Фрагмент для ознакомления
2
Требования к современному учебному занятию являются одним из самых важных нормативов в процессе управления качеством образования.
Современное занятие - это, прежде всего, эффективный урок, в ходе которого решаются учебно-воспитательные задачи на уровне современных требований. Он учитывает особенности и своеобразие общества, состояние педагогической науки и практики, подчиняется решению главной задачи - созданию условий для развития личности студента, его активного интеллектуального роста, качественного усвоения знаний и формирования на их основе умений и компетенций, стимулирования позитивных творческих начал, проявляющихся в устойчивом стремлении личности к самореализации и самосовершенствованию. Сложившаяся система профессиональной подготовки опирается на Федеральный государственный образовательный стандарт, который реализуется в основном через традиционные педагогические технологии. В требованиях к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) отмечается, что выпускник колледжа должен обладать общими компетенциями и профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности. Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности в условиях современного уровня развития технологий и производства. Однако механизмы формирования этой готовности в основном ориентированы на знания, умения и виды деятельности (т.е. на освоение квалификации). А формирование качеств, напрямую определяющих компетентность специалиста (мобильность, инициативность, готовность к сотрудничеству, конкурентоспособность, способность к самостоятельной преобразующей деятельности и т.д.) часто носит декларативный характер.
Ориентация на компетентность специалиста как конечный результат профессионального образования требует перестройки всего образовательного процесса и предъявляет достаточно высокие требования к уровню компетенции самих педагогов. Формирование готовности педагогов к повышению компетентности будущих специалистов, скорее, внутриличностный процесс. Поэтому его эффективность напрямую зависит от активности самого педагога, его стремления к самообразованию и самосовершенствованию и творческому преобразованию своей деятельности.
Повышение квалификации, освоение новых компетенций должно стать привычным состоянием для каждого преподавателя. В образовательных учреждениях среднего профессионального образования используются разнообразные формы повышения профессионального мастерства педагогов:
- участие в семинарах, совещаниях, конференциях, выставках и конкурсах различного уровня;
- стажировка на ведущих предприятиях отрасли, с обязательным обобщением опыта и предложениями по совершенствованию образовательного процесса;
- стажировка и изучение передового опыта в ВУЗах региона и страны;
- обучение педагогов колледжа в аспирантуре или самостоятельная научно-исследовательская деятельность в качестве соискателя;
- обучение на курсах повышения квалификации в различных образовательных центрах и др.
Не менее важной формой изучения передового педагогического опыта являются открытые занятия. Открытое учебное занятие - это не только форма изучения и пропаганды передового опыта, но и форма совершенствования методической работы педагога, действенный элемент учебного и воспитательного процесса. Только постоянное движение каждого преподавателя по пути самосовершенствования и саморазвития позволит всему педагогическому коллективу вместе готовить компетентного, грамотного и конкурентоспособного специалиста, востребованного на рынке труда.
Цель исследования: оценить теоретико-методические основы и прикладные аспекты разработки методических рекомендаций по проведению открытых занятий в СПО.
Объект исследования: методика преподавания в СПО
Предмет исследования: разработка методических рекомендаций по проведению открытых занятий в СПО
Задачи исследования:
1. Рассмотреть открытые учебные занятия как одну из важных форм организации методической работы;
2. Описать модели открытых учебных занятий. Методическая цель и требования к проведению;
3. Предложить методику проведения отрытого занятия согласно предложенным методическим указаниям.
Глава 1. Теоретико-методические особенности изучаемой темы
1.1. Открытые учебные занятия - одна из важных форм организации методической работы
Открытое занятие в отличие от обычного - специально подготовленная форма организации методической работы. На открытом учебном занятии преподаватель демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приема или метода обучения.
Целью открытого учебного занятия является, как правило, показ передовых форм и методов учебно-воспитательной работы, анализ дидактической эффективности использования технических средств обучения и применения ЭВМ, обобщение приемов инновационных методов организации и контроля качества учебного процесса.
Задачей преподавателя, готовящего открытое занятие, является демонстрация методики преподавания, совершенствование отдельных приемов, педагогических находок, формирование системы учебно-воспитательной работы со студентами.
Для проведения открытого занятия может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения.
Открытые занятия для всех преподавателей колледжа направлены на оказание помощи им в решении педагогических задач по совершенствованию учебно-воспитательного процесса [7].
В начале учебного года составляются графики проведения открытых занятий по каждой предметно-цикловой комиссии, на основании которых учебная часть составляет единый график проведения открытых занятий в колледже по семестрам.
При планировании проведения открытых занятий целесообразно поручать их проведение, в первую очередь, опытным, творчески работающим преподавателям. Могут привлекаться к проведению открытых занятий и начинающие (молодые) преподаватели, если у них есть интересные педагогические находки и перспективы.
При планировании открытых занятий необходимо определить конкретную методическую цель каждого из занятий [3].
Выбор темы открытого урока предоставляется преподавателю, который проводит занятие. При прочих равных условиях, преимущество должно быть отдано более сложным темам программы, которые необходимы для осуществления межпредметных связей и междисциплинарных курсов, которые, недостаточно освещены в методической литературе, требуют педагогических находок в методике их изложения и др.
При планировании открытых учебных занятий следует равномерно распределять их по учебным группам. Нецелесообразно планировать открытые уроки на сентябрь (время организационных мероприятий), январь, июнь (время сессий).
Рекомендуется каждому преподавателю проводить открытые занятия не реже одного раза в 2 года [2].
Требования к открытому занятию
Уровень открытого занятий должен отражать научность и точность фактического материала, использование последних достижений науки в рассматриваемом вопросе, реализацию учебных, воспитательных и развивающих задач.
Методическая оптимальность занятий должна определить: правильность выбранного вида использования наглядности, новых инновационных методов в обучении; правильное распределение времени на структурные элементы занятия и другие составляющие.
Применение новых педагогических технологий, приемов и методов преподавания, при помощи которых реализуются цели занятия, формирование знаний, умений компетенций на основе самостоятельной познавательной деятельности студентов, являются основными требованиями к открытому занятию [7].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анисимов П.Ф., Сосонко В.Е. Управление качеством среднего профессионального образования. – Казань, 2001.
2. Баранова Н.А., Идрисова Е.В., Шлома С.Д. Методические указания по организации и проведению семинарских занятий. - Издательский центр «ЮУГК», 2015. – 27 с.
3. Блинов, В. И. Б Методика профессионального обучения : учебное пособие для мастеров производственного обучения и наставников на производстве / отв. ред. В. И. Блинов. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 254 с.
4. Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика. – С.-Пб., 2002.
5. Гоголева И.И., Лецких Л.А., Пастухова И.П. Научно-методическая работа в среднем специальном учебном заведении. Научно-методическое пособие. - М.: Библиотека журнала «СПО», 2008.
6. Гребёнкина Л.К., Анциперова Н.С. Критерии эффективности наблюдения, анализа и оценки урока //Технология управленческой деятельности заместителя директора школы.– 200.– С. 125 - 130.
7. Евплова Е.В. Методика профессионального обучения: учебно-методическое пособие [Текст] / Е.В. Евплова, Е.В. Гнатышина, И.И. Тубер. – Челябинск, 2015. – 159 с.
8. Евплова Е.В. Элементы урока: приветствие [Текст] / Е.В. Евплова // Начальная школа. – 2013 – № 8. – С. 25–28.
9. Коджаспирова Г.М. Педагогика. Учебник. - М.: КноРус, 2010.
10. Коренева Е.К. Семинарские занятия как форма усвоения лекционного материала и курса в целом //Приложение СПО. – 2009. - № 3 - С.35-42.
11. Макеева И.К. Из опыта проведения семинарских занятий по дисциплине «Основы философии» //Приложение СПО. – 2006. - № 3 - С.97-102.
12. Максименко А.А. Методика подготовки и проведения семинарских занятий: Методич.пособие. – М.: ИПК СК, 1998. – 24 с.
13. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования. Учебник. - М.: Академия, 2009.
14. Морева Н.А. Технологии профессионального образования: Учеб.пособие. – М.: ИЦ «Академия», 2005. – 432 с.
15. Мякинченко Л.П., Ушакова Т.В. Современный урок. Схемы анализа урока.//Настольная книга завуча школы.– 2006г.– С.293 - 299.
16. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Полат Е.С. и др. - М.: Академия, 2008.
17. Онищук В.А. Урок в современной школе. - М.: 2011.
18. Перевезенцев М.В., О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева и др.
Профессиональные стандарты как основа подготовки конкурентоспособных работников: Методическое пособие. - М.:
19. Развитие науки, национальной инновационной системы и технологий : сборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции 13 мая 2020 г. / Под общ. ред. Е. П. Ткачевой. – Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. – 176 с
20. Растова Л.М. Педагогические кадры - основа инновационного развития образования. Монография. - Барнаул: БГПУ, 2007.
21. Современные технологии обучения в образовательных учреждениях СПО. - М.: изд. дом «Новый учебник», 2007.
22. Ставицкий А.В. Методика подготовки и проведения семинарских занятиях по истории. Материалы международной научной конференции "Ломоносовские чтения 2008 года" / Под ред. В. А. Иванова, В. И. Кузищина, В. А. Трифонова. – Севастополь: НПЦ ЭКОСИ – Гидрофизика, 2008. – с. 118-121
23. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 г. № 543.
24. Харламов, И.Ф. Педагогика. – М., 2000.