Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования. В современном мире проблема социального интеллекта изучена недостаточно полно. Но, как показала практика, социальный интеллект человека, выступает одним из важнейших качеств его взаимодействия с окружающими людьми, понимания им того, что хочет общество, какие требования предъявляются ему в процессе общения и взаимоотношений в социуме. Социальный интеллект, также выступает одним из важных качеств регулирования поведения самого человека в процессе взаимодействия с окружающими его людьми. Не имея развитого социального интеллекта, человек плохо воспринимает процесс взаимодействия с другими людьми, не может угадать настроение и причины некорректного поведения собеседника, сталкивается с нежелательной агрессией и несправедливым (на его взгляд) отношением к себе.
Понятие «Социальный интеллект» в психологии появилось в 1920 году благодаря трудам Э. Торндайка. В последующем социальный интеллект изучался такими психологами, как Г. Олпорт, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк и др. В нашей стране, социальный интеллект изучали М.И. Бобнева, Ю.Н. Емельянов, А.Л. Южанинова и др.
Согласно исследованиям зарубежных и отечественных авторов, социальный интеллект человека выступает самостоятельной единицей наряду с другими видами интеллекта, и является необходимой составляющей эффективного взаимодействия индивида, в социуме. Таким образом, чем выше социальный интеллект, тем легче человеку адаптироваться в новой обстановке, успешней осуществляется деятельность, связанная с взаимодействием с людьми. Иными словами, при высоком уровне социального интеллекта коммуникации становятся более эффективными, а интуиция развивается до высоких пределов.
Социальный интеллект формируется на протяжении всей жизни человека, но самый большой скачок развития происходит именно в подростковом
возрасте, так как этот возраст связан с глобальными изменениями во всех психических процессах подростка в связи с кризисом переходного возраста. Подростки постоянно вступают во взаимодействие с участниками образовательного процесса (учителями, сверстниками, другими школьниками, родителями и т.д.) [4]. Именно в подростковом периоде, ребенок научается выбирать эффективные стратегии поведения для успешного взаимодействия с окружающими его людьми. Определяет дальнейшие приоритеты в своем поведении, учится быть лидером, переносит различные модели поведения на себя, отстаивает свою точку зрения перед взрослыми и т.д. Не стоит забывать также о том, что именно в этом возрасте подросток более всего склонен к девиантному поведению, уходу в себя, и часто подвержен негативным воздействиям со стороны окружающей его среды. Именно поэтому, очень важно знать особенности развития подростка, качества его психологической сформированности на данный момент.
Основываясь на анализе психологической литературы, мы пришли к выводу, что изучение социального интеллекта подростков является важной, а следовательно, актуальной проблемой нашего времени. На данный момент, эта проблема является мало изученной, и в психологической литературе представлена неоднозначно. Темперамент в современном понимании изучается с точки зрения преобладающих черт характера, и насколько от него зависит развития социального интеллекта, в изученной нами литературе представлений мы не обнаружили.
В связи с этим, нами было проведено исследование, объектом которого явился социальный интеллект подростков в зависимости от их типа темперамента.
Предмет исследования: уровень развития показателей социального интеллекта у подростков с разными типами темперамента.
Цель: исследование уровня развития показателей социального интеллекта подростков с разными типами темперамента.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть и изучить проблему социального интеллекта подростков, его структуру и функции;
2. Обобщить исследования возрастных особенностей социального интеллекта в психологической науке;
3. Определить понятие темперамента в современной психологии;
4. Провести эмпирическое исследование уровня развития показателей социального интеллекта подростков с разными типами темперамента.
В качестве гипотезы исследования нами было выдвинуто предположение о том, что социальный интеллект у подростков с разным типом темперамента будет различным.
Для реализации сформулированных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Метод сбора теоретической информации (анализ психологической литературы, обобщение, систематизация и её сравнение);
2. Эмпирические методы (опрос с при помощи):
а) Айзенка личностный опросник (EPI), вариант В,
б) Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена «Диагностика социального интеллекта» в редакции Е.С. Михайловой;
3. Методы обработки эмпирических данных: обработка полученных первичных результатов с помощью аппарата математической статистики в программе SPSS (анализ значимости различия средних при помощи критерия U- Манна- Уитни);
4. Методы интерпретации (количественный и качественный анализ результатов.
Эмпирической базой исследования стали учащиеся 11- 17 лет, с 5-го по
11-й классы. Общее число испытуемых составило 47 человек, из них 26 мальчиков, 21 девочка, обучающиеся на базе Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Сальское», Дальнереченского муниципального района, Приморского края. Численность обучающихся- 123 ребенка. Численность преподавательского состава- 13 человек.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что данное исследование позволяет расширить представление об особенностях социального интеллекта подростков, обучающихся на базе сельской школы.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы педагогами, психологами, работающими с подростками на базе средних общеобразовательных школ.
Достоверность, полнота и надёжность полученных в ходе работы результатов, обеспечивались путём использования методик, подобранных согласно цели и объекту исследования, использованием методов математической статистики, количественным и качественным анализом полученного в процессе исследования материала.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух частей, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении обозначены: актуальность, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы, эмпирическая база, теоретическая и практическая значимость исследования.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Айзенк, Г. Ю. Интеллект: новый взгляд. Вопросы психологии / Г.Ю. Айзенк. - М. : Академия, 2019. - 131 с.
2. Айзенк, Г.Ю. Природа интеллекта - битва за разум/ Г.Ю. Айзенк, Л.К. Эмин.- М.: Эксмо-Пресс, 2020.- 352 с.
3. Аверин, В.А. Психология личности: Учебное пособие/ В. А. Аверин, О.Н. Манолова.- изд. 2-е - СПб.: Изд- во Михайлова В. А., 2016.- 89 с.
4. Андреева, Г. М. Психология социального познания Текст. : учеб. пособие для студентов / Г. М. Андреева.- 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Аспект Пресс, 2020. 288 с.: ил.
5. Баширов, И. Ф. Социальный интеллект как фактор успешности профессиональной деятельности военного психолога: автореф. Дис. ...канд. психол. наук / И. Ф. Баширов.- М. : Воен. ун-т МО РФ, 2017.- 28с.
6. Белова, С.С. Социальный интеллект [Электронный ресурс] : теория, измерение, исследования / С.С. Белова [и др.]. - Электрон. текстовые данные.- М. : Институт психологии РАН, 2017.- 176 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15649.html
7. Бобнева, М. И. Социальные нормы и регуляция поведения / М. И. Бобнева. - М. : Наука, 2016. - 312с.
8. Бодалев, А.А. Личность и общение / А. А. Бодалев. - М. : Педагогика, 2019. - 325с.
9. Выготский, Л.С. Избранные психологические труды в 6 томах / Л.С. Выготский. - М.: Академия, 2019.- т. 4.- 230 с.
10. Герасимов, И.В. Теория эффективного поведения: Основные положения. [Электронный ресурс]: Психология, социология и педагогика.- №
11. - 2012.- Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2012/11/1326
11. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта. Психология мышления / Дж. Гилфорд, A.M. Матюшкина. - М. : Эксмо, 2019. - 456 с.
12. Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина.- М.: Просвещение, 1991. - 421с.
13. Емельянов, Ю.Н. Активное социально - психологическое обучение/ Ю.Н. Емельянов. - Л.: Издательство ЛГУ, 1985. - 167 с.
14. Иванов, А.А. Возрастные аспекты социального интеллекта [Электронный ресурс]/ Иванов А.А.- КиберЛенинка.- Научная электронная библиотека, 2019.- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye- aspekty-sotsialnogo-intellekta
15. История развития учения о темпераменте [Электронный ресурс]/ Psyznaiyka.net.- Режим доступа: http://psyznaiyka.net/view- temperament.html?id=istoriy-razvitiya-temp