Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Бюджет – это слово английского происхождения, которое означает «мешок, заключающий бумаги и счета». В современной экономической и правовой науке термин «бюджет» имеет несколько значений. Так, с экономической точки зрения бюджет определяется как совокупность отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Экономическая наука рассматривает бюджет как обособленный фонд денежных средств. Как правовая категория бюджет представляет собой нормативный акт (чаще всего – закон), в котором содержится основной финансовый план государства, отражающий роспись его доходов и расходов,
С помощью бюджета государственная власть перераспределяет национальный доход, изменяет структуру общественного производства, влияет на результаты хозяйствования, осуществляет социальные преобразования.
Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования бюджетов, разнообразны и сложны. Они возникают в процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов, а также в процессе составления и утверждения отчетов об их исполнении. Указанные отношения регламентируются не только нормами финансового права, но и таких отраслей, как конституционное право, гражданское право, налоговое право, муниципальное право, банковское право, валютное право, которые в своей совокупности образуют «бюджетное право», как комплексный институт российского финансового права. Данное обстоятельство основывается на закрепленной в Конституции России модели федерализма, самостоятельности местного самоуправления, а также на сложных отношениях по регулированию текущей внутренней и внешней экономической политики.
Также актуальность и обоснованность темы данной работы заключается в том, что в условиях рыночной экономики значительно вырастает роль бюджетной системы как одного из самых важных инструментов регулирования экономики государством. Взаимосвязью уровней бюджетной системы определяется единство государства с федеративным устройством.
Основной целью работы является изучение бюджетной системы России, анализ тенденций её развития, определение проблем и перспектив её развития, а также разработка рекомендаций по совершенствованию развития бюджетной системы.
Для того, чтобы достичь поставленные цели, нужно выполнить следующие задачи:
1. Изучить такие теоретические основы бюджетной системы;
2. Определить структуру и принципы построения бюджетной системы;
3. Провести анализ особенностей развития бюджетной системы России;
4. Предложить пути совершенствования развития бюджетной системы РФ.
Объектом данной работы является бюджетная система Российской Федерации. Предметом являются те экономические отношения, которые возникают между государственными органами и другими субъектами экономики по поводу организации и функционирования бюджетной системы страны.
Теоретическую основу работы составили труды учёных, экономистов и специалистов, которые занимаются изучением проблем в области бюджетной системы и бюджетных отношений. К ним относятся Родионова В. М., Маркина Е. В., Солянникова С. П. и другие.
В качестве теорико – методологической основы работы послужила нормативно – правовая база в области бюджетной системы Российской Федерации.
В работе были применены такие общие методы исследования, как сопоставительный, системный и экономический анализ.
Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Российская бюджетная система: ее устройство и реформирование
Бюджетное устройство — это принципы, которые определяют государственный бюджет и бюджетную систему страны, какие-либо образования в стране, состав и структуру бюджетов, а также использование бюджетных средств.
Бюджетное устройство определяется той формой, которая несет в себе форму государственного устройства и действует законодательными законами страны, ролью бюджета и социальных процессов. Бюджетная система Российской Федерации зависит от административных и государственных форм этого устройства. Все государства подразделяются на три формы распределения власти такие, как унитарные, федеративные и конфедеративные, каждый из которых имеет свои административно-территориальные законы.
Унитарное (единое) государство – это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. При такой форме в стране действует единая конституция, общие права и единые органы власти. Экономическими, социальными и политическими процессами в стране определяются единые законы для всех граждан. При унитарной форме в государстве бюджетная система состоит из двух звеньев - государственного и местного бюджетов.
Федеративное (объединенное) государство – это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования имеют собственную государственность и при этом имеют полное право самостоятельности в пределах решения каких-либо задач между центром и формой. Бюджетная система федеративного государства состоит из трех звеньев и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.
Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства сформируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.
Бюджетное устройство в Российской Федерации соответствует федеративному устройству государства и принципу самостоятельности и консолидирования бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований.
Бюджетная система — это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. [4]
Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства. Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующей в ней законодательной системы, ролью бюджета в стране.
От формы государственного и административного устройства страны зависит и построение бюджетной системы.
Основы бюджетного устройства РФ определяются конституцией страны и ее государственного устройства как к федеративной республике, субъектами которой являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа. [4]
В соответствии с конституцией и БК РФ бюджетная система РФ состоит из трех уровней:
• Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
• Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов;
• Местные бюджеты.
Государственный бюджет — это финансовая программа деятельности государства, которая выражает все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).
Местный бюджет — главный канал доведения до населения конечных результатов производства. Финансирует развитие отраслей производственной сферы, обеспечивающей жизнедеятельность населения. [4]
В настоящее время бюджетное устройство всей страны находится в процессе реформирования и изменения. Особенно этот процесс активизировался после финансового кризиса 1997 - 1998 года.
Бюджет должен формироваться исходя из целей планирования и результатов государственной политики. Сегодняшний бюджетный процесс не дает возможности эффективно регулировать финансовые ресурсы.
Развитие бюджетной системы сможет осуществить изменение из сферы управления бюджетными ресурсами к управлению бюджетными результатами. Из этого следует, что бюджетные отношения будут одинаково выполняться с функциями государства, а финансирование экономики будет направлено на поставленные задачи по экономическому и социальному развитию.
В процессе изменения стоят такие задачи, как:
1. Ужесточить ответственность получателей и распорядителей бюджетных средств
2. Ввести новую оценку эффективности расходов и доходов
3. Пересмотреть принцип формирования федеральных целевых программ.
Эти программы будут направлены на развитие и рост государственного бюджета, а также на изменение бюджетного планирования.
Также нужно отметить, что правительство РФ намерено принять специальный закон о введении практики среднесрочного или даже многолетнего бюджетного планирования.
Каждый год при подготовке финансового плана применяются результаты работы всех органов и ведомств, а работники в свою очередь предоставляют доклады с проектом данного бюджета.
За последнее время в стране было принято много мер по усовершенствованию и изменению управления финансами. До настоящего времени бюджетная система еще не приняла тех мер для того, чтобы поднять рост экономики страны и повысить уровень жизни населения. [4]
Самой важной целью бюджетного процесса является создание выгодных условий и совершенствование эффективных предпосылок для управления финансами.
Таким образом, реформирование бюджетного процесса предлагается осуществить по следующим направлениям:
а) реформирование бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетного учета;
б) выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств;
в) улучшение среднесрочного финансового планирования;
г) улучшение и увеличение сферы применения программных методов бюджетного планирования;
д) упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.
Из международного опыта следует, что для перехода к новой системе нужно сбалансировать государственный бюджет для того, чтобы произошли преобразования всей системы финансового и государственного управления. Из этого следует, что внедрение каких-либо дисциплин могут привести к уменьшению или снижению использования бюджетных средств в стране, росту государственных расходов, а также к усложнению бюджетного администрирования. Для этого государство создает практическую отработку.
Для формирования плана федерального бюджета нужно проводить методы бюджетного планирования, которые вносят изменения в финансовое законодательство. Каждый год в стране происходит оценка результативности бюджетных расходов и качество управления бюджетных средств, которыми