Фрагмент для ознакомления
2
Законность и правопорядок являются базисом нормального существования цивилизованного общества и всех ветвей его политической системы. Законность распространяет свое действие на наиболее важные сферы жизни общества как частную, так и публичную. Законность приносит определенную гармонию в жизнь общества, поскольку строгое и неукоснительное соблюдение и исполнение закона определяет развитость государственной политики в отношении общества, а правопорядок является результатом соблюдения законности. Законность зарождается, формируется и развивается в условиях цивилизованного государства и гражданского общества. Государство может обеспечивать равенство граждан перед законом. Правопорядок в свою очередь характеризует степень урегулированности общественных отношений и выступает в противовес хаосу и анархии.
Актуальность темы обусловлена тем, что знание и понимание организации справочно-информационной работы в органах внутренних дел даёт возможность более тщательно вникнуть в правовые основы функционирования гражданского общества и государства. Законность определяет степень развитости осуществления общественной справедливости через строгое соблюдение и исполнение законодательства, а правопорядок воплощает в жизнь законность. Соблюдение законности и правопорядка, определяют степень развитости того или иного государства.
Степень изученности. Вопросами организации справочно-информационной работы занимались и продолжают заниматься многие российские ученые. Среди них можно выделить: А.П. Альбова, С.В. Николюкину, И.Г. Бавсун, Н.И. Матузова, А.В. Малько, А.В. Пашнина и других.
Объектом исследования являются органы внутренних дел.
Предметом – процесс организации справочно-информационной работы в органах внутренних дел.
Методологическая основа исследования. В процессе изучения данной теме были использованы такие методы познания как: сравнительно-правовой, формально-юридический и другие.
Целью исследования является проведение анализа особенностей организации справочно-информационной работы в органах внутренних дел.
Для достижения сформулированной цели рассмотрены и решены следующие задачи:
- изучить историю развития правовых основ управления органами внутренних дел;
- выделить понятие, структуру и задачи органов внутренних дел Российской Федерации на современном этапе;
- исследовать правовую основу деятельности органах внутренних дел Российской Федерации;
- определить особенности организации справочно-информационной работы в ОВД.
Практическая значимость курсовой работы состоит в исследовании организации справочно-информационной работы в органах внутренних дел. Полученные данные могут быть применены для дальнейшего исследования проблемных вопросов в данном направлении.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.
В первой главе курсовой работы рассмотрены исторические и теоретические аспекты правового регулирования управления внутренними делами в России; выделено понятие, структура и задачи органов внутренних дел Российской Федерации на современном этапе. Во второй – проанализированы правовые основы и осуществление справочно-информационной работы в системе управления органами внутренних дел.
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННИМИ ДЕЛАМИ В РОССИИ
1.1 История развития правовых основ управления органами внутренних дел
Государственное управление реализуется при помощи разных средств и методов. Среди них выделяют политические, экономические, организационные и правовые методы. В правовых методах значимое место имеет правопорядок и законность. Без них не достижима нормальная жизнедеятельность социума и его граждан.
Законность является соответствием принятых муниципальными и государственными органами нормативных актов права, которая функционирует в социуме. Также понятия законности включает следующие аспекты [16,83]:
- точное соблюдение нормативных правил физическими и юридическими лицами;
- соблюдение норм лицами, которые выполняют некоммерческие и коммерческие управленческие функции;
- следование нормам организациями и учреждениями;
- соблюдение норм каждым членом общества как при принятии нормативно-правовых актов, так и при их выполнении.
Кроме того, в юридических источниках понятие законности рассматривают, также с других позиций. Среди данных позиций можно выделить:
- законность представляет из себя правовой режим, где происходит обеспечение выполнения законов обществом и организациями, без исключения;
- законность является политическим явлением, которое выражает совершенствование государственно-правовых форм организации социума и позволяет осуществить идеи социальной справедливости при помощи строгого соблюдения действующих законодательных норм;
- достижение законности становится возможно при соблюдении правил поведения, которые содержатся в правовых нормах;
- законность представляет из себя метод государственного руководства социумом, а также режим общественно-политической деятельности.
Анализируя уровня законности, можно выделить следующие, представленные в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Выделенные уровни законности [27,38]
№ п/п Уровень Краткое описание
1 Уровень правотворчества Означает соблюдение и соответствие нормотворческих органов, которые находятся ниже вышестоящим в процессе разработки и принятия нормотворческих актов, конкретнее, - это подчиненность низших сил права высших.
2 Уровень правореализации Выполнение применения всех норм права физическими и юридическими лицами должно осуществляться на постоянной основе. Кроме того, нормы права также должны соблюдать все должностные лица, а также коммерческие и некоммерческие организации, государство в целом.
3 Правовой социальный уровень Его основная суть состоит в том, что принимаемые в социуме законы и подзаконные акты должны исходить из права, которое присутствует в конкретном обществе и сложилось на базе его духовных, экономических, политических, социологических и культурных основ. Также все законы должны основываться на Конституции государства.
Таким образом, законность как режим взаимодействия общественных отношений является системой неукоснительного соблюдения действующего законодательства всеми правовыми субъектами, которое основывается на конкретных принципах. Среди основных принципов законности можно выделить:
1. Приоритет свободы прав человека. Этот принцип значит, что главное в сути законности, работа государственного аппарата и его составляющих – это уважение и защита прав граждан, а также борьба с их нарушением.
2. Верховенство закона. Выражается в том, что закон – это акт высшего законодательного органа, который выражает волю народа, основные противоречия, нормативные акты в реализации права [19,82].
3. Единство законности. Представляет из себя всеобщность работы законов и подзаконных актов, их общее понимание и применение на территории всего государства.
4. Недопустимость расхождений по составлению законов и государственной целесообразности. Целесообразность выпуска закона определена его полезностью в социуме, а также востребованностью.
5. Принцип взаимосвязи культурности и законности. Основная суть этого принципа состоит в том, что законность – это выражение общей политической и правовой культуры социума и каждого гражданина.
6. Принцип неотвратимости наказания передаёт то, что любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении лица должны понести наказание, которое обязано быть справедливым.
Министерство внутренних дел Российской Федерации является Федеральным органом исполнительной власти, которое в числе своих первостепенных целей ставит реализацию функций по осуществлению политики государства в отрасли внутренних дел, правоприменительной практики касаемо реализации функции контроля в Органах Внутренних Дел, а также по внедрению и разработке нормативно-правового регулирования принципов правопорядка и законности.
История МВД является достаточно длительной. Изначально МВД РФ создавали для защиты граждан государства, соблюдения общественного
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 21 июля 2014 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2020. - № 16 . – Ст. 445.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ: по сост. на 26.10.2021 № 45-П // Собрание законодательства Российской Федерации РФ. – 2020. – № 16. – Ст. 3301.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации: принят Гос. Думой от 24.05.1996 № 63-ФЗ (ред. от 17.03.2022) [Электронный ресурс] // Справ.- правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699
4. Трудовой кодекс Российской Федерации: принят Гос. Думой от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022 N 27-ФЗ) [Электронный ресурс] // Справ.- правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.03.2022 № 42-ФЗ) [Электронный ресурс] // Справ.- правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/
6. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (ред. от ред. от 09.03.2022) [Электронный ресурс] // Справ.- правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/
7. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021 № 424-ФЗ) [Электронный ресурс] // Справ.- правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/
8. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2021 № 351-ФЗ) [Электронный ресурс] // Справ.- правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/
9. Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 30.04.2021 № 116-ФЗ) [Электронный ресурс] // Справ.- правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122329/
10. О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016 № 6-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 23. – Ст. 2277.
11. О военном положении: Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 5. – Ст. 375.
12. О частной детективной и охранной деятельности в РФ: Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-I (ред. от 11.06.2021 № 170-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 1992. – № 17. – Ст. 888.
13. О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и места жительства в пределах РФ: Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I (ред. от 1.07.2021 № 243-ФЗ) // Российская газета. – 1993. – 10 августа.
14. Приказ МВД России от 6 мая 2013 г. № 241 «О некоторых вопросах применения мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий в органах внутренних дел Российской Федерации» (послед. ред.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70410158/
15. Приказ МВД РФ от 1 сентября 2017 № 690 «Об утверждении типового положения об отделе (отделении, пункте) полиции территориального органа министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне» (ред. от ред. от 26.06.2020) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/prikaz-mvd-rossii-ot-01092017-n-690-ob-utverzhdenii/
16. Альбова, А.П. Теория государства и права. В 2 т. Т.2. Особенная часть: учебник и практикум для СПО/ А.П. Альбов, С.В. Николюкина.- М.: Издательство Юрайт,2019.- 336 с.
17. Бавсун, И.Г. Основы управления в органах внутренних дел: учебное пособие / И.Г. Бавсун. Омск. 2017. 296 с.
18. Граждан, В.Д. Социология управления: учебник / В.Д. Граждан. М., 2018. 276 с.
19. Матузов, Н.И. Теория государства и права: учебник/ Н.И. Матузов, А.В. Малько.- М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017.-528 с.
20. Мухаев, Р.Т. Теория государства и права: учебник для СПО/ Р.Т. Мухаев.- М.: Издательство Юрайт, 2019.- 585 с.
21. Наумова, С.Ю. Общая теория государства и права: учебник/ С.Ю. Наумова, А.С. Мордовца, Т.В. Касаева.- Саратов: Саратовский социально- экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. – 392 с.
22. Организация управления органами внутренних дел: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / под общ. ред. А.М. Кононова, И.Ю. Захватова. М., 2017. 344 с.
23. Пиголкин, А.С. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата/ А.С. Пиголкин, А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев.- М.: Издательство Юрайт, 2019.- 516.
24. Ромашов, Р.А. Теория государства и права: учебник и практикум для СПО/ Р.А. Ромашов.- М.: Издательство Юрайт, 2019.- 443 с.
25. Современные тенденции в управлении: учебное пособие: в 3 кн. Кн. 1 / под ред. Г.И. Андреева, В.А. Тихомирова. М., 2020. 312 с.
26. Старков, О.В. Теория государства и права: учебник/ О.В. Старков, И.В. Упоров.- М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2017.- 372 с.
27. Цечоев, В.К. Теория государства и права: учебник/ В.К. Цечоев, А.Р. Швандерова.- Москва: Прометей,2017.- 330 с.
28. Жернова, М.В. Профилактика преступности – первоочередная задача полиции// В сборнике: Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики Материалы XХ международной научно-практической конференции: в 2 частях. Сибирский юридический институт МВД России. 2017. С. 15-17.
29. Сарафанкина, Ю.А. Работа модернизированной системы электронного документооборота и делопроизводства в органах внутренних дел // Информационные технологии в науке и образовании. Проблемы и перспективы / Сарафанкина Ю.А., Ладанова О.Ю. М., 2018. 255 с.
30. Кузьмин И. А. Исторический аспект развития МВД РФ – как органа исполнительной власти [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gyrnal.ru/statyi/ru/1779/
31. Пашнин А.В. Информационное обеспечение министерства внутренних дел российской федерации: характеристика и особенности // Журнал «Безопасность дорожного движения». 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnoe-obespechenie-ministerstva-vnutrennih-del-rossiyskoy-federatsii-harakteristika-i-osobennosti (дата обращения: 22.03.2022).