Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что сегодня России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить и будущее принадлежит генераторам новых идей, тем, кто умеет креативно мыслить и быстро адаптироваться к новым требованиям.
Занятия в рамках дошкольных образовательных организациях, направленные на развитие творческого воображения, полезны для развития личности детей. Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского творчества является не случайным. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не вследствие применения специальных приемов, а как эффект игровой манипуляции.
Все вышеизложенное определяет актуальность данной работы, которая состоит в том, что традиционные способы рисования не всегда приносит необходимый и интересный для детей результат. В этой связи целесообразно проводить специальную работу по формированию творческого воображения и художественных способностей с помощью нетрадиционных методик в рамках дошкольного образования.
Изучением творческого воображения дошкольников занимались такие исследователи, как Л.С. Выготский, А.В. Брушлинский, О.М. Дьяченко, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Р.С. Немов, А.В. Петровский и др. Они считают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством проявляется новый тип деятельности – творческий. По мнению педагогов и психологов Т.М. Бондаренко, А.А. Грибовской, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Е.А. Коссаковской, В.Б. Косминской и др., обучение художественному творчеству позволяет успешно развивать творческое воображение дошкольников.
Современные исследования Никитина А.В., Давыдова Г.Н. доказали, что нетрадиционные техники рисования способствуют развитию творческих способностей у детей, формируют у них воображение, приносят детям яркие эмоциональные впечатления и раскрывают возможность использования знакомых предметов в качестве художественных материалов.
На наш взгляд, одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка является организация работы с применением способов нетрадиционного рисования, что является новизной данного исследования.
Объект исследования: творческое воображение детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить возможности использования нетрадиционных техник рисования как средства развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. дать характеристику понятия «творческое воображение»;
3. рассмотреть особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
4. обосновать возможности нетрадиционных техник рисования как средства для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
теоретические: анализ литературы как объекта исследования, синтез, обобщение, сравнение.
Структура работы: работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические основы использования нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Характеристика понятия «творческое воображение»
Основой эффективного усвоения любой новой информации, знаний и умений, необходимой для творческой деятельности дошкольников, является развитое творческое воображение и наглядно-образное мышление. В некоторых жизненных ситуациях какие-то действия невозможно воспроизвести, в таком случае поможет только воображение и чувственный опыт. Следовательно, их обогащение через развитие воображения ребенка является прочной основой познавательной деятельности: чем активнее и творчески работает воображение ребенка, тем больше он узнает и усваивает, тем значительнее и продуктивнее будет его деятельность.
Изучением творческого воображения занимались многие ученые – исследователи: в области психологии – Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин; в области педагогики – А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и другие.
В литературе имеются самые разные определения понятия «творческое воображение».
По мнению Н.Р. Ветрука, творческое воображение – это психический процесс создания образа предмета либо ситуации посредством перестройки имеющихся представлений. Воображение является частью сознания личности, это один из познавательных процессов, который можно охарактеризовать высокой степенью наглядности и конкретности [1].
А. В. Петровский считает, что «творческое воображение, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности» [17, с. 176].
Огромный вклад в теоретико-экспериментальных исследования по проблемам, связанным с творческим воображением, было сделано общественностью отечественных ученых, среди которых выдающееся место принадлежит настоящим классикам психологической наук - Л.С. Выготскому и С.Л. Рубинштейну. Поэтому для выявления общей тенденции в современной теории творчества относительно такого феномена, как воображение, безусловно, необходимо учесть взгляды и выводы этих выдающихся ученых.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ветрук Н.Р. Особенности развития творческого воображения с использование нетрадиционных техник рисования на занятиях в детском саду // Дошкольное воспитание. – 2010. – 32. – С. 24-32
2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. психологический очерк [Текст] / Л. С. Выготский. - 3-е изд. - М.: Просвещение.2014. – 690 с.
3. Выготский, Л.С. Лекции по психологии [Текст]/Л.С.Выготский.- СПб.: Питер, 2003. – 123с.
4. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса / Л.А. Гордон // Радяньска школа. - 2014. - №11. - С. 33-37.
5. Григорьева, О. А. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения детей 6-го года жизни [Текст] / О. А. Григорьева // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 5. – Ч. 2. – С.12
6. Гуткович И.Я. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников: Пособие для воспитателей детских садов / И.Я. Гуткович, О.Н. Самойлова. – Ульяновск: Мир книги, 2015. – 40 с.
7. Давыдова, Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники [Текст] / Г.Н. Давыдова. – М.: СИНТЕГ, 2014.-128 c.
8. Дубровина, И.В., Психология [Текст] : учебник для студентов средних педагогических учебных заведений / И.В.Дубровина, Е.Е. Данилова, А. М. Прихожан. – М.: Академия, 2015. – 464 с.
9. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с.
10. Казакова Т.Т. Развитие творчества у дошкольников. – М.: Просвещение, 2016. – 192 с.
11. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования» [Текст] / Т.Г. Казакова. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 255 с.
12. Королёва, Т. В. Занятия по рисованию с детьми 6-7 лет [Текст] / Т. В. Королёва. – М. : Сфера, 2016. - 112 c.
13. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М.: Наука, 2012.
14. Лыкова И.А. Л88 Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. - 208 с.
15. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития / Н.Г. Морозова. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
16. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / А.В. Никитина. - М. : Каро, 2016. - 743 c.
17. Общая психология : [учебник для педагогических институтов] / [акад., д-р психол. наук, проф. А. В. Петровский, д-ра психол. наук, проф. М. Г. Ярошевский, В. С. Мухина и др.] ; под ред. проф. А. В. Петровского. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Просвещение, 1976. - 479 с.
18. Рубинштейн, С. Л. Воображение и творчество [Текст] / С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. - Т. 1. - М.: Педагогика, 2014. – 150 с.
19. Формирование творческого мышления в учебной деятельности [Текст] / под ред. Б.С. Мейлаха. - М. : Педагогика, 2015. – 175 с.
20. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.