Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений. Об этом говорится и в федеральных нормативных документах.
Ст. 18 Закона РФ «Об образовании» гласит: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической работы. О значимости данной проблемы говорит и тот факт, что многие основополагающие психологические теории, такие, как психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология рассматривают взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития.
Проблема семейного воспитания всегда привлекала внимание как отечественных так и зарубежных педагогов и психологов, ученых и практиков. Рассматриваемые вопросы затраги¬вали различные сферы детско-родительских отношений: особен¬ности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружес¬ких отношений и т.д.
Исследованию вопросов семейного воспитания уделялось внимание отечественных педагогов и психологов (В.В. Абраменкова [1], Г.С. Абрамова, А.Я. Варга [5], Е. Верза, В.М. Даринская, В.Н. Дружинин [9], А.И. Захаров,, С.В. Ковалев, А. Космович, Л.В. Куликов, А. Мунтяну, Е.А. Савина, А.С. Спиваковская, В.В. Столин [2], А. В. Суворов и др.).
В зарубежной педагогике и психологии изучены типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенности характера и поведения (Дж. Боулби, В.И. Гарбузов, В.П. Захаров, Эйнсуорт и др.); понимание семьи, как важнейшего института социализации ребенка, и значения семейных отношений, представлены в работах Э.Эриксона, А. Л. Болдуина, В. Сатир.
Но все же испытывается определенный дефицит информации по данной проблеме. Как указывают О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс, А.С. Спиваковская [21] и другие психологи, сохраняется потребность в методах диагностики семейных отношений и со стороны родителей, и со стороны детей; не достаточно изучена проблема психолого-педагогической деятельности по коррекции отношений в семье дошкольника.
В наше время резко возрастает необходимость научного обеспечения процесса становления личности, прежде всего, на начальном этапе ее формирования в дошкольном возрасте. Особое место в этом процессе принадлежит волевом развитии дошкольника, как стержню его личностного роста, поскольку волевое поведение является одним из наиболее общих и существенных проявлений субъектности человека. При отсутствии условий развития волевого поведения ребенка в дошкольном периоде происходит замедление процесса развития ребенка: устойчивости и независимости от случайных внешних обстоятельств и создаваемых внутренних поездов; способности “владеть собой”; активного отношения к окружающей действительности (инициировать любые начинания, целенаправленно воплощать их в жизнь, настойчиво преодолевать препятствия на пути к успеху), что приводит к разрушению растущей личности, ее творческой и преобразовательной функций.
Указанное выше обостряет проблему исследования вопросов формирования воли дошкольника в целом и индивидуальных линий развития волевого поведения ребенка указанного возраста в частности. Перед педагогами и психологами стоит задача поиска наиболее действенных средств влияния на формирование воли каждого ребенка. Эффективность таких средств зависит не только от общих возрастных особенности развития волевого поведения, но и от учета специфических особенностей воли конкретного ребенка и условий, в которых она будет приобретать необходимых личностных качеств.
Цель нашей работы: провести теоретический анализ внутрисемейных факторов, которые могут влиять на личность дошкольника.
Объект исследования: семейные отношения в семьях, воспитывающих детей 5-6 лет.
Предмет исследования: влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности дошкольника.
В соответствии с целью, объектом и предметом поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть индивидуальность дошкольника как область интереса современных исследований;
2. Указать особенности развития личности дошкольников с учетом внутрисемейных факторов;
3. Привести методические особенности развитие индивидуальности ребенка в семье (на примере волевых качеств).
Глава 1. Теоретические основы влияния внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности дошкольника
1.1. Индивидуальность дошкольника как область интереса современных исследований
Проблема индивидуального человеческого бытия так или иначе отражает систему определенных ценностей: общечеловеческих, лежащих в основе мировоззрения, конкретно - исторических социокультурных, определяющих типичные черты образа жизни, общественных, регулирующих поведение, индивидуально ~ уникальных, участвующих в формировании личности.
Данные ценностные ориентации актуальны на современном этапе развития общества, так как они определяют одновременно автономию личности и ее социальную ценность.
Если с позиций современных теорий индивидуальности обратиться к доктрине воспитания, которая длительное время зависела от политики, определявшей развитие советской школы, то можно понять, что в ней не до-оценивался именно аспект, представляющий человека в качестве индивидуальности. Следует сказать, что недоучет этой стороны существования человека был одной из причин того, что центральный принцип советской педагогики - формирование коллективного сознания и поведения - нередко выражался в формировании конформистского сознания и поведения.
Поэтому задача заключается в том, чтобы восстановить понятие всесторонне и гармонично развитой личности в контексте индивидуальности. Без этого важного дополнения само понятие личности деформируется, и она превращается в стандартизированного носителя социальных норм, эталонов и хмоделей поведения.
Острота проблемы индивидуальности человека, выражающейся в несходстве его с другими людьми, связана с необходимостью формирования у него такой системы ценностей, которая даст ему возможность сочувствовать и сопереживать, сорадоваться другим, сознавая самоценность каждой личности. Только в этом случае человек может почувствовать себя свободным и не считать, что свобода других людей ущемляет его собственную. Усвоение
вышеуказанных социальных ценностей должно закрепляться в установках образования и воспитания подрастающего поколения, нацеленных, однако, не на нивелирование различий между людьми, а напротив, на развитие их индивидуальности и осознание ее как общественной ценности.
Данные ряда отечественных и зарубежных исследователей позволяют сформулировать понятие «индивидуальность», определить его место в проблемах человекознания, соотнести с другими понятиями, подойти к определению понятия «развитие индивидуальности», в том числе и в дошкольном возрасте (Б.Г.Ананьев, В.Д.Шадриков, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, В.С.Мерлин, С.Кверкегор, М.Штарнер). В частности, В.С.Мерлин указывает, что «индивидуальность ребенка в начале представляет диффузное и динамично изхменяющееся сочетание индивидуальных проявлений, которые лишь в более поздних возрастах мы относим к разным иерархическим уровням» (158, стр.141). Далее, этот автор отмечает, что возрастное развитие индивидуальности заключается в возникновении новых связей между индивидуальными свойствами. Он различает два типа закономерностей развития индивидуальных свойств, из которых нам наиболее интересен тот тип, где новые индивидуальные свойства возникают в процессе активной деятельности в зависимости от ее общественного значения. В частности, это могут быть, на наш взгляд, связи между склонностями, интересами к определенной деятельности и взаимоотношениями людей.
Понятие индивидуальности равнозначно по значению понятиям единичности, неповторимости, непохожести одного человека на другого. Индивидуальность - это возможность действовать по собственной программе, принимать собственные решения. В этом смысле индивидуальность проявляется очень рано - уже в первый месяц жизни. Индивидуа́льность (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрахманова, Ю. Р. Влияние стиля семейного воспитания на эмоциональное благополучие ребенка-дошкольника / Ю. Р. Абрахманова // Семья. Государство. Общество : сб. науч. ст. / Чебоксарский филиал Московского государственного университета им. М. А. Шолохова. – Чебоксары, 2009. – С. 3–4.
2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. -СПб.: Речь 2000
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб. : Питер, 2009. – 400 с.
4. Булыгина Т. Б. Психологические условия оптимизации детско-родительских отношений // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. №31 С.18-23.
5. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия / А. Я. Варга. – М. : Когито-Центр, 2009. – 181 с.
6. Велиева, С. В. Связь психических состояний с типом детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей в возрасте 7-8 лет с нарушениями речи / Е. Г. Павлова, С. В. Велиева // Детство в современном мире / под общ. ред. О. Р. Ворошниной. – Пермь, 2014. – С. 155–159
7. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 2012. – 224.
8. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. : АСТ ; Астрель, 2012. – 238 с.
9. Дружинин В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. – М.: КСП, 1996. – 368 с.
10. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды / А. В. Запорожец. – М. : Директмедиа Паблишинг, 2013. – 1287 с.
11. Кириленко И.Н. Возраст ребенка как модус детско-родительских отношений // Российский психологический журнал • 2015 ТОМ 12 № 1
12. Кириленко И.Н. Детско-родительские отношения: гендерный и этнический модусы. Монография. – М.: КРЕДО, 2015. – 212 с.
13. Комарова, О. Н. Влияние особенностей семейного воспитания на личностное развитие ребенка / О. Н. Комарова // ЦИТИСЭ. – 2016. – № 4 (8). – С. 17.
14. Комарова, О. Н. Стиль семейного воспитания как фактор развития личности ребенка дошкольного возраста / О. Н. Комарова // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. – 2015. – № 6. – С. 34-40.
15. Леонтьев, А. Н. Формирование личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л. В. Куликов. – СПб. : Питер, 2009. – С. 106–112.
16. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. – СПб. : Питер, 2009. – 410 с.
17. Логинова И. А. О специфике детско-родительских отношений // Семейная психология и семейная терапия, 1998, № 4, с. 76-79.
18. Николаева Л. А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка // Изв. Сарат. ун-та. 2012. Т. 2. Сер. Акмеология образования. Психология развития, вып. 2, c. 187-192
19. Родионов, А. Н. Детско-родительские отношения в семьях с различными типами воспитания / А. Н. Родионов, В. О. Родионова // Вопросы воспитания. – 2015. – № 2. – С. 81-86.
20. Смолярчук И.В. Детско – родительские отношения и их влияние на развитие личности ребенка. Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина». Тамбов, 2009. – 67 с.
21. Спиваковская, А. С. Как быть родителями / А. С. Спиваковская. – М. : Академия, 2008. – 160 с.
22. Ткаченко, Н. С. Влияние детско-родительских отношений на формирование эмоционально-волевой сферы дошкольников / Н. С.Ткаченко // Научные труды SWorld. – 2012. – Т. 23. – № 4. – С. 33-36.
23. Фельдштейн, Д. И. Мир Детства в современном мире / Д. И. Фельдштейн. – М. : Московский психолого-социальный ун-т, 2013. – 336 с.
24. Фомина Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 704-707.
25. ХайбуллинаО.Г. Особенности детско-родительских отношений в семьях детей дошкольного возраста // Вестник института семьи. – 2010. – № 5. – С. 95–100.
26. Шведовская А.А. Особенности деятельностной стороны детско–родительских отношений в дошкольном возрасте. \\ Материалы Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» /Под общей редакцией В.К. Шабельникова, А.Г.Лидерса. – М., 2003.
27. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис. – СПб. : Питер, 2013. – 672 с.
28. Котырло В.Кол. Развитие волевого поведения у дошкольников / У.К. Котырло. - К. : Радянська школа, 1971. - 199 с.
29. Кулачковская С.Е.. Развитие волевых действий у детей дошкольного возраста : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Кулачковская С.Е. - К., 1973. - 150с. - Библиогр. : с. 140-150.
30. Мануйленко И.В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста / 3. В. Мануйленко // Известия АПН РСФСР. - 1948. - Вып. 14. - С. 89 - 123.
31. Мясоед П.А Методика непрямой экспресс-диагностики уровня психического развития дошкольника / П.А. Мясоед // Вопросы психологии. - 1996. - №2. - С. 130-136.
32. Пироженко Т.А. Личность дошкольника: перспективы развития : Учебно - методическое пособие / Тамара Пироженко. - Тернопиль : Мандривець, 2010. - 136 с. - (Серия „Ребенок заказывает развитие”).
33. Цыркун Н.А. Развитие воли у дошкольников / Н.А.Цыркун. - Минск : Нар. асвета, 1991. - 111 с.