Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Особенности поведения человека в обществе, в том числе такое явление, как конформизм, являются актуальными вопросами психологии и социологии.
В социальной психологии конформизм - понятие, характеризующее пассивное некритическое восприятие существующего порядка, идей, убеждений; в обиходном языке это понятие часто заменяется выражением "стадный инстинкт" [38].
С одной стороны, трудно представить слаженную, организованную коллективную работу без конформизма, с другой стороны, конформизм затрудняет проявление личной идентичности, индивидуальности, уникальности человека. Конформизм, часто в угоду мнению определенной социальной группы, заставляет человека совершать поступки, противоречащие моральным законам.
Одним из важных аспектов, определяющих актуальность темы, является формирование нравственной, духовной основы личности, основанной на универсальных общечеловеческих ценностях, в условиях, когда эти ценности размыты, расплывчаты и не всегда транслируются в ближайшем окружении и более широком социальном контексте.
Проблема взаимоотношений в подростковом коллективе актуальна для родителей, педагогов и психологов в той же степени, что и для самих подростков.
Модель поведения в малой социальной группе, роль, которую выбирает подросток, во многом отражается на его дальнейшем личностном становлении.
Проблема соответствия универсальна и связана с одним из фундаментальных аспектов социальной реальности. Этот механизм во многом является основой социальной жизни человека в современном обществе.
Проявления этого явления легко различимы не только на примерах исторических событий, но и узнаваемы в повседневной жизни. Несмотря на огромный интерес и множество исследований в этой области, ученые не смогли прийти к единому мнению: является ли конформное поведение общества залогом его стабильного, спокойного развития, без кризисов и колебаний, или "стадное чувство" убивает уникальность и индивидуальность в членах общества, не давая возможности творить и созидать, "группирует" мышление индивида, снижает критичность настолько, что человек забывает об этике и морали, а его поведение идет вразрез с сознательными моральными и нравственными убеждениями [25].
Исследованию конформизма посвящены многочисленные работы в отечественной и зарубежной психологии, а имеено работы таких авторов, как В.Г.Асеев, В.К.Вшпонас, А.Н.Леонтьев, Д.А.Леонтьев, C.Л.Рубиниггейн, Б.А.Сосновский; А.Бандура, Д.МакКлелланд, А.Маслоу, Г.Мюррей, Ж.Нюттен, Х.Хекхаузен и др.
Вместе с тем до сих пор не существует развернутой мотивационной концепции конформного поведения, на системном уровне описывающей мотивацию различных видов конформизма.
Объект исследования: конформное поведение учащихся старших классов.
Предмет исследования: мотивационные факторы конформного поведения учащихся старших классов.
Цель работы: раскрыть взаимосвязи выраженности и устойчивости конформных актов поведения старшеклассников с ситуационными и личностными особенностями их мотивации.
Задачи исследования:
-рассмотреть понятие мотивации в зарубежной и отечественной психологии;
-изучить феномен конформного поведения;
-исследовать психологические факторы конформного поведения в юношеском возрасте;
- проанализировать исследования мотивационных факторов конформного поведения учащихся старших классов;
-определить результаты пилотажного эксперимента;
-проанализировать мотивационные факторы конформного поведения старшеклассников, вызванного нормативным и информационным влиянием школьного класса.
Методы исследования методика Р.Кратчфилда, психодиагностические методика: TAT Х. Хекхаузена и «опросник мотивации успеха и боязни неудачи» А.А. Реана, опросник «мотивация аффилиации» М.Ш. Магомед-Эминова, список личностных предпочтений А. Эдвардса, модифицированный опросник Р. Шварцера, М. Ерусалемаи В. Ромека, модифицированная методика оценки привлекательности и референтности Е.В.Щедриной, постэкспериментальное интервью.
Гипотезы исследования:
1. Факторами конформного поведения старшеклассников, обусловленными нормативным влиянием, являются мотивы принадлежности и независимости, действие которых опосредовано степенью значимости группы, оказывающей влияние, значимостью решаемой проблемы и уровнем осознания влияния группы.
2. Факторами конформного поведения старшеклассников, индуцируемыми информационным воздействием, являются мотивы независимости, эффект которых зависит от степени осведомленности внутри группы, уровня самоэффективности в решении этой проблемы.
Экспериментальной базой исследования являлись десятые и одиннадцатые классы средних общеобразовательных школ № l3 г. Кимры и №102 г. Москвы общей численностью 176 человек.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы мотивации конформного поведении учащихся старших классов
1.1 Понятие мотивации в зарубежной и отечественной психологии
Мотивационная сфера занимает видное место в структуре личности, выполняя ряд важных функций. Поведение и деятельность человека мотивируются, направляются и регулируются мотивацией – иерархическим набором мотивов, составляющих мотивационную сферу человека. Но важно не только признавать эти функции мотивов, что обычно не вызывает возражений и, по сути, является общепризнанным (хотя понимание сути этих функций варьируется от автора к автору). Не менее важно понимать природу мотивации и ее происхождение [34].
В зарубежной психологии мотивация часто рассматривается как общий термин, указывающий на то, что организм действует, определяется его собственной природой или внутренней структурой, что все живые существа склонны проявлять активность избирательным, организованным образом. Однако в такой общей трактовке мотивации много неопределенности, недостаточно конкретики, она не отражает даже тех функций, которые рассматривались в многочисленных фрейдистских, бихевиористских и других зарубежных теориях [5].
Несмотря на неоднозначность определения основных понятий, связанных с учением о мотивационных силах, можно выделить несколько типов мотивации, разработанных зарубежными, в основном американскими психологами. Первый тип включает мотивацию с биоэнергетической основой: "Мотивация инстинкта”, "Мотивация влечения . Физиологический гомеостаз действует как ведущий механизм этого типа мотивации.
Второй тип включает мотивацию с психоэнергетической основой: "Мотивация потребностей”, "Мотивация психических и социальных факторов". Механизмы такого типа мотивации развиты слабо. Остается неясным, каким образом мотивация факторов приобретает мотивирующие, заряжающие энергией свойства [20].
Во многих теориях вопросы сознания, личности либо вообще не рассматриваются, либо рассматриваются как сопутствующий момент влечений, инстинктов, таких как, например, феномен сознания [41].
Изучение мотивации в отечественной психологической науке исходит из позиций принципов диалектико-материалистической детерминации, структурности, последовательности, единства сознания и деятельности, деятельности и личности. Это более сложный способ исследования, но он позволяет нам выявить универсальные связи мотивационных единиц с другими психическими и психофизиологическими явлениями.
В зарубежных теориях (по крайней мере, в большинстве из них) социальное интерпретируется только как внешнее по отношению к человеку, что усложняет понимание влияния социального на личность и ее мотивы. Известно, что социальные отношения составляют саму структуру личности, формируют ее мотивационное ядро [24].
Проблема мотивов прошла долгий путь развития. Рассматривая историю исследований, отметим, что мотивация начала развиваться в связи с преодолением концепций “атомизма” ассоциационистов. Появление динамических теорий личности относится к этому времени (конец 19 - начало 20 века) [7].
Важным моментом в учении о природе мотива в отечественной психологии является вопрос о его взаимосвязи с личностью, его месте в структуре личности и деятельности. В Б. Ф. Ломове эти вопросы решаются с позиций системного подхода. Относя мотивы к системообразующим факторам, он подчеркивает, что "мотив - это не просто одна из ”составляющих" деятельности. Она выступает как компонент сложной системы – мотивационной сферы личности”"
В советской психологии всегда стоял вопрос о взаимосвязи мотива и деятельности, мотива и его основны
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы:
1.Агадуллина Е. Р. Роль самокатегоризации в проявлении конформного поведения // Социальная психология и общество. - 2021. - № 4. - С. 30–40.
2.Андрамонов Д.К. Феномены конформизма и нонконформизма в контексте «критической теории» // Самарский институт повышения квалификации работников образования - 2020 - №4 – С. 101-104
3. Анисимов О. С. Потребности и мотивы: сущность и типология // Мир психологии. - 2018 .- № 1 - С. 229-236.
4.Божович Л. И. Конформизм // Культурно-историческая психология. - 2018. - № 4. - С. 114–116.
5. Бодров В. А. Нелинейная модель мотивационной сферы личности // Психолог. журн. – 2021 - № 2 - С. 90-100.
6. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. - СПб.: Речь, 2021. - 694 с.
7.Голодяев Д. А. Феноменология внутреннего сознания мотива: автореф. дис. - Сам. гос. ун-т Самара, 2020 – 21 с.
8.Горбунова М.Ю. Социальная психология. – М.: Владос, 2018. – 223с.
9.Давыдов В. В. Психологические проблемы формирования у школьников потребности и мотивов учебной деятельности. — М.: Глобол, 2020 - 323 с.
10. Дубровина И.В Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лег - М.: Педагогика, 2018.- 192 с.
11. Жодле Д. Социальное представление: феномены, концепт и теория // Социальная психология. - СПб.: Питер, 2017. – 394 с.
12.Иванников В. А. Анализ потребностно-мотивационной сферы с позиции теории деятельности // Мир психологии. – 2017 - № 2 - С. 139-145.
13.Ильин В. А. Групповое давление и групповое влияние: конформизм, нонконформизм // Социальная психология и общество. - 2012. - № 1.- С. 44–58.
14.Кон И.С. Психология юношеского возраста (проблема формирования Личности). Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2019. - 175 с.
15.Костерева, Л. И. Психологические характеристики взаимодействия старшеклассников // Молодой ученый. - 2019. - № 7 (111). - С. 324-327.
16. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2020. - 992 с.
17.Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. - М.: Изд-во УРАО, 2018. - 176 с.
18.Левин Дж., Жданюк Б. Конформизм и подчинение // Социальная психология - СПб.: Питер, 2017 – 268 с.
19.Маркузе Г. Одномерный человек. - М.: “REFL-book”, 2017 - 368 с.
20.Маслоу А. Г. Мотивация и личность: пер. с англ. - СПб.: Евразия, 2021 - 479 с.
21. Мухина В.С. Возростная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник. - М.: Академия, 2020. - 456 с.
22 Немов Р. С. Психология. - М.: Владос, 2019 – 248 с.
23. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2019. - 442 с.
24.Орлов А. Б. Развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации // Вопр. психологии. - 2019 - № 5 - С. 27-34.
25. Петровский А.В. Конформизм и коллективизм. // Материалы ХIХ психологического конгресса. - 2019. - №6 - С. 18-32.
26. Петровский А.В. Еще раз об устойчивости личности, независимости и конформности. // Вопросы Психологии. - 2019. - №2. - С. 58-62.
27.Петровский, А.В. Психология подросткового возраста - М.: Академия, 2021. - 512 с.
28. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2017. – 258 с.
29. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблема становления личности. – М.: Крокус, 2017. - 320 с.
30. Самарин В.Г. Конформизм: сущность и особенности. - Хабаровск, 2017. - 78 с.
31. Сопиков А.П. Проблемы измерения конформных реакций в малых группах: Дисе. ... канд. псих. наук. - М., 2019. - 18 с.
32. Тернер Дж. Социальное влияние. - СПб.: Питер, 2017. - 256 с
33.Тураев, С. А. Конформизм как социально-психологический феномен // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 279-281.
34.Удальцова М. В. Теории мотивации: учеб. пособие. - Новосибирск: НГАЭиУ, 2017 - 59 с.
35. Фетискин, Н.С. Социально - психологическая диагностика развития личности в подростковом возрасте - М.: Глобол, 2018.- 490 с.
36.Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М. : Педагогика, 2018 – 407 с.
37. Чудновский В.Э. О некоторых исследованиях конформизма в зарубежной психологии. // Вопросы психологии. - 2021. - №4. - С. 164-173.
38. Шаповаленко И.П. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2018. – 314 с.
39.Шумилин Е. А. Психологические особенности личности старшеклассника. - М.: Наука, 2019. - 152 с.
40. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 2017. - 344с.
41. Яровая Ю. Н. Психологические причины мотивационного поведения человека // Философия образования. - 2019 - № 2 - С. 248-254.