Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Маркетинговые исследования сегодня включают в себя сбор, обработку и анализ данных по любым вопросам потребления и продаж товаров и услуг. Маркетинговые исследования - это функция, которая посредством информации связывает маркетологов с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элементами внешней маркетинговой среды. Маркетинговые исследования связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности. Они снижают уровень неопределенности и касаются всех элементов комплекса маркетинга и его внешней среды для тех его компонентов, которые влияют на маркетинг конкретного продукта на конкретном рынке.
Маркетинговые исследования позволяют выбрать оптимальный рынок сбыта, осуществить планирование, т.е. обоснованное, по результатам маркетинговых исследований, предвидение, прогноз развития рыночной ситуации и разработку соответствующих мер маркетингового воздействия на рынок с целью обеспечения эффективности предпринимательской и маркетинговой деятельности компании и реализации стратегических направлений предпринимательства.
Маркетинговые исследования создают научно и практически обоснованную основу для принятия квалифицированных решений руководством компании и ее высшим руководством.
Маркетинг фокусируется на выявлении и удовлетворении потребностей потребителя. Для выявления потребностей потребителей и реализации маркетинговых стратегий и программ, направленных на их удовлетворение, маркетологам необходима информация о потребителях, конкурентах и других участниках рынка.
Задача маркетинговых исследований состоит в том, чтобы оценить информационные потребности и предоставить участникам рынка информацию: точную, надежную, обоснованную, актуальную. Высококонкурентная маркетинговая среда и постоянно растущая стоимость управленческих ошибок требуют, чтобы маркетинговые исследования служили источником высококачественной информации. Эффективные решения не могут основываться на интуиции или простых рассуждениях.
Цель работы - маркетинговое исследования рынка чая.
Задачи данной курсовой работы состоят в следующем:
-рассмотреть понятие и задачи маркетинговых исследований;
-изучить процесс маркетингового исследования;
-исследовать чай как товар и его специфику;
-выполнить анализ рынка чая России и Санкт-Петербурга за 2016-2020гг;
-проанализировать потенциального потребителя чая Санкт-Петербурга;
-провести анкетирование и сегментацию рынка;
-исследовать внедрение проекта нового сорта чая в АО Чайный дом.
Объектом исследования является рынок чая РФ.
Предметом исследования маркетинг чая РФ.
Для решения этих задач были использованы следующие методы и приемы: сбор первичной информации, ее систематизация - это аналитический метод; метод сравнения.
1 Теоретические аспекты маркетингового исследования рынка чая
1.1 Понятие и задачи маркетинговых исследований
Маркетинговые исследования - это инструмент, который при правильном использовании помогает сделать бизнес более эффективным. Маркетинговые исследования лежат в основе создания ценности для потребителя. Изучение глубинных мотивов, ценностей, эмоций, предпочтений, ожиданий, тенденций потребительского поведения - все это дает точное представление о вашем клиенте и помогает выстраивать все дальнейшие действия - от идеи продукта до рекламы [27].
Маркетинговые исследования - это поиск, сбор и анализ информации, отвечающей маркетинговым потребностям компании. Маркетинговые исследования - это гораздо более широкое понятие, чем анализ рынка или опрос потребителей, и включает в себя исследования потребителей, исследования рынка, исследования конкурентов и т.д. [22].
Цели маркетинговых исследований: поиск новых рынков сбыта, перспективных ниш и вывод товаров на рынок; выпуск нового продукта, модификация действующего; тестирование идеи и концепции продукта; определение позиционирования и отстройки от конкурентов; оценка степени лояльности потребителей; выявление потребительских идей; тестирование качественных характеристик продукта; комплексный анализ рынка; анализ конкурентов; оценка эффективности рекламной кампании; сегментация потребителей, в том числе психографическая; оценка потенциала роста рынка в долгосрочной перспективе; изучение узнаваемости и восприятия бренда; оценка состояния бренда; тестирование упаковки (восприятие, удобство, ясность информации и т.д.); выявление факторов роста бизнеса и многое другое [17].
Все маркетинговые исследования можно разделить на две большие группы в зависимости от типа собираемой и обрабатываемой информации:
Кабинетные исследования - изучаются и анализируются вторичные источники информации (аналитические отчеты, официальная статистика, публикации и т.д.) [6].
Полевые исследования – первичная информация собирается для целей конкретного проекта.
Полевые маркетинговые исследования, в свою очередь, можно разделить на 3 вида: качественные, количественные и комбинированные.
Качественное исследование помогает ответить на вопросы “Как?", "Почему?", "Почему?” [1]. Этот тип исследования необходим для глубокого понимания поведения, предпочтений и взглядов небольшой группы людей из целевой аудитории. С помощью качественных методов исследования можно "докопаться" до глубинных предпочтений и мотивов, которые могут быть совсем не очевидны самому потребителю [26].
Методы качественного исследования;
-фокус-группа - интервью в форме обсуждения по заранее разработанному сценарию с небольшой группой людей, похожих друг на друга по определенным характеристикам;
-углубленное интервью - неструктурированное интервью в форме личного интервью между интервьюером и респондентом, этот формат располагает респондента к более подробным и открытым ответам, чем в фокус-группе;
-нейромаркетинг - это совокупность методов, направленных на изучение бессознательных реакций человека на маркетинговые стимулы с использованием специального оборудования
Количественные исследования помогают ответить на вопросы "Кто?”, "Сколько?" [23]. Этот вид исследований предполагает количественное, численное выражение рыночной ситуации, поведения и реакции потребителей. Главным преимуществом таких исследований является то, что они помогают изучить мнения большого числа респондентов, что позволяет таким исследованиям быть показателем достоверности и объективности полученных данных, обрабатывать информацию, полученную статистическими методами, и распространять результаты среди всех потребителей [14].
Методы количественного исследования:
-онлайн-опросы сегодня являются наиболее распространенным методом. При проведении онлайн-опросов анкета предоставляется в электронном виде для самостоятельного заполнения с компьютера, планшета или мобильного телефона. В то же время онлайн–опросы имеют более широкие возможности - в анкету можно встраивать видео- и аудиоклипы, рекламу и другие визуальные материалы для тестирования [7];
-личные опросы потребителей, вероятно, являются наиболее знакомой формой опроса. Это опросы, в ходе которых интервьюер опрашивает респондента. Продолжительность этого вида собеседования составляет от 5 до 40 минут, в зависимости от целей, места проведения собеседования и многих других факторов. Личные собеседования могут быть проведены на улице или в месте покупки [18].
На данный момент персональные опросы становятся все менее популярными, что связано с появлением возможности опроса через Интернет;
-телефонные опросы (CATI) - это количественный метод маркетинговых исследований, когда опрос респондентов проводится по телефону. Это один из самых быстрых и эффективных методов исследования как для рынков B2C, так и для рынков B2B [20].
Комбинированное исследование - эта группа методов предполагает сочетание особенностей качественного и количественного исследования,
Фрагмент для ознакомления
3
1.Божук, С. Г. Маркетинговые исследования: учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2021. – 304 с.
2.Буянова, М. В. Эволюция российского рынка маркетинговых исследований // Молодой ученый. - 2017. - № 42 (176). - С. 72-76.
3.Бышок К.А. Формирование качества и потребительских свойств чёрного байхового чая //Вопросы науки и образования. - 2021. - № 23 (71). - С. 59-62.
4. Галицкий Е.Б., Галицкая Е.Г. Маркетинговые исследования. - М.: Юрайт, 2017 - 544с.
5. Давиташвили, М. Д. Наш друг чай. – М.: Крокус, 2019. – 297 с.
6.Даренских, А. Г. Исследование потребительских предпочтений и оценка соответствия чёрного байхового чая, реализуемого в розничной торговой сети // Молодой ученый. - 2021. - № 3 (83). - С. 119-122.
7.Егоров, Ю. Н. Основы маркетинга: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 292 с.
8.Елисеев М.Н., Алексеева О.М., Косарева О.А. Мировой чайный рынок: тенденции в производстве и потреблении. // Международная торговля и торговая политика. – 2021 - №2 – С. 131-145.
9. Зозулев, А.В. Маркетинговые исследования: теория, методология, статистика. - М.: Киев, 2018. – 217 с.
10.Каменева Н.Г., Поляков В.А. Маркетинговые исследования: учебное пособие. - М.: Вузовский учебник, 2019. - 439 с.
11. Котлер. Ф. Основы маркетинга: Краткий курс. - М.: Вильяме, 2017. - 656 с.
12.Кузьмина, Е. Е. Маркетинг: учебник и практикум для вузов. – М.: Юрайт, 2021. – 419 с.
13. Ламбен Ж.Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. - Спб.: Питер, 2019. - 800 с.
14. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетнга. - СПб.:Питер, 2020. - 320 с.
15.Николаева М.А. Рынок чая и кофе: состояние и перспективы развития // Товаровед продовольственных товаров. - 2021. - № 3. - С. 63-70.
16.Петрова, А. В. Влияние потребительского рынка чая на маркетинговую стратегию организации // Молодой ученый. - 2021. - № 1. - С. 199-202.
17.Рыжикова ,Т. Н. Маркетинг: экономика, финансы, контроллинг: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 225 с.
18.Стратегический маркетинг : учебник и практикум для вузов / Н. А. Пашкус [и др.]. – М.: Юрайт, 2020. – 225 с.
19.Токарев, Б.Е. Маркетинговые исследования: Учебник. - М.: Магистр, 2018. - 512 c.
20.Тультаев, Т. А. Маркетинг услуг: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 208 с.
21.Фарахутдинов, Ш. Ф. Современные тенденции и инновационные методы в маркетинговых исследованиях: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 231 с.
22.Хейг П. Маркетинговые исследования на практике. Основные методы изучения ранка. – Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2017. – 172 с.
23.Цахаев, Р. К. Маркетинг: учебник. – 5-е изд., стер. – М.: Дашков и К°, 2020. - 548 с.
24. Черчилль Г. А. Маркетинговые исследования СПб. : Питер, 2020. – 225 с.
25.Шварц П. Оценка степени удовлетворённости потребителя. – Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2017. – 364 с.
26.Щепакин, М. Б. Экономика маркетинговой деятельности: учебное пособие. – М.: Магистр, 2021. – 232 c.
27.Ющук Е. Л. Конкурентная разведка: маркетинг рисков и возможностей. – М. : Вершина, 2016. – 217 с.