Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение_________________________________________________________3
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ "ОБРАЩЕНИЕ ГРАЖДАН"______________________________________________________5
1.1 История становления института обращений граждан ________________5
1.2 Понятие «обращения граждан», и их классификация___________________________________________________10
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН ______________________________________________________14
2.1 Правила организации приема и первичной обработки, порядок рассмотрения и принятия решений по обращениям граждан_____________14
2.2 Правовое регулирование обращений граждан ______________________20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ______________________25
Фрагмент для ознакомления
2
В России история института обращения граждан насчитывает многие века. Необходимо в первую очередь отметить, что право на обращение стало одним из первых прав человека, и появилось у него непосредственно с возникновением государства. Исторически первой формой обращения были народные собрания – вече. Вечевой колокол регулярно, в определённые часы «собирал» всё мужское население округи. Правовые полномочия вече были огромными. На общегородском вече назначались и смещались князь (примером может служить Новгородское вече 862г, на котором было принято решение пригласить князей из Скандинавии), посадник, архиепископ и другие представители власти. Вече вершило суд, принимало законы, решало наиболее важные вопросы общественной жизни.
По мере развития общества и государства, возрастали частные и публичные интересы человека и гражданина, в связи с чем, ему становятся необходимы и правовые способы защиты этих интересов, как от государства, так и от других лиц. Поэтому в XV в. возможность гражданина обращаться в органы государственной власти за защитой своих прав, свобод, а так же для выражения своих нужд и интересов, реализовалась в праве на челобитие.
Судебник 1497 года содержал порядок подачи и рассмотрения обращений. В Московском государстве Ивана Великого не только закреплялись возможности подачи обращений, но и устанавливался определённый порядок их прохождения и рассмотрения: « к государю – только через бояр», обязанность должностных лиц — «бояр» обязательно рассматривать жалобы по существу. Кроме того было понятие рассмотрения обращений в соответствии с компетенцией – существовали специальные должностные лица «которым люди приказаны ведати».
Этапным нормативным актом в сфере правового регулирования подачи и рассмотрения жалоб («челобитен») явился Судебник 1550 г. Статья 7 Судебника не только обязывала должностных лиц «давать управу» жалобщику своего приказа или направлять его в соответствующий приказ по подсудности, а о наиболее важных делах докладывать государю, но и устанавливала ответственность за несоблюдение этих обязанностей.
Важным правовым актом, касающимся рассмотрения жалоб, было Соборное уложение 1649 г. В соответствии со ст. 20 данного акта жалобщикам было запрещено обращаться с челобитной непосредственно к царю, за исключением дел о государственных преступлениях. Если это обращение происходило в церкви, виновный подвергался тюремному заключению. Устанавливалась субординация подачи челобитных.
В период реформации Петра I праву на обращения в органы публичной власти уделялось достаточно много внимания. При Петре I масса жалоб — челобитных на высочайшее имя вызвала ряд указов, возбраняющих это делать. За обращение непосредственно к царю, минуя соответствующие инстанции, устанавливалось суровое наказание.
Царь Пётр Великий в марте 1711 года учредил Правительствующий Сенат и 9 апреля 1720 года при Сенате учредил должность ради приёма челобитных, получившая с 1722 года название Рекетмейстер. В его обязанности входил приём жалоб на коллегии и канцелярии.
Императрица Екатерина I внесла в порядок работы с жалобами некоторые изменения, о чем свидетельствует ее Указ «О должности Сената» от 7 марта 1726 г. Сравнение показывает, что ст. 4 данного Указа аналогична ст. 4 Указа 1722 г., за исключением одного новшества. Прежде допускались жалобы на решения нижестоящих органов непосредственно императору, хотя и через рекетмейстера. Теперь все жалобы решаются только в Сенате.
В мае 1743 г. решением императрицы Елизаветы Петровны был создан отдел прошений. Установленный ею порядок работы с прошениями в принципиальном плане сохранился до первого десятилетия XIX в., хотя в него вносились некоторые изменения.
Следующим этапом в развитии института обращений граждан в России стало подписание Манифеста о порядке рассмотрения жалоб и просьб на высочайшее имя императрицей Екатериной II в июне 1763 года. Манифест стал первым правовым документом, установившим порядок разбирательства обращений по существу и разделившим понятия административного и судебного производства по обращениям в государственные органы.
В 1796 году после смерти матери взошёл на престол Павел I. Он решил установить с подданными прямую связь и лично рассматривал все прошения на высочайшее имя, приходившие по почте и доставляемые лично просителями. По его повелению возле окна его кабинета в Зимнем дворце был повешен желтый железный ящик, куда каждый желающий мог положить прошение на имя государя. Царь собственноручно доставал оттуда письма и, прочитав их, налагал резолюции.
К концу XVIII века порядок подачи и рассмотрения обращений в органы публичной власти требовал более чёткой правовой регламентации. Возможность отстаивать свои права в любых органах государства было предоставлено не всем.
Объём правомочий лиц, выступающих с обращениями, был различным и зависел от их сословной принадлежности. Наиболее радикальные изменения в работе с обращениями граждан произошли в эпоху правления императора Александра I.
1 января 1810 года Императорским Манифестом « Об образовании Государственного совета» в составе Государственного совета наряду с другими органами была образована — Комиссия прошений, которая принимала обращения на высочайшее имя. Она была образована из существовавшей до 1810 года конторы Генерал – рекетмейстера при Сенате. Комиссию прошений, возглавлял один из членов Совета. К компетенции комиссии относились три вида обращений: жалобы, прошения наград и милостей, проекты. Манифест не только устанавливал конкретные виды обращений и особый порядок производства по каждому из них, но и предусматривал перечень обращений, которые исключались из рассмотрения Комиссии.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативно – правовые акты
1. Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Собрание законодательства РФ № 52 от 27 декабря 2021 года (Часть II)
2. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ № 3 от 17 января 2022 года
3. Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ (последняя редакция) "// Собрание законодательства РФ № 5 от 31 января 2022 года
4. Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ (последняя редакция) " // Собрание законодательства РФ № 5 от 31 января 2022 года
5. Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 N 210-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства РФ № 52 от 27 декабря 2021 года (Часть II)
6. Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства РФ № 3 от 17 января 2022 года
7. Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 N 477 (ред. от 01.02.2020) "Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти""// Собрание законодательства РФ № 5 от 31 января 2022 года
8. Постановление Правительства РФ от 19.01.2005 N 30 (ред. от 20.10.2021) "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти" // Собрание законодательства РФ № 52 от 27 декабря 2021 года (Часть II)
9. Постановление Правительства РФ от 28.07.2005 N 452 (ред. от 20.10.2021) "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти""// Собрание законодательства РФ № 5 от 31 января 2022 года
10. Приказ Росархива от 23.12.2009 N 76 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти"// Собрание законодательства РФ № 3 от 17 января 2022 года
Список использованной литературы
1. Абуладзе, Д. Г. Документационное обеспечение управления персоналом : учебник и практикум для СПО / Д. Г. Абуладзе, И. Б. Выпряжкина, В. М. Маслова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 299 с.
2. Быкова Т. А., Кузнецова Т. В., Санкина Л. В. Документационное обеспечение управления. Делопроизводство. М.: Инфра-М, 2018. 304 с.
3. Грозова, О. С. Делопроизводство : учеб. пособие для академического бакалавриата / О. С. Грозова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 124 с.
4. Документоведение : учебник и практикум для СПО / Л. А. Доронина [и др.] ; под ред. Л. А. Дорониной. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 309 с.
5. Иванова А.Ю., Шувалова Н.Н. Основы делопроизводства. Учебник и практикум / отв. ред. Шувалова Н.Н. М.: Юрайт. 2017. 376 с.
6. Колышкина Т. Б. Деловые коммуникации, документооборот и делопроизводство. М.: Юрайт, 2020. 164 с.
7. Корнеев, И. К. Документационное обеспечение управления + тесты в ЭБС : учебник и практикум для СПО / И. К. Корнеев, А. В. Пшенко, В. А. Машурцев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 384 с.
8. Кузнецов И. Н. Документационное обеспечение управления. Документооборот и делопроизводство. М.: Юрайт, 2020. 463 с.
9. Сологуб, О.П. Делопроизводство: составление, редактирование и обработка документов. Учебное пособие. / О.П. Сологуб. - М.: Омега-Л, 2017. - 64 c.
10. Шувалова Н. Н., Иванова А. Ю. Основы делопроизводства. Язык служебного документа. Учебник. М.: Юрайт, 2018. 376 с.