Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Образовательные учреждения, являясь частью образовательной системы, наименее защищены от резких изменений социально-экономических условий и негативных последствий рыночных отношений. Учреждениям необходимо формировать, развивать и постоянно совершенствовать систему управления образовательным учреждением с учетом особенностей и функций управления для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность организации на рынке образовательных услуг.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Основные функции управления образовательной организацией
В литературных источниках встречаются различные определения понятия «управление образовательными учреждениями».
Часто данное понятие отождествляют с понятием «педагогический менеджмент». С точки зрения Г. М. Коджаспировой [7], Е. А. Гончарова [10], Л. П. Крившенко [13], управление образовательными учреждениями это комплекс методов, принципов, организационных форм и технологических приемов управления учебно-воспитательным и учебно-познавательным процессом, направленных на повышение его эффективности.
Но Л. П. Крившенко также трактует понятие управления образовательными учреждениями как научно-организованное управление со своей иерархией, представленной двумя уровнями [13]:
1) управление деятельностью педагогического коллектива;
2) управление деятельностью учащихся.
Т. И. Шамова, П. И. Третьяков [19] рассматривают управление образовательными учреждениями как целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата[4].
В целом понятие «управление образовательными учреждениями» можно трактовать как целенаправленное взаимодействие участников педагогического процесса на основе познания объективных закономерностей, направленное на достижение определенной цели.
Основной целью управленческой деятельности, в том числе и управления образовательным учреждением, является эффективное функционирование определенной организационной системы.
Поэтому внимание как отечественных, так и зарубежных ученых уделено исследованию управленческих функций в образовательных организациях[5].
Следует отметить, что в любой управленческой деятельности выделяют пять основных функций: планирование, организация, координирование, распорядительство и контроль.
1.2. Понятие и виды контроля в общеобразовательном учреждении
Контроль - процесс получения и обработки информации о ходе и результатах образовательного процесса для принятия на этой основе конкретного управленческого решения. Контроль знаний является неотъемлемым элементом управления учебным процессом. Это важное условие повышения эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся [5, с. 192].
Контроль способствует определению объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявлению успехов в учении, пробелов в знаниях для корректировки в процессе обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.
Контроль выполняет также воспитательную функцию в процессе обучения. Он способствует повышению ответственности за работу, выполняемую как педагогом, так и обучающимся, приучает к систематическому труду и аккуратности в выполнении заданий, формированию у них положительных нравственных качеств [5, с. 193].
Проверка и оценка знаний должны проводиться согласно дидактическим принципам обучения, поскольку последние предъявляются и реализуются во всех элементах учебного процесса.
Выделяются такие требования к контролю знаний:
- объективность (создание условий, в которых бы максимально точно выявлялись знания обучаемых, предъявление к ним единых требований, справедливое отношение к каждому);
- обоснованность оценок (их аргументация);
- систематичность (как важный психологический фактор, организующий и дисциплинирующий у учащихся, формирующий настойчивость и устремленность в должности цели);
- индивидуальный и дифференцированный подход к оценке знаний (предусматривает выбор таких дидактических условий, при которых снимается психологическая напряженность при ответе, и дает педагогу возможность полно, правильно и объективно выявить и оценить знания обучаемых);
- всесторонность и оптимальность
В зависимости от места контроля в учебном процессе выделяют контроль текущий, промежуточный и итоговый, позволяет эффективно управлять познавательной деятельностью учащихся.
Текущий контроль осуществляется в повседневной работе и выражается в систематическом наблюдении педагога за учебно-познавательной деятельностью учащихся.
1.3. Влияние контроля на управление общеобразовательным учреждением в условиях реализации ФГОС
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию [24].
1.4. Особенности внутришкольного контроля в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта
Внутришкольный контроль и последующий анализ информации лежат в основе принятия коллегиальных решений по управлению образовательным процессом и управленческих решений по вопросам реализации федерального государственного образовательного стандарта [8, с. 50].
Практика деятельности, существующая нормативно-правовая база позволяют сформулировать следующие цели внутришкольного контроля в условиях реализации ФГОС общего образования:
- установление соответствия деятельности образовательного учреждения требованиям ФГОС общего образования;
- выявление причинно-следственных связей позитивных и отрицательных тенденций реализации ФГОС;
- подготовка выводов и рекомендаций по дальнейшему развитию образовательного учреждения и его субъектов.
Итак, наиболее общее предназначение внутришкольного контроля связано со сравнением, сопоставлением реальной ситуации в образовательном учреждении с нормативными требованиями ФГОС; с установлением причин (факторов), повлиявших на полученные результаты и разработкой соответствующих рекомендаций и предложений.
В связи с этим, актуальными и значимыми можно считать следующие задачи внутришкольного контроля:
- выявление соответствия существующих (создаваемых) условий реализации основной образовательной программы (ООП) нормативным требованиям ФГОС [24];
- оценка (проверка) уровня достижения планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы конкретной ступени образования;
- изучение обучающихся на основе разностороннего диагностирования;
- анализ и экспертная оценка результатов деятельности педагогических работников по реализации ООП для своевременного оказания им методической помощи, в том числе по формированию у обучающихся универсальных учебных действий;
- выявление отрицательных и положительных тенденций в организации образовательного процесса и разработка предложений по их устранению;
- изучение и оценка эффективного опыта работы реализации ФГОС;
- информационно-аналитическое обеспечение принятия управленческих решений, обоснованное прогнозирование образовательного процесса.
ГЛАВА 2. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ
РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
2.1. Общая характеристика МБОУ Новоколоминская СОШ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоколоминская средняя общеобразовательная школа» является муниципальной бюджетной образовательной организацией, реализующей программы дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также программы дополнительного образования и зарегистрированной постановлением Администрации Чаинского района Томской области от 15.03.2000 № 125 [21].
Сокращённое наименование Учреждения на русском языке: МБОУ «Новоколоминская СОШ»
Место нахождения Учреждения:
- юридический адрес Учреждения: 636400, Томская область, Чаинский район, с. Новоколомино, ул. Обская, 13
- фактический адрес Учреждения: 636400, Томская область, Чаинский район, с. Новоколомино, ул. Обская, 13
Организационно-правовая форма Учреждения: муниципальное бюджетное учреждение.
Тип Учреждения: общеобразовательная организация.
Собственником имущества и учредителем Учреждения является муниципальное образование «Чаинский район» (далее по тексту – Учредитель). Полномочия и функции Учредителя в отношении Учреждения в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации – Томской области, нормативными правовыми актами муниципального образования «Чаинский район» исполняют Администрация Чаинского района Томской области и Управление образования Администрации Чаинского района (далее по тексту – Управление образования).
В соответствии с Законом Томской области «Об образовании в Томской области» Учреждение является малокомплектным общеобразовательным учреждением, расположенным в сельском или приравненном к нему населённом пункте и реализующим основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования; удалённым от других образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы соответствующего уровня, сверх норм пешеходной и транспортной доступности, предусмотренных государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, и (или) имеющем среднюю наполняемость классов не более 10 обучающихся и общую численность - не более 110 обучающихся [22].
2.2. Формы, порядок и периодичность промежуточного контроля и итоговой аттестации в МБОУ Новоколоминская СОШ
В МБОУ «Новоколоминская СОШ» Томской области контроль осуществляется на основании положения «О формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся».
Настоящее «Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости промежуточной аттестации и переводе обучающихся в следующий класс в МБОУ «Новоколоминская СОШ» разработано в соответствии с нормативными правовыми документами федерального уровня и иными нормативными правовыми актами, регламентирующих формы, периодичность, порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред .от 14.07.2022 № 301-ФЗ) [1];
- Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2011 № 197-ФЗ;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 [24];
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 [24];
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 [24];
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 [24];
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008;
- Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 № 2;
- Порядком приема граждан на обучение по образовательным программа начального общего, основного общего и среднего общего образования, Приказом Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32;
- Положением о психолого-методико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательным учреждениях» утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189.
Настоящее Положение определяет формы, периодичность, систему оценок, порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, обучающихся в МБОУ «Новоколоминская СОШ», их переход в следующий класс (уровень) по итогам учебного года.
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация являются частью системы внутришкольного мониторинга качества образования по направлению «качество образовательного процесса» и отражают динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования.
Образовательные достижения обучающихся подлежат текущему контролю успеваемости и промежуточной аттестации в обязательном порядке по предметам, включенным в учебный план класса, в котором они обучаются, а также в индивидуальный учебный план.
Текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся осуществляют педагогические работники в соответствии с должностными обязанностями и локальными нормативными актами Учреждения.
Результаты, полученные в ходе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации за отчетный период (учебный год, полугодие, четверть), являются документальной основой для составления ежегодного публичного доклада руководителя о результатах деятельности Учреждения, отчета о самообследовании и публикуются на его официальном сайте в установленном порядке с соблюдением положений Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных».
Основными потребителями информации о результатах текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации являются участники образовательных отношений: педагоги, обучающиеся и их родители (законные представители), коллегиальные органы управления Учреждения, экспертные комиссии при проведении процедур лицензирования и аккредитации, учредитель.
Промежуточная аттестация - это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой [12, с. 152].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема совершенствования системы управления образовательным учреждением является актуальной на современном этапе развития системы образования.
Анализируя понятие «управление образовательными учреждениями сделан вывод, что это процесс, предполагающий взаимодействие участников педагогического процесса, обусловленный конкретной целью и имеющий определенные закономерности.
Основной целью управления образовательным учреждением, является эффективное функционирование конкретной организационной системы.
Эффективное управление образовательным учреждением предполагает реализацию системы управленческих функций, предлагаемых учеными, представляющими экономические, психологические и педагогические науки.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 14.07.2022 № 301-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.
2. Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 148.
3. Приказ Минобрнауки России от 5 декабря 2014 г. № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность» // Министерство образования и науки Российской Федерации URL: http://минобрнауки.рф/документы/5141/файл/4071/Prikaz (дата обращения: 10.11.2020).
4. Васина Е. В., Веретенникова Е. П. Управление образовательным учреждением – управление будущим // Ученые записки ИУО РАН. 2019. № 8. – С. 49-60.
5. Горбунова А. В., Морозова М. В. Совершенствование форм организации управления образовательного учреждения // Региональная экономика: проблемы, перспективы, тенденции развития. Материалы научно-практической конференции студентов: тезисы докладов. Министерство образования и науки Российской Федерации, Волжский политехнический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», 2020. С. 191-200.
6. Кишкель Е. Н. Социология и психология управления: Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2018. – 329 с.
7. Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник. — М.: Гардарики, 2019. — 352 с.
8. Конаржевский Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление. М.: Центр «Педагогический поиск», 2019. – 330 с.
9. Котова Е. В. Государственные контролирующие органы в образовательных учреждениях. - М.: Каро, 2020. - 272 c.
10. Кульневич С. В. Управление современной школой. Выпуск 3. Муниципальные методические службы / С. В. Кульневич, В. И. Гончарова, Е. А. Мигаль. - М.: Учитель, 2019. - 224 c.
11. Кунц Г., О’ Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. — М.: Инфра-М. - 350 с.
12. Менеджмент в образовании: учебник и практикум для вузов / С. Ю. Трапицын [и др.]; под редакцией С. Ю. Трапицына. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 413 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00364-2. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт.
13. Педагогика: Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л. П. Крившенко. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2020. — 243 с.
14. Прикот О. Г., Верховская Я. И. Профессиональные взаимодействия менеджеров образовательной организации в контексте методологии управления знаниями // Сб. научных трудов IV Междуна-родного форума по педагогическому образованию и региональной конференции ISATT.Ч.1. Казань, КФУ.2019. С. 83-90.
15. Савченко И. А., Сошникова К. М., Скундина Е. А., Борисов А. А. Актуальные проблемы управления образованием в современной России // Экономика и предпринимательство. 2020. №3 (ч.1). С. 191-200.
16. Савченко И. А., Варавкина А. В. Актуальные проблемы управления развитием образовательной организации // Экономика и предпринимательство. – 2021. – №1. – С. 1034-1040.
17. Удальцова М. В. Социология управления: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 2019. – 344 с.
18. Фишман Л. И., Фишман И. С. Управление и руководство школой: алгебра и гармония. – М.: Сентябрь, 2020 – 226 с.
19. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами: Учебное пособие для студ. высш. уч. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2021. — 332 с.
20. Официальный сайт МБОУ «Новоколоминская СОШ» - http://chain-nkolschool.edu.tomsk.ru/
21. Официальный сайт Администрации Чаинского района Томской области - https://www.chainsk.tom.ru/
22. Официальный сайт Управления образования Чаинского района Томской области - http://chainroo.ucoz.ru/
23. Официальный сайт Системы образования России - https://sistema-1obraz.ru/
24. Официальный сайт Федеральные государственные образовательные стандарты (ФОГС) - https://fgos.ru/
25. Устав МБОУ «Новоколоминская СОШ»