Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Нарушение или неполнота разносторонних связей и отношений всегда или почти всегда приводят к повышению вероятности угрозы безопасности жизни и деятельности человека. Отсутствие возможностей удовлетворения потребности во взаимодействии негативно влияют на состояние организма и детерминируют развитие психической депривации. Своевременное налаживание правильных эмоциональных взаимоотношений между ребенком и взрослым обусловливают успешность познавательной деятельности, его физического и психического развития.
Поскольку семья является фундаментальным фактором в становлении ребенка, следует говорить о лишении семьи как форме общественной и эмоциональной депривации. В зависимости от предмета, создающего психотравматическую (депривационную) обстановку для ребенка, выделяются материнская, отцовская, родительская и детская депривация. Помимо того, депривация семьи может быть эпизодическим (временное отделение от одного из родителей либо семьи) и хроническое (непрерывная разлука).
Термин «материнская депривация» применяется для описания случаев, когда оказываются разорванными узы привязанности между ребенком и матерью, если дети с раннего детства лишены материнской заботы, любви, внимания, опеки. Дж. Боулби утверждает, что ранняя разлука с матерью приводит к синдрому «аффективной тупости». Вследствие материнской депривации у ребенка формируется активное неприятие самого себя, неспособность к дружбе, любви, отсутствие общности, сходства с другими людьми, пренебрежение собой и другими. Чаще всего все это находит свое выражение и разрядку в агрессии, направленной на других людей и проявляется или на внешнем уровне, либо на внутреннем «скрытом». Разлука с матерью никогда не проходит бесследно, дети, которые растут без матери не чувствуют положительного влияния на формирование мотивов своей деятельности, шкалы ценностей, идеалов, оценок. У них возникает чувство незащищенности, ненужности, что в свою очередь сказывается на их психическом развитии и на их дальнейшем отношении к другим людям и ко всему, что находится вокруг них (недоверие, пессимистические взгляды на жизнь, неуверенность, неумение дарить любовь и ласку своим детям, избегание социальных контактов). Таким образом, наличие у детей материнской депривации является источником многочисленных проблем.
Подросткам, воспитывающимся в условиях материнской депривации, свойственна бедность эмоционального и социального опыта, недоразвитие общения, образного мышления, несформированность образа «Я», неуверенность в себе, отсутствие жизненной перспективы, что приводит к эмоциональной депривации. Личностная депривация воспитанников детских домов и интернатов заключается в нарушении отношения к самому себе, в формировании своего «Я», такие подростки в большей степени склонны к проявлению девиантного поведения, чем подростки, воспитывающиеся в семье.
Объект исследования - поведение подростков.
Предмет исследования - психолого-педагогическое сопровождение подростков.
Цель исследования: рассмотреть материнскую депривацию, ее механизмы и формы.
Задачи:
1. Проанализировать понятие и характеристику материнской депривации;
2. Рассмотреть процесс влияния материнской депривации на развитие подростков;
3. Разработать и апробировать программу, направленную на коррекцию девиантного поведения подростков, воспитывающихся в условиях материнской депривации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАТЕРИНСКОЙ ДЕПРИВАЦИИ
1.1. Понятие и характеристика материнской депривации
Под термином «депривация» (англ. Deprivation - потеря) понимают потерю чего-то, недостаточное удовлетворение любой важной потребности. В психологии его используют исключительно для определения недостаточного удовлетворения основных психических потребностей. Понятие состоит из двух частей. «Дее» означает, что речь идет о разрыве отношений, которые имеют пагубные последствия и вызывают изменения развития в выбранном направлении, движении назад. «Привация» - частный, указывает на то, что термин описывает личное, частную жизнь. Таким образом, речь идет о пагубных для развития детей последствиях (задержки развития и даже движение назад), которые являются жизненно важными и возникают в результате лишения родительской опеки .
Анализ термина «депривация» позволяет трактовать его очень широко: это - потеря, отчуждение, отстранение, побуждения, наказания, лишения, изоляция, ограничение, недостаток.
Ключевыми для понимания сущности явления депривации являются слова лишения и ограничения. В общем, главной функциональной сущностью длительной депривации следует признать драматическое переживание человеком такого явления, как устойчивое и глубокое вмешательство травмирующих переживаний в структуре личности. Наряду с термином «депривация» часто применяется термин депривационной ситуации». Под депривационной ситуацией в основном понимают жизненную ситуацию ребенка, при которой отсутствует возможность удовлетворения важных психических потребностей.
Разные дети в одинаковой депривационной ситуации будут вести себя по-разному и иметь после этого различные последствия, потому что они вносят различные предпосылки, связанные с их психической конституцией и уровнем развития собственной личности.
Однако дети-сироты (биологические и социальные) гораздо чаще оказываются в депривационной ситуации по сравнению с детьми, которые живут в благополучных семьях.
Семья является естественной средой первичной социализации, стартовым площадкой вхождения ребенка в мир, источником духовной, эмоциональной, материальной поддержки. Еще до рождения и с первых дней появления ребенка на мир семья призвана сохранять физическое и психическое здоровье ребенка, развивать его личностный потенциал, удовлетворять его жизненно важные необходимости.
Эмоциональное восприятие окружающего мира начинается еще в пренатальный период, а после рождения оно обогащается, разнообразнее, усложняется. Вхождение в социум сопровождается разнообразными переживаниями ребенка - проявляет интерес, удивление, радость, горе, гнев, страх, стыд, антипатию, волнения. Ребенок дифференцирует явление социальной действительности в двух измерениях - приятные - неприятные, безопасные - опасные. Если те или иные реакции приобретают характер тенденции, они превращаются в эмоциональные черты. Поэтому крайне важно, чтобы переживания ребенка имели разную окраску, чтобы среди них преобладали положительные, чтобы в души растущей личности усилилась доверие к миру, к людям .
Термин «материнская депривация» применяется для описания случаев, когда оказываются разорванными узы привязанности между ребенком и матерью, если дети с раннего детства лишены материнской заботы, любви, внимания, заботы. Дж. Боулби утверждает, что ранняя разлука с матерью приводит к синдрому «аффективной тупости». Вследствие материнской депривации у ребенка формируется активное неприятие самого себя, неспособность к дружбе, любви, отсутствие общности, сходства с другими людьми, пренебрежение собой и другими. Чаще всего все это находит свое выражение и разрядку в агрессии, направленной на других людей и проявляется или на внешнем уровне (грубость, потеря самоконтроля, гнев, возмущение, агрессивная жестикуляция), либо на внутреннем «скрытом» (озлобленность, недоброжелательность, готовность «дать сдачу» в самое чувствительное момент, «сорвать злость» на любом человеке) .
Близким по значению к понятию материнская депривация в психологии является понятие госпитализм (от англ. hospital - больница), или «больничный синдром», введен немецко-американским психологом Р. Шпиц в 1945 году для описания психического состояния ребенка, помещенного на длительный срок в больницу без матери. Но «госпитализм» и «депривация» не являются полными синонимами, поскольку их содержание пересекается лишь частично.
Понятие «Госпитализм» является более узким, ограниченным и возрастом ребенка (до полутора лет), и местом его нахождения (больница, приют).
Материнская депривация может иметь разные причины: это может быть чрезмерная занятость родителей на работе, их озабоченность своими проблемами, отсутствие настоящего интереса к ребенка с его проблемами и переживаниями, непонимание своей родительской роли, когда мать считает, что специалисты - воспитатели могут лучше развить ребенка.
Материнская депривация - отрыв от матери или недостаточность взаимодействия с ней - приводит к тому, что ребенок испытывает дефицит эмоционального тепла, с одной стороны, и оказывается в сенсорно обедненной среде, не испытывая удовольствие от поглаживаний, покачиваний, разговоров, просто прикосновений, с другой стороны .
Дети, которые растут в учреждениях интернатного типа в психическом развитии с первых месяцев начинают отставать от своих сверстников, которые проживают в семьях. Это отставание приобретает на каждом возрастном этапе качественные изменения и не компенсируется в ходе взросления ребенка в условиях этих заведений.
Ребенок, находящийся в детском интернатном заведении, лишенный не только материнской теплоты, но и полноценного попечения со стороны обслуживающего персонала, кроме того, ребенок получает малое количество информации, у него недостаточный запас знаний об окружающей среде, ограниченный кругозор, наблюдается однообразие впечатлений, которые со временем только усложняются. Воспитываясь в неблагоприятных условиях, которые существуют в детских домах и школах интернатах, надлежащая работа по их устранение не всегда проводится, поэтому в основном нарушения не только не преодолеваются своевременно, а еще больше усугубляются.
Освобождение ребенка от длительной депривации в раннем возрасте приводит к нормализации поведения и личностного развития, но только во внешних проявлениях и в общих интеллектуальных функциях, однако развитие речи может сопровождаться задержкой, даже если депривация была остановлена до 12-ти месячного возраста. При этом наименее обратными являются нарушения речи, мышления и способности к длительным и сильных межличностных привязанностей .
Таким образом, наличие у детей материнской депривации является источником многочисленных проблем, среди которых не последнее место принадлежит трудностям в общении.
1.2. Влияние материнской депривации на личностные особенности подростков
Депривация не только влияет на психическую сторону личности, но и на физиологическую, что, со своей стороны, сказывается на социальном поведении человека, часто приводит к конфликтным ситуациям и дезинтеграции личности в обществе. Депривация вызывает различные деструктивные последствия и для личности, которая подверглась ее влиянию, и для ее социального окружения. У такой личности с изменением поведенческих реакций изменяется ее психофизиологическое состояние.
Формирование, развитие и социализация личности подростка выступает одной из актуальных проблем психологической науки. Депривация накладывает отпечаток на процесс развития личности подростка, создает тяжелые стрессовые ситуации, порождает тревожность, часто выступает причиной агрессии у подростков. На сегодня проблема социализации подростков, подвергшихся материнской депривации, требует детального рассмотрения для предотвращения деструктуризации и десоциализации общества.
Поведение подростков зависит от общей социальной ситуации и, особенно от эмоционального комфорта в отношениях с близкими взрослыми и сверстниками. Недостаток чувственных связей ребенка и матери, проявляясь как депривация материнской заботы названа «материнской депривацией» .
Отмечая существование нескольких теорий и широкий диапазон проявлений материнской депривации (от легких странностей до тяжелых поражений интеллекта и характера), Е. Рогов (с учетом контекста исследований И. Лангмейера и З.Матейчек) среди пестрой картины социальных, невропатологических, соматических и других последствий предлагает выделить следующие основные формы депривации:
1. Депривация стимульная (сенсорная) - заниженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость.
2. Депривация значений (когнитивная) - слишком переменная хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и содержания, не дает возможности понимать, предвидеть и регулировать происходящее снаружи.
3. Депривация эмоционального отношения (эмоциональная) - недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к определенному лицу или разрыв такого эмоционального связи, если он уже был налажен.
4. Депривация идентичности (социальная) - ограниченная возможность для усвоения самостоятельной социальной роли .