Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема нравственного развития человека является одной из сложнейших. Она включает в себя целый ряд аспектов, которые становятся традиционными предметами изучения философии, этики, педагогики, психологии. Для психологической науки правильная постановка проблем нравственного развития требует выхода за пределы собственно психологии и обращения к этике, предметом исследования которой является та сфера человеческой культуры, которая должна усваиваться детьми в ходе их морального развития.
Нравственное развитие подрастающего поколения было всегда одной из актуальных задач воспитания. Процесс глубоких преобразований во всех сферах жизни нашей страны коренным образом изменяет систему требований общества к личности, что придает особую остроту проблемам, связанным с нравственным развитием подрастающего поколения.
Особую актуальность проблема нравственного развития учащихся приобретает в современном российском обществе. Страна пережила политические, экономические, социальные перемены, которые естественным образом коснулись нравственной сферы. Резкое изменение социальных отношений привело к опровержению жизненных ценностей старшего поколения.
Именно нравственность рассматривается как способ социальной регуляции, практически духовное освоение мира, ценностное отношение к миру, как общественная форма отношений между людьми.
Степень научной разработанности проблемы. Различные аспекты нравственного воспитания молодежи в разные исторические периоды исследовали И.В. Вагнер, А.Я. Данилюк, С.В. Дармодехин, М.А. Кобцева, О.Ю, Колосова, И.С. Кон, Б.Т. Лихачев, Н.И. Новиков, Л.Н. Толстой, Е.И. Холостова и др.
Объект исследования – нравственная сфера подростков.
Предмет исследования - морально-нравственная сфера подростков, обучающихся в образовательных учреждениях.
Цель курсовой работы – рассмотреть морально-нравственную сферу современных подростков.
Задачи:
- определить понятия «нравственная сфера» личности в психолого - педагогических исследованиях.
- охарактеризовать новообразования подросткового периода и психологические особенности нравственной сферы подростов.
- проанализировать нравственную сферу подростков, обучающихся в образовательных учреждениях.
- разработать комплекс мероприятий по нравственному воспитанию подростков в общеобразовательной организации.
- исследовать методические рекомендации по развитию нравственной сферы подростков.
Методы исследования - анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы изучения нравственной сферы подростков
1.1. Анализ понятия «нравственная сфера» личности в психолого - педагогических исследованиях
Проблема нравственного воспитания является одной из первостепенных в современной психологии и педагогике. Это обуславливается тем, что мы живем в обществе, где границы нравственности и морали размыты. Большинство подростков сталкивается с тем, что просто не могут ориентироваться среди огромной противоречивой информации, поступающей извне.
Отсутствие единой системы «морали», правил и норм поведения не просто усложняет процесс социализации подростков, а в целом затрудняет процесс формирования личности. Все это имеет предпосылки для дестабилизации общества в скором будущем.
Исследователи определяют нравственность как интегральное психологическое образование, включающее совокупность общечеловеческих ценностей и убеждений, чувств и переживаний, мотивов, потребностей и поступков личности на основе свободного выбора.
В нравственной сфере личности можно выделить когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
Когнитивный компонент предполагает наличие у человека знаний о нравственных категориях, понимание того, что является нравственным и безнравственным, и особенностей применения нравственных норм в различных ситуациях, он также подразумевает нравственные убеждения, нравственные ценности и нравственные идеалы личности. В зависимости от качества этих знаний выделяют различные уровни развития нравственного сознания.
В эмоциональный компонент нравственности включают нравственные чувства и переживания, эмоциональную оценку своего и чужого поведения, своего Я, а также некоторые социальные эмоции и чувства: со-чувствование, со-переживание и др. По мнению многих психологов, нравственные чувства являются основой развития личности человека, его системообразующей характеристикой. А способность к децентрации, самоотдаче и любви является условием и критерием нормального развития человека. Так, В.Д. Шадриков рассматривает отношение к людям как «основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину»[19].
Эту точку зрения разделяют и другие отечественные исследователи (Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, Б. С. Братусь, В. П. Зинченко и другие), отмечая, что именно отношение к другим людям является центром духовно-нравственного становления человека.
О.С. Богданова отмечает, что отношения с людьми - это та область, в которой душевное и духовное (нравственное) неотделимы. Исходя из доминирующего способа отношения к себе и другому человеку, он выделяет несколько принципиальных уровней в структуре человека: эгоцентрический, группоцентрический, просоциальный и духовный [5].
Поведенческий компонент выступает внешней деятельностной характеристикой проявлений нравственной сферы личности. Нравственное поведение человека детерминировано нравственными потребностями и мотивами, установками, чувствами и переживаниями. Поведенческий компонент предполагает исследование представленности нравственных поступков в жизни человека, готовности действовать определенным образом в ситуациях, связанных с нравственной оценкой.
Нравственное поведение выстраивается на основе представления «должного», некоего идеала, имеющего социальную природу. В ситуации нравственного выбора личность соотносит мотив поведения, его реализацию и результат[14]. Единицей поведения считается поступок. Ведущее значение при оценке поступка имеет сознательное отношение человека к другим людям, к обществу, к нормам общественной морали.
Нравственная позиция раскрывается в поступках и формируется поступками же. Особое значение для ее формирования приобретает жизненный опыт разрешения конфликтных ситуаций, объединяющий знания, убеждения и деятельность человека.
В работах В.В. Абраменкова под моралью понимается такая форма сознания, которая всегда носит «социально-групповой характер», а нравственность в его представлениях относится к области «практических поступков, обычаев, нравов» сфере нравственной свободы [1, с. 104].
Е.Г. Белякова также разделяет понимание терминов морали и нравственности, следующим образом: «мораль функционирует в механизме общественного мнения, иных внешних факторов..... нравственная позиция человека возникает под влиянием общества, но через индивидуальный выбор личностью целей и ценностей» [4, с. 21].
Мораль – принятые в социуме нормы поведения и представления об этом поведении. Под моралью также понимаются нравственные ценности, устои, порядки и предписания. Если в обществе кто – то совершает поступки, противоречащие обозначенным нормам, то их называют аморальными.
По своему происхождению и содержанию мораль изначально социальна, однако, следует отличать нормы морали от обычаев и традиций, исторически сложившихся в определенном человеческом обществе.
Рассмотрим основополагающие моральные номы.
Во-первых, благоразумие, которое предполагает наличие у индивида способности адекватно воспринимать окружающую реальность, выстраивать гармоничные связи и отношения, принимать разумные решения, действовать конструктивно в сложных ситуациях.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраменкова, В.В. Проблема духовно-нравственного развития современного ребенка: В.В. Абраменкова / Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. - 2015. - 365 с.
2. Андрушкевич, А.А. Духовно - нравственное и нервно - психическое здоровье: медико - психологические аспекты диагностики, восстановления и формирования / А.А. Андрушкевич. - Н. Новгород, 2018. -279 с.
3. Артюхова И.С. Ценности и воспитание подростков. Педагогика. 2018. 150 с.
4. Белякова, Е.Г. Нравственное развитие ребенка: психологические аспекты: учебное пособие / Е.Г. Белякова - Тюмень: Изд - во Тюменского государственного университета, 2019. - 64 с.
5. Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы со школьниками. М.: 2017. 158 с.
6. Воловикова, М.И. Представления русских о нравственном идеале / М.И. Воловикова - М.: Изд-во Институт практической психологии РАН, 2015.-312с.
7. Данилова, В. А. Возрастной подход к формированию самосознания / Инновации общего профессионального образования: сб. науч, тр. - Челябинск, 2016. С. 112-115.
8. Дубов, И.Г. Моральная детерминация поведения в обыденном сознании больших групп населения / И.Г. Дубов, А.А. Хвостов // Вопросы психологии. 2020. №5. С.87-102.
9. Знаков, В.В. Понимание субъектом правды о моральном поступке другого человека: нормативная этика и психология нравственного сознания // Психологический журнал. 2017. № 1. С. 32-43.
10. Зосимовский, А.В. Диагностика моральной направленности учащихся / А.В. Зосимовский // Формирование общественной направленности в школьном коллективе. - М., 2016. - 138 с.
11. Марьенко, И.С. Нравственное становление личности школьника / И.С. Марьенко. -М.: Просвещение, 2015. -215 с.
12. Марьясова, Н.В. Духовность в жизни человека: учеб, пособие / Н.В. Марьясова. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2017. - 116 с.
13. Никандров Н.Д. Проблема ценностей в современном российском обществе и цели воспитания. Школа. 2018. 55 с.
14. Овчарова Р.В., Гизатуллина Э.Р. Развитие нравственной сферы личности подростка: Монография. - Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2011. - 147 с.
15. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. Просвещение. М.: Издат. центр, 2016. 184 с.
16. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. Учеб. Классный руководитель. 2017. 50 с.
17. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб.пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. 117 с.
18. Симонов, П.В. Происхождение духовности / П.В. Симонов, П.М. Ершов, Ю.П. Вяземский. -М.: Наука, 2019. - 352 с.
19. Шадриков, В.Д. Происхождение человечности: учеб, пособие для высших учебных заведений / В.Д. Шадриков. - изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Логос, 2014.-296 с.