Фрагмент для ознакомления
2
ядерной программой). На Каспии, как известно, имеются крупные, хотя и уступающие ближневосточным, запасы углеводородов, поэтому Вашингтон и НАТО намерены сформировать и развивать отношения стратегического партнёрства со странами – поставщиками энергоносителей (Азербайджаном, Казахстаном и Туркменистаном) и транзитёрами (Грузией, Украиной и Молдавией). Кроме того, основная военно-стратегическая задача НАТО состоит в том, чтобы помешать росту влияния в этом регионе Евразии основных геополитических соперников США – России, Китая и Ирана. Аналитиков из стран – членов НАТО беспокоит также происходящее в последнее время сближение Турции и Ирана. Вместе с тем, по оценкам ведущих американских экспертов, в ближайшие 10–20 лет интересам США и НАТО будет угрожать и граничащий с Черноморско-Каспийским регионом Ближний Восток, который в штаб-квартире альянса называют «очень сложным.
В рамках планов по установлению контроля над мировыми энергетическими ресурсами западные эксперты рекомендуют руководству НАТО наращивать своё присутствие в Арктике. Наконец, важнейшим регионом мира остаётся для НАТО Азиатско- Тихоокеанский (АТР). Здесь альянс будет углублять кооперацию с так называемыми «контактными странами» (Япония, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия). Не исключено, что в рамках задачи по стабилизации обстановки вокруг Афганистана в данный партнёрский формат будут приглашены также Индия и Китай, которых сегодня в штаб-квартире НАТО называют ключевыми глобальными игроками
Афганский и сирийский опыт отчётливо показал, что НАТО как военно-политический блок имеет ограниченную способность адаптироваться к быстро меняющимся условиям игры. Развитие глубокой кооперации с другими организациями и институтами по принципу взаимодополняемости и частичного дублирования функций позволяет отчасти решить эту проблему. В то же время основное внутреннее противоречие реформы по- прежнему сохраняется .
С одной стороны, заявлена масштабная программа преобразований, в соответствии с которой Североатлантический союз должен превратиться в организацию, способную противостоять широкому спектру современных угроз и вызовов (международный терроризм, распространение ОМУ, энергозависимость, глобальные климатические изменения и др.).
С другой стороны, растёт понимание того, что противодействие новым вызовам требует обширного инструментария, которым альянс как военно-политический блок (каковым он по сути своей и остаётся) в настоящее время не располагает и вряд ли будет располагать в ближайшем будущем. В целом сегодня можно говорить о несоответствии между амбициями его членов (по крайней мере некоторых) и их реальными возможностями, что, безусловно, пойдёт во вред коалиционной солидарности.
2.2. Роль Великобритании в Североатлантическом альянсе
В британском Обзоре по вопросам безопасности и обороны «особое» партнёрство с Вашингтоном охарактеризовано как «жизненно важное» для национальной безопасности Соединённого Королевства. В документе отмечается, что Соединённые Штаты Америки являются мировым лидером в экономической и оборонной сферах и остальные государства мира продолжают воспринимать эту страну в качестве гаранта стратегической стабильности.
Видимо, поэтому планы глобального военного присутствия Соединённого Королевства реализуются во многом за счёт углубления сотрудничества с американцами.
Так, например, в марте 2016 г. глава Минобороны Великобритании Майкл Фэллон объявил о планах профинансировать программу атомных подводных лодок (АПЛ) класса «Саксессор» (Successor) для полной замены АПЛ класса «Вэнгард» (Vanguard) после 2030 г. Первоначальная сумма финансирования составляет 642 млн фунтов стерлингов, и треть этих средств предполагается затратить на совместную с Вашингтоном программу разработки унифицированных пусковых установок (Common Missile Compartment).
В настоящее время идёт процесс модернизации британских авианосных групп с целью сделать их лучшими в Европе.
Для этих целей у США закупается 138 новых истребителей F-35B (2 эскадрильи должны быть готовы к 2025 г.).
Кроме того, 7 апреля 2016 г. Минобороны Великобритании объявило о заключении с корпорацией Lockheed Martin контракта стоимостью 142 млн фунтов стерлингов на создание на авиабазе Мархам в Норфолке инфраструктуры для базирования упомянутых истребителей.
Тесное сотрудничество с США в рамках программы строительства авианосцев и закупки тактических истребителей F-35, а также решение Пентагона разместить часть самолётов на территории Королевства позволят использовать британские авианесущие корабли в интересах обеих стран.
По заявлению британского оборонного ведомства, это будет способствовать укреплению региональной безопасности в Северной Атлантике.
25 января 2017 г. Великобритания и США подписали Декларацию о самолётах базовой патрульной авиации, согласно которой стороны намерены улучшать оперативную совместимость сил. Согласно более раннему соглашению (2016 г.) Соединённые Штаты к 2023 г. поставят Британии 9 самолётов «Посейдон» (Boeing Р-8А Poseidon) для обеспечения безопасности АПЛ.
Планируется, что первый «Посейдон» поступит на вооружение Королевских ВВС уже в 2019 г. (место базирования — Лоссимут, Шотландия).
В декабре 2016 г. британское военное ведомство анонсировало подписание контракта с американской компанией General Atomics Aeronautical Systems Inc на разработку для нужд Королевских ВВС беспилотных летательных аппаратов (БЛА) «Протектор» (Protector — в американской терминологии — Predator). Согласно контракту 26 БЛА (16 — гарантированно и 10 — по запросу) будут поставлены к 2023 г., когда английские MQ-9 Reaper выработают свой ресурс.
Важным представляется тот факт, что «Протектор» пройдёт сертификацию и получит разрешение находиться в воздушном пространстве Европы. В перспективе это не исключает использования данного беспилотника для целей Североатлантического альянса — например в Восточной Европе (как известно, часть ответственности за безопасность восточного фланга НАТО возложена на Великобританию).
В настоящее время общее число ударных БЛА, состоящих на вооружении британских ВВС, достигло 10 ед. Вплоть до 2012 г. англичане управляли дронами с американской военной авиабазы в Неваде, затем управление перенесли в Великобританию, хотя продолжают периодически проводить операции с территории США. Тенденции реформирования армии Британии свидетельствуют о том, что если к 2023 г. страна будет иметь 20–26 ударных беспилотников (в зависимости от сроков поставок и формирования дополнительного заказа), то уже к 2030 г. они могут составить около трети парка британских ВВС .
В целом военно-техническое сотрудничество Великобритании и США имеет важное значение для обеих сторон и, вероятно, станет связующим звеном при реализации ими внешнеполитических инициатив.
Британцы являются наиболее активными участниками Специального соглашения по безопасности (Special Security Arrangement), которое даёт право иностранным военным компаниям участвовать в американских оборонных тендерах. Например, в 2000-х гг. крупнейшим проектом подобного рода стало создание ударного истребителя пятого поколения F-35 Lightning II, где британские Rolls-Royce plc и BAE Systems выступили в роли главных партнёров США в лице Lockheed Martin и Northrop Grumman.
Ранее корпорация BAE Systems выступила в качестве основного подрядчика Boeing и Lockheed Martin при создании многоцелевого истребителя пятого поколения F-22 Raptor (общая стоимость программы составила порядка 66,7 млрд дол.).
С тех пор BAE Systems остаётся основным зарубежным подрядчиком Пентагона.На фоне начавшегося процесса выхода Великобритании из Евросоюза (и связанных с этим процессом рисков) заинтересованность властей Соединённого Королевства в укреплении отношений с США ещё более возрастает.
В апреле 2017 г. состоялось заседание Комитета по обороне Палаты общин с целью определить, являются ли в настоящий момент имеющиеся у Британии, США и НАТО ресурсы достаточными для обеспечения европейской безопасности.
Также ставился вопрос о том, в какой степени Британия и континентальная Европа могут полагаться на Соединённые Штаты и Североатлантический альянс при сдерживании «российской агрессии», и о возможных ответных мерах на такую политику. Британские парламентарии пришли к заключению о целесообразности углубления сотрудничества военной области (с акцентом на ядерную сферу), разведке и ведении операций в киберпространстве. Можно предположить, что тесное сотрудничество Великобритании и США по военной линии продолжится (даже несмотря на растущие для Британии финансово-экономические трудности).