблема развития эмоционального интеллекта наиболее актуальна в дошкольном возрасте, так как он является периодом становления психических функций, личностных образований.
М.А. Нгуен предлагает следующее понимание эмоционального интеллекта применительно к старшему дошкольному возрасту: «готовность ребёнка ориентироваться на другого человека, учитывать его эмоциональное состояние и на основе этих знаний регулировать отношения с ними находить пути решения возникающих проблем» [31].
Автор подчеркивает, что в дошкольном возрасте мы можем говорить об эмоциональном интеллекте, и «когда у ребенка возникает ориентация на другого человека, на его эмоциональные переживания и при этом старается вести себя соответственно этим переживаниям. Только опираясь на эмоции свои и других людей, дети учатся ориентироваться на другого, получая полезную информацию о том, что действительно происходит».
Как справедливо замечает И.А. Пазухина [35], «маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми». Автор отмечает, что «дети эгоцентричны, поэтому важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребенка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по иному оценить собственные мысли, чувства и поведение».
К старшему дошкольному возрасту уровень понимания детьми эмоциональных состояний повышается; восприятие экспрессии становится более дифференцированным, что сказывается на точности оценки переживаний человека; увеличиваются активный и пассивный словарь обозначения эмоциональных состояний.
В норме дети старшего дошкольного возраста способны к пониманию своих эмоций и эмоциональных состояний других людей; способны к адекватному выражению и регуляции своих переживаний; способны осознавать свое эмоциональное поведение и поведение окружающих. Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста должно быть направлено на обогащение практики самосознания (распознавания собственных чувств); саморегуляции (осознанной регуляции эмоций); развитие чувства эмпатии, самопринятия, а также приобретение коммуникативных навыков, уверенности в себе, умений разрешать конфликты.
При задержке психического развития конституционального генезиса эмоционально-волевая сфера находится на низшей ступени формирования, во многом похожая на эмоциональную сферу детей раннего возраста. Типичными чертами при этой форме ЗПР считаются гипертимия, непринужденность и красочность эмоций при их поверхностности и нестабильности, легкая внушаемость; задержка психического развития соматического генезиса – эмоциональная незрелость, которая определена устойчивой астенией, вырабатывающееся в разнообразных соматических болезней [39]. Поэтому, доминирует уменьшенный эмоциональный фон, нередко полная неадекватность проявляемых эмоций, низкая способность к волевому усилию при осуществлении всякой (даже игровой) деятельности.
Психогенная конфигурация задержки психического развития эмоционально-волевой сферы сможет формироваться на фоне разнообразных вариаций патологического развития личности дошкольника: по виду психической неустойчивости – наблюдается в обстоятельствах гипоопеки, с типичными чертами патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде импульсивности, аффективной лабильности, увеличенного чувства внушаемости на фоне низкого уровня познаний и соображений; по типу «кумир семьи» – в ситуации гиперопеки, в которой не формируются черты ответственности, независимости, активности, но свойственны черты эгоцентризма, присутствует постоянная помощь и опека; по невротическому виду – в ситуации грубого, жестокого, агрессивного взаимоотношения в семье, когда преднамеренно воспитывается личность застенчивая, пугливая, несамостоятельная, неуверенная, неактивная.
Задержка психического развития церебрально-органического происхождения – проявляет эмоции, в которых отсутствует оживленность, красочность и тонкость оттенков. В плане эмоционального формирования детям свойственны неполная дифференцированность эмоций, низкий интерес в оценке ближнего окружения, однообразность и односторонность эмоциональных контактов.
В зависимости от доминирующего эмоционального фона у данных дошкольников можно выделить две главных клинических версии вида личности: неустойчивый – с эйфорическим нюансом поведения, психомоторной расторможенностью, тормозимый – с неврозоподобными расстройствами в виде нерешительности, пугливости, пониженной активности.
В трудах В.И. Лубовского можно отметить, что у детей с задержкой психического развития встречается отставание в формировании эмоций, наиболее сформулированными проявлениями которого считаются эмоциональная изменчивость, непостоянство, простота смены настроений и ярких проявлений эмоций. Дошкольники просто и часто без явной мотивации перескакивают от плача к смеху и наоборот. Замечает нетерпимость к фрустрирующим обстоятельствам [27].
Небольшой повод сможет породить эмоциональное возбуждение и даже острую аффективную реакцию, несоразмерную обстоятельствам произошедшего. Данный дошкольник то показывает благосклонность по отношению к иным детям
Фрагмент для ознакомления 3
2. Андреева, И.Н. Азбука эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева – Санкт-Петербург : БХВ- Петербург, 2017. - 288 с.– Текст: непосредственный.
3. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена /И.Н. Андреева/ Вопросы психологии.–2016. - № 3. - С. 78-86– Текст: непосредственный.
4. Аникеева, Н. Б. Воспитание игрой: книга для учителя / Н. Б. Аникеева. – Москва: Прогресс, 1987.– 144 с. – Текст: непосредственный.
5. Батурина, Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. – В кн. Диалектика познания и сознания. Учёные записки Ивановского пед. ин‐та / Г.И. Батурина, - Иваново: Изд‐во пед. ин‐та, 2016. -С47– Текст: непосредственный.
6. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие / А.С. Белкин. – Москва: Академия, 2018. – 256с. – Текст: непосредственный.
7. Белопольская, Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития / Н.Л. Белопольская. - Москва : Когито - Центр, 2019. - 192 с.– Текст: непосредственный.
8. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб. пособие / Л.Н. Блинова. – Москва : НЦ ЭНАС, 2017. – 136 с.– Текст: непосредственный.
9. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста /З.М. Богуславская. – Москва: Просвещение, 1991– 206 с.Текст: непосредственный.
10. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – Санкт-Петербург : Питер, 2018. – 215 с. Текст: непосредственный.
11. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей : учеб.-метод. пособие / Н. Ю. Борякова. – Москва : Гном-Пресс, 1999. – 56 с.Текст: непосредственный.
12. Вартанян, Г.А.Эмоции и поведение/ Г.А. Вартанян, Е.С. Петров ; Акад. наук СССР. Ин-т физиологии им. И.П. Павлова, Науч. Совет АН СССР и АМН СССР по физиологии человека. - Ленинград : Наука, Ленинградское отделение, 1989. - 144 с. –Текст: непосредственный.
13. Вимонас, В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вимонас. – Москва : Просвещение, 2016. – 132 с. –Текст: непосредственный.
14. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка /Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - № 6. - 2016. - С. 62-76. Текст: непосредственный.
15. Выготский, Л.С. Собр. соч.: В 6 т. –Москва : Педагогика, 1983. - Т. 5Текст: непосредственный.
16. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис, Энни Макки; Пер. с англ. – 3-изд. –Москва : Альпина Бизнес Букс, 2018. – 301 с.Текст: непосредственный.
17. Гоулман, Д.Г. Эмоциональный интеллект / Дэниел Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. - Москва: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2019. – 478с. –Текст: непосредственный.
18. Дыбина, О.В. Игровая технология формирования у старших дошкольников направленности на мир семьи / Дыбина О.В., Анфисова С.Е., Болотникова О.П., Еник О.А., Кузина А.Ю., Сидякина Е.А., Щетинина В.В. учебно-методическое пособие / под редакцией О. В. Дыбиной.– Москва: Прогресс, 2014.–105с. –Текст: непосредственный.
19. Евдокимова, О.А. Значение игры в воспитании ребёнка / О.А. Евдокимова, О.В. Дунаева. ственный // Молодой ученый. – 2015. – № 7 (87). – С. 752-755. –Текст: непосредственный.
20. Ежкова, Н.С.Дошкольное образование и мир детских эмоций: теоретико-методические основы взаимовлияния: монография/ Н.С. Ежкова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2014. – 159 с. –Текст: непосредственный.
21. Запорожец, А.В. Роль игры в воспитании детей. Под ред. А.В. Запорожца. – Москва : Просвещение, 1976. – 96 с.–Текст: непосредственный.
22. Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития : / О.В. Защиринская. - Москва : Речь, 2017. - 176 с. –Текст: непосредственный.
23. Кокорева, О.И. Диагностика и коррекционно-педагогическая работа по развитию эмоциональной экспрессии дошкольников с задержкой психического развития в играх-драматизациях / О. И. Кокорева, Т. П. Автономова // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого.– 2015.– № 2(14).– С. 128–135.
24. Кокорев, О. И. Развитие эмоциональной экспрессивности детей шести лет с задержкой психического развития через игру-драматизацию / О. И. Кокорева,Т. П. Автономова // Проблемы теории и практики современной психологии: Сб.ст. XIV Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф.– 2015.– С. 421–425.
25. Коломинский, Я. Л. Детская психология / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. – Минск : Мир Науки, 2019. – 285 с. – Текст: непосредственный.
26. Кравцов, Г.Г. Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольника / Г.Г. Кравцов. - Москва: Юрайт, 2019. - 288 с.–Текст: непосредственный.
27. Лубовский, В.И. Задержка психического развития / В. И. Лубовский // Специальная психология / под ред. В. И. Лубовского. – Москва : Академия, 2016. – 206 с.
28. Лубовский, В.И. Обучение детей с ЗПР [Текст]: пособие для учителей / В. И. Лубовский ; под ред. В.И. Лубовского. – Смоленск, 1994. – 175 с. 38. Люблинская, А.А. Детская психология [Текст] : учеб. пособие / А.А. Люблинская. – Москва : Психология, 2016. – 206 с.
29. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – Москва : Институт психологии РАН, 2018. – С. 29
30. Люсин, Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн Д. В. Люсин Опубликовано в: Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3 – 22.
31. Нгуен, М.А. Развитие эмоционального интеллекта. /М.А. Нгуен/ Ребенок в детском саду. –2017. – №5. – С. 80-87.–Текст: непосредственный.
32. Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений/Николаева С.Н., Комарова И.А. - Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2018.-100с.
33. Новоселова, С.Л. Всестороннее воспитание детей в игре. / С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина, Л.А. Парамонова // Учебное пособие. - М.: Академия, 2020. - 102 с.–Текст: непосредственный.
34. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник/ Л.Ф. Обухова – Москва : Российское педагогическое агентство, 1996 – 374 с.–Текст: непосредственный.
35. Пазухина, И.А. Обогащение эмоционального опыта дошкольника / И.А. Пазухина // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 4.
36. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития / М. С. Певзнер // Дефектология. – Москва : Просвещение, – 1980. – Ч. 3. – С. 92-100.
37. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития [Текст] / М. С. Певзнер // Дефектология. – 1972. – Ч. 3. – С. 8-14.
38. Первушина, О.Н. Общая психология / О.Н. Первушина. – Новосибирск : Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996. – 164 с.
39. Попова, С.С. Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития / С.С. Попова // Молодой ученый. – 2017. – №1.
40. Сергиенко, Е.А. Русскоязычная адаптация теста Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT V2.0): [методическое пособие] / Е. А. Сергеенко, И. И. Ветрова. - Москва : Смысл, 2017. - 139 с.
41. Слепович, Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. –Москва : Педагогика, 1990. – 96 с.
42. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова. - М.: Слово, 2018. - 312 с. –Текст: непосредственный.
43. Шашина, В.П. Методика игрового общения / В. П. Шашина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 311 с. –Текст: непосредственный.
44. Шиманская, В. Что такое эмоции и как с ними дружить. Важная книга для занятий с детьми / В. А. Шиманская. – Москва : Бомбора, 2017. - 128 с.
45. Эльконин,Ю Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - 2. изд. –Москва: ВЛАДОС, 1999. – 358.
46. Юрчук, Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников / Е.Н. Юрчук. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней