Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Дошкольное детство - ответственный период психического развития ребёнка. На протяжении дошкольного периода у ребёнка интенсивно развиваются все психические функции, происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и творческой активности, формируются сложные виды деятельности, такие как игра, общение с взрослыми и сверстниками. Процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова, Е. И. Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении.
Воспитание речевой культуры дошкольников подразумевает не только умение грамматически правильно и связно строить высказывание, но и владеть богатством языка, его выразительными возможностями.
В процессе общего и речевого развития ребенка его словарь не только обогащается, но и качественно совершенствуется. Постепенно ребенок овладевает смысловым значением слова, повышается уровень обобщения усваиваемых им слов. Активизация словаря тесно связана с общим развитием ребенка, с расширением его кругозора. Каждое слово, которое узнают дети, это новое конкретное представление о предметах и явлениях окружающего мира. Поэтому словарь необходимо рассматривать в тесной связи с теми впечатлениями, которые дети получают из окружающей их жизни.
Согласно программе дошкольного образования дети постепенно усваивают природоведческий словарь: названия животных, растений, явлений неживой природы. Ребенок приобщается к природе очень рано.
Накопление содержания детской речи в процессе ознакомления с окружающим миром, в том числе и с природой, осуществляется с помощью различных методов и средств. Важнейшим методом является наблюдение и экскурсии.
Цель исследования: изучение возможностей словарной работы по обогащению речи дошкольников средством экскурсий и наблюдений.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть проблему речевого развития детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе;
• Выявить особенности словарной работы с дошкольниками;
• Провести обследование исходного уровня сформированности словаря детей старшего дошкольного возраста;
• Разработать направления работы по развития словаря дошкольников с помощью наблюдений и экскурсий.
Объект исследования: словарный запас дошкольников.
Предмет исследования: экскурсии и наблюдение как способ развития словаря детей дошкольного возраста.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы изучения методики словарной работы в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с явлениями жизни и природы
1.1. Проблема речевого развития детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных этапах особо значимо потому, что в это время интенсивно развивается мозг и происходит становление его функций.
Согласно разработкам физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их усиленного формирования. Без упражнений развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.
Развитие речи трактуется как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи.
Овладение языком представляет собой важное условие интеллектуального развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов .
Под связной речью понимается развернутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений, объединенных одной темой и составляющих единое смысловое целое .
Характеристика связной речи:
• содержательность;
• достоверность;
• последовательность;
• внятность;
• разнообразность .
В работах Ф.А. Сохина задача развития речи, в том числе и вопросы развития связной речи, получила новое направление. Прежде всего, Ф.А. Сохин конкретно обосновал потребность в формировании осознания явлений языка и речи – это положение стало стержнем во всех исследованиях, относящихся к решению любой задачи речевого развития. При этом Сохин акцентировал, что построение связного высказывания должно быть произвольным, преднамеренным, спланированным. Главное в произвольности и осознанности построения суждения – это способность отбора языковых средств, которые наиболее точно соответствуют выражаемому в речи содержанию и условиям общения. Сохин многократно отмечал, что связная речь накапливает успехи ребенка в усвоении всех сторон языка, всех уровней языковой системы и, выступая конечным итогом речевого воспитания, становится непременным условием овладения всеми сторонами языка: звуковой, лексической, грамматической. В педагогических и психологических работах, выполненных под руководством Ф.А. Сохина, изучались различные аспекты речевого развития дошкольников: связная речь, лексика, грамматика, фонетика, осознания явлений языка и речи, обучение второму языку .
Связная речь детей старшего дошкольного возраста является мощным резервом их умственного развития. Именно с этих позиций интересны вопросы порождения речи, фазовая структура речевого акта, этапы развития речевого действия как процесса, формирование механизмов речи, роль мотивации в самостоятельном построении высказывания (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, Н.И. Жинкин, А.С Соколов, А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, А.К. Маркова и др.) .
Овладение ребенком диалогической речью происходит непроизвольно, поскольку она тесно связана с его практической деятельностью и используется им для установления контакта и сотрудничества со взрослым в процессе игр и других занятий. Ребенок обращается к взрослым с различными вопросами и просьбами о помощи и старается понять их ответы, то есть этот вид речи ему жизненно необходим .
Н.Ф. Виноградова выделила особенности диалогической речи детей старшего дошкольного возраста. К ним относятся:
• неумение правильно строить предложение;
• неумение слушать собеседника;
• неумение формулировать вопросы и отвечать в соответствии с содержанием вопроса;
• неумение давать реплики;
• частое отвлечение от поставленного вопроса;
• не обладание таким способом усложнения предложения, как обращение, редкое использование реплик-предложений, реплик-согласий, реплик-дополнений .
В речи детей существует ряд проблем: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение, бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений, неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Благодаря чему педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Принимая во внимание, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Рассмотрим факторы, которые делают легче процесс становления связной речи.
Одним из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А.М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др., является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания .
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Стоит отметить, что речь ребенка усиленно обогащается грамматическими формами в период между тремя и семью годами, и при достаточном развивающем потенциале речевой среды он может безупречно усвоить грамматический строй родного языка и его фонетическую систему, что делает возможным быстрое обогащение словаря.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – 3-е изд., стереотип. – Москва : Академия, 2012
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Академия, 2000.
3. Белобрыкина О.А. Речь и общение: популярное пособие для родителей и педагогов /О.А. Белобрыкина. – Ярославль: Академия, 1998
4. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности /Л.И. Божович. – М.: Педагогика, 2009
5. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду : пособие для воспитателя дет. сада / А. К. Бондаренко. – Изд. 2-е, исп. и доп. – Москва : Просвещение, 2013
6. Бородич А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. М.: Просвещение, 2013.
7. Логинова В.И. Развитие речи детей дошкольного возраста /В.И. Логинова – М.: Просвещение, 2010
8. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 2006.
9. Москвина А. С. Актуальные тренды развития современного дошкольного образования / А. С. Москвина, А. Л. Третьяков // Проектирование образовательных систем в условиях реализации ФГОС : матер. Междунар. науч.-практ. конф. – Армавир, 2018. – С. 48–54
10. Психологический словарь. – М.: Педагогика-Пресс, 2008
11. Рубинштейн С.Л. Развитие связной речи: Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста /С.Л. Рубинштейн. – М.: Академия, 2006
12. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников: учеб. пособие для пед. вузов /С.Н. Сазонова. – М.: Академия, 2009
13. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста Пособие для воспитателей дет сада /Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 2015.
14. Тихеева Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева ; под ред. Ф. А. Сохина. – Москва : Просвещение, 2005
15. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) /О.С. Ушакова //Журн. Дошкольное воспитание. – 2012. – №11. – С. 8-12
16. Федосова Н.А. Подготовка детей к школе: Развитие речи: Доп. Материал: Пособие для дошкольников /Н.А. Федосова, Т.В. Игнатьева. – М.: Владос, 2012