Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Торговля между странами считается важнейшей и ключевой формой международных отношений. Народы мира активно вели торговлю продукцией, другими словами обменивали товары, имевшиеся в избытке на товары в которых нуждались, еще задолго до того, как сформировалось мировое хозяйство. Именно по этой причине, торговля между странами стала толчком в построении единой мировой торговли. Из века в век внешняя торговля всегда являлась и оставалась, как основа международных экономических отношений, потому как рост связей между странами способствовал формированию международного разделения труда, и ведет к соединению всех стран в сплоченное хозяйственное целое. И Российская Федерация активно участвует в международной торговле. В торгово-экономических связях России на данный момент не произошло кардинальных изменений. Это относится в первую очередь, к структуре товарооборота, в котором изменения произошли не чувствительно. Основу товарооборота по-прежнему составляют топливно¬энергетические товары, черные и цветные металлы, удобрения, машиностроительная продукция
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что внешняя торговля дает большие возможности для становления экономики и ее развития, накопления бюджета страны, помогает сохранить благосостояние нации. Внешняя торговля способствует перераспределению материальных благ на межгосударственном уровне, содействуя этим, процессу формирования товарно-денежных отношений, под усиленным влиянием контактов с внешним рынком. Также развитие внешней торговли России является актуальной проблемой в контексте программы импортозамещения и внешнеэкономических санкций.
1 Внешняя торговля и ее роль в национальной экономике
1.1 Сущность внешней торговли и ее структура
Внешняя торговля - это импорт и экспорт товаров и услуг между государствами. В основном производится через коммерческие сделки, оформляется внешнеторговыми контрактами и регулируется правительством государства. Для регулирования используют средства контроля, как лицензирование, таможенный тариф, контингентирование и другие нетарифные ограничения, а также субсидирование экспорта прямое и косвенное и другие средства.
Структура внешней торговли представляет собой экспортные и импортные операции. Под экспортом понимается вывоз товаров за границу; проданный иностранному контрагенту. В рамках форм экспорта выделяются: прямой и непрямой. Прямой экспорт означает, что изготовитель-экспортер продает свою продукцию непосредственно конечному потребителю и на всех этапах осуществления сделки находится в прямом контакте с потребителем. Непрямой экспорт предполагает поставку через посредников конечному потребителю с помощью сторонних сбытовых органов.
Под импортом понимается ввоз товаров в страну, купленный у иностранных контрагентов. Импорт может быть прямым и непрямым. Прямой импорт означает, что предприятия покупаю товар напрямую у зарубежного изготовителя-экспортера. Непрямой импорт означает ввоз товаров в страну через посредников, специализирующегося на импортных сделках.
Схема экспортной и импортной операции включает: заключение контракта на поставку (покупку) товара, поставку (покупку) товаров. Основами, характеризующими экспортную (импортную) операцию, являются: перевоз товаров через границы страны-экспортера(импортера), получение и оплата платежей в иностранной валюте.
Исторически самой первой и самой важной формой международных экономических отношений служит внешняя торговля. Она представляет собой обмен товарами между государственно оформленными национальными хозяйствами.
На данный момент внешняя торговля является хорошим стимулом экономического роста государств, с другой стороны, содействует увеличению зависимости от мирового рынка. Принципы протекционизма фритредерства, это те направления в которых она может развиваться [1].
Протекционизм - политика государства, нацеленная на ограничение импорта и стимулирование экспорта государственных товаров. В трудах представителей меркантилизма, истекавших из постулата о характеризующей роли сферы обращения в экономике протекционизм в первый раз теоретически был аргументирован.
Меркантилисты представляли интересы торговой буржуазии, во время распада феодализма и становления капитализма (XV - XVIII вв.) и как известно являются адептами первой научной экономической школы, роль внешней торговли оценивали очень высоко. Богатством считали только деньги и призывали к тому, чтобы национальное государство поощряло приток денег в страну с помощью обеспечения положительного сальдо внешнеторгового баланса, на деле достижения национального богатства. Но деньги считались единственным богатством и единственным способом роста богатства считалось обмен товаров на деньги. В тот момент импорт товаров, то есть отдача денег, в соответствии со взглядом меркантилистов, был равен убавлению богатства. В конечном счете советы меркантилистов шли к тому, чтобы уменьшить импорт с помощью государственного регулирования и стимулировать экспорт.
Самыми значимыми адептами меркантилизма считались экономисты Англии У. Стаффорд (1554-1612), Т. Мен (1571-1641), экономист Франции А.
де Монкретьен (1575-1621), самым первым употребившим термин «политическая экономия». Русский экономист И. Т. Посошков (1652-1726) был приверженцем меркантилизма, боролся за идею становления отечественного производства, а именно способом развития торговли и роста товарооборота с другими государствами, агитировал за строительство в России цехов («Книга о скудости и богатстве», 1724).
Внешнюю торговлю усложняли внедрявшиеся ограничения импорта, противоречили логике становления капиталистического производства. Без скрывания протекционистской концепции меркантилизма была противопоставлена идея свободной торговли (фритредерства), сторонники этой мысли в ином направлении расценивали роль внешней торговли в международном экономическом сотрудничестве, ее причины и внешнеторговую политическую деятельность государств [2].
Фритредерство - политика национального государства, нацеленная на то что бы внешнеторговые операции были полностью свободными. По истинному ее научные основы, как и теория международной торговли в общем, были заложены фундаментально в конце XVIII начале XIX в., деятелями классической английской политической экономии.
Классики считали и исходили из того, что основой в экономике считается не торговля, а национальное производство, подходящие условия, для реализации которого обоснованы наличием ресурсов. Последние устанавливают его специализацию, как следует и главные направления экспорта и импорта [1].
Принципиальный вклад в становление теоретических основы мировой торговли внесла концепция факторов производства, главные положения этой концепции применительны к разбираемой проблеме, сходятся к следующему:
• у государств участниц международной торговли формируется направленность к экспорту тех товаров, для производства которых применяются факторы производства, наличие которых у них в излишке, и импорту той продукции, для производства которой существует нехватка.
• движение товаров и услуг из одного государства в другое возмещает невысокую мобильность факторов производства в рамках мировой экономики, а если обеспечивается достаточный уровень, напротив, движение факторов замещает экспорт либо импорт готовой продукции.
Фрагмент для ознакомления
3
1 Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 647 с.
2 Борисова Л.М., Грошева Т.А., Ермушко Ж.А. Мировая экономика. Внешнеэкономическая деятельность: Учебное пособие. Томск.: Изд-во ТПУ, 2007. 224 с.
3 Цыпин И.С., Веснин В.Р. Мировая экономика: Учебное пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 248 с.
4 Микрюкова О.В. Условия и факторы экономически безопасного воздействия внешней торговли на развитие транзитивной экономики: автореф. дис. к.э.н. / Южно-Уральского гос. ун-т. Челябинск, 2007. 148 с.
5 Консультант Плюс: Таможенный кодекс таможенного союза [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. От 13.07.2015) // Консультант Плюс: справочная правовая система. URL: http://base.consultantm/cons/cgi/onlme.cgi?req=doc;base=LAW;n=182902 (дата обращения: 15.03.2016).
6 Бердина М.Ю., Даюб А.В., Кузьмова Ю.С. Регулирование внешнеэкономической деятельности. СПб.: ГОУ ВПО «СПбГУ ИТМО», 2011. 101 c.
7 Новиков В.Е. Таможенная пошлина как инструмент государственного регулирования экономики: Монография. М.: РИО РТА, 2011. 200 с.
8 Потапова Е.В., Марченкова Л.М. Направления и инструменты торгово-политического регулирования внешней торговли России // Вестник ОрелГИЭТ. 2013. №1(23). С. 134-140.
9 Ерасова Е.А. Реформа системы государственной стандартизации и сертификации: Стратегическое направление повышения конкурентоспособности // Проблемы современной экономики. 2014. №1. С. 9¬10.
10 Крючкова П.В., Авдашева С.Б. Система технического регулирования в РФ: формирование, возможное и ожидаемое воздействие на конкуренцию. М.: Изд. дом Государственного университета - Высшей школы экономики, 2012. 72 с.