Фрагмент для ознакомления
2
Приобщение дошкольников к социально значимым и нравственным
ценностям является одной из важнейших задач, поставленных обществом
перед современным образованием. В педагогической теории и практике дошкольного образования большое внимание уделяют проблеме формирования нравственных и ценностных ориентаций, поскольку именно они актуализируют весь накопленный человеком опыт и способствуют разрешению противоречивых жизненных вопросов. Система нравственных и ценностных ориентаций является важнейшей характеристикой личности. Нравственные и ценностные ориентации определяют уровень и форму социальной активности и направленности субъекта. В периоды динамичного развития общества проблема формирования нравственных и ценностных ориентаций сильно актуализируется. Особенно это связано с мероприятиями, которые связаны связанные с русскими традиционными праздниками и
обычаями. Это всё то, что воспитывает чувства уважения к культурному наследию своего народа. Народ в своих сказках хранит образы своей культуры, уходящей корнями в историю.
Сказка чрезвычайно важна в решении задач воспитания нравственных свойств и качеств субъекта и формировании его ценностей, поскольку способствует эмоциональной окраске познавательных способностей дошкольника. При организации воспитания нравственных качеств и ценностных притязаний ребенка посредством сказки часто возникают затруднения. Проблема использования сказок в процессе воспитания нравственных и ценностных качеств у детей дошкольного возраста становится всё более актуальной. Всё вышесказанное свидетельствует об актуальности рассматриваемого исследования.
Объект исследования – процесс формирования нравственных и ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – формирование нравственных и ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста посредством сказок.
Цель исследования – определить эффективность воздействия сказок в процессе формирования нравственных и ценностных установок у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование нравственных и ценностных установок у детей дошкольного возраста посредством волшебной сказки будет успешным в том случае, если:
-будет определено значение волшебной сказки в учебно-воспитательном процессе в ДОУ;
-будет осуществляться целенаправленная работа по формированию нравственных и ценностных установок у детей дошкольного возраста средствами волшебной сказки;
- будут формироваться нравственные и ценностные установки у детей дошкольного возраста, если будут использоваться разнообразные формы и методы работы, способствующие реализации потенциала волшебной сказки. Исходя из цели и гипотезы исследования, были определены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по заявленной теме.
2. Дать характеристику содержанию, касающегося проблемам формирования нравственных и ценностных установок у детей дошкольного возраста средствами сказки.
3. Провести диагностику сформированности нравственных и ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать и апробировать комплекс мероприятий, направленных
на формирование нравственных и ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста посредством сказочных произведений.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ психолого-педагогических источников по проблеме исследования, беседа, педагогический эксперимент, наблюдение. Структура работы: введение, две
главы, заключение, список литературы.
Глава 1: Теоретические основы нравственных и ценностных ориентаций у дошкольников посредством сказочных произведений
1.1. Сущность понятий ценности и ценностные ориентации
дошкольников
Сущностные понятия ценность и ценностные ориентации как социальное явление выступают в качестве объекта исследования современного человекознания. Понятие ценность было введено в научный оборот в середине XIX века. Исследование ценностей человека всегда имело глубоко междисциплинарный характер. Изучение ценностей и ценностных ориентаций человека всегда осуществлялось на стыке различных отраслей знания о человеке. Это такие области как философия, социология, психология и пр. В философии под ценностью понимается отношение между представлением субъекта о том, каким должен быть оцениваемый объект, и самим объектом. Существует отдельная область философского познания о ценностях – это аксиология.
Немецкий социолог М. Вебер под ценностями понимал обобщенные цели и средства их достижения, которые могли бы обеспечить интеграцию всего общества и помощь каждому индивиду в осуществлении социально одобряемого выбора своего поведения в жизненно значимых ситуациях. Именно система ценностей образует внутренний стержень культуры и духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов [15]. Ценность – это приобретенное и усвоенное из опыта обобщенное и стабильное понятие о том, что является в жизни желательным.
В системе социально-психологического знания психологическую
сущность ценности наиболее точно определил Г. Олпорт. Он рассматривал ценности как сложную составляющую личности и содержательную сторону ее мотивационных побуждений как некий личностный смысл. Ребенок осознает ценность всякий раз, когда смысл имеет для него
принципиальную важность. Ценность является категорией эмоциональной и
аффективной, но не когнитивной. Многообразие ценностей определяется многообразием деятельности человека, через которую он осваивает мир. М. Рокич выделял два класса ценностей.
1. Терминальные ценности – конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения, к которой стоит стремиться.
2. Инструментальные ценности – убеждения в том, что
какой либо образ действий является предпочтительным в любых ситуациях.
Приоритетными являются терминальные ценности, поскольку они выражают долговременную жизненную перспективу и определяют смысл жизни личности [8]. Д. А. Леонтьев в своих работах приводит следующие виды ценностей. К терминальным ценностям автор относит:
- конкретные жизненные ценности – здоровье, работа, друзья, семейная жизнь);
- абстрактные ценности – познание, развитие, свобода, творчество;
- ценности профессиональной самореализации – интересная работа,
продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь;
-ценности личной жизни – здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, семейная жизнь;
-индивидуальные ценности – здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, материально обеспеченная жизнь.
-ценности межличностных отношений – наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других;
- активные ценности – свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная работа;
- пассивные ценности – красота природы, искусства, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость.
Среди инструментальных ценностей Д.А. Леонтьев выделяет следующие:
- этические ценности – честность, непримиримость к недостаткам, воспитанность, жизнерадостность, чуткость;
-ценности профессиональной самореализации – ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность;
- индивидуальные ценности – высокие запросы, независимость, твердая воля);
-конформистские ценности – исполнительность, самоконтроль, ответственность;
- альтруистические ценности – терпимость, чуткость, широта взглядов;
-ценности самоутверждения – независимость, непримиримость, смелость, твердая воля;
- ценности принятия других – терпимость, чуткость, широта взглядов;
-интеллектуальные ценности – образованность, рационализм, самоконтроль;
- ценности непосредственно-эмоционального мироощущения, жизнерадостность, честность, чуткость. По мнению Д.А. Леонтьева, система ценностных ориентаций личности складывается из индивидуальных ценностей и общечеловеческих.
Если в случае рассмотрения каждой из имеющихся у индивида групп ценностей в содержании различных средств художественной литературы, частности, народных сказок, можно говорить о том, что в сказках присутствует практически всё, из перечисленного [19]. В сказках описывается быт и существование людей с незапамятных времён. На основе человеческих потребностей и социальных отношений и возникают все интересы людей, которые непосредственно обусловливают заинтересованность человека, в чем либо. Каждый человек живет в своей определенной системе ценностей, предметы и явления которой призваны удовлетворить его потребности. Проблема исследования ценностных
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабанский, Ю. К. Педагогика [Текст] / Ю. К. Бабанский - М.,
2011. – 330 с.
2. Бибко, Н. С. Изучение сказок, помещенных в разделе «Устное
народное творчество» [Текст] / Н. С. Бибко // Начальная школа No 5. – 2007. – С.39-42.
3. Бибко, Н. С. Работа над выразительностью речи и чтения при
формировании умения читать сказки [Текст] / Н. С. Бибко // Начальная
школа - 1991. - No 12. - С. 20-26.
4. Борзиева, З. М. Нравственное воспитание дошкольников / З. М. Борзиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 312-314. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54861/ (дата обращения: 14.03.2022).
5. Божович, Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей
[Текст] / Л. И. Божович // Вопросы психологии. - 2007. - No 2. - С. 15-18.
6. Выготский, Л. С. Психология искусства. [Текст] /Л.С. Выготский
- М. , 2003. – 348 с.
7. Григорович, Л. А., Марцинковская, Т. Д.. Педагогика и
психология: Учеб. пособие. [Текст] / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская
- М. : Гардарики,2003. - 480 с.
8. Евсикова, Н. Г. Народные сказки как средство воспитания нравственных качеств дошкольников / Н. Г. Евсикова, Л. Н. Муссугалиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 78-85. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56819/ (дата обращения: 14.03.2022).
9. Запорожец, А. В. Психология восприятия ребенком-
дошкольником литературного произведения // Избранные психологические
труды [Текст] / А. В. Запорожец - М. : Просвещение, 2011. - 66 с.
10. Званцова, М. Е., Носова, Т. Д. Русь святая, православная,
богатырская (Народное творчество в детском саду): Учебно - методическое
пособие [Текст] / М. Е. Званцова, Т. Д. Носова – Благовещенск : Изд-во
БГПУ, 2012. – 126 с.
11. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников. [Текст]
/ А. Д. Кошелева - М. : Аркти, 2003. - 156 с.
12. Кузнецова, Л. В., Панфилова, М. А. Формирование
нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения [Текст] /
Под ред. Л. В. Кузнецовой, М. А. Панфиловой - М. : Сфера, 2012. - 120 с.
13. Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры:
пособие для практических работников дошкольных учреждений [Текст] / В.
М. Минаева - М. : АРКТИ, 2002. - 165 с.
14. Нечаева, В. Г., Маркова, Т. А., Жуковская Р. И. Нравственное
воспитание в детском саду [Текст] / Под ред. В. Г. Нечаевой и Т. А.
Марковой. - 2-е изд., испр. и доп. - М : Просвещение, 2002. - 256 с.
15. Пахомова, О. Н. Добрые сказки. Этика для малышей [Текст] / О.
Н. Пахомова - М. : Прометей, 2003. - 85 с.
16. Петрова, Г. М. О достижении воспитательных целей чтения
[Текст] / Г. М. Петрова // Начальная школа. - 2000. - No 3. - С. 16-21.
17. Пропп, В. Я. Мифология сказки. Исторические корни волшебной
сказки (Собрание трудов В. Я. Проппа) [Текст] / В. Я. Пропп - М. , 2000. –
204 с.
18. Пропп, В. Я. Русская сказка (Собрание трудов В. Я. Проппа)
[Текст] / В. Я. Пропп - М. , 2000. – 196 с.
19. Соловейчик, С. Л. Нравственное воспитание дошкольников
[Текст] / С. Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - No 4. - С.14-16.
20. Стрелкова, Л. П. Влияние художественной литературы на эмоции
ребенка [Текст] / Л. П. Стрелкова // Эмоциональное развитие дошкольника /
Под ред. А. Д. Кошелевой. - М. , 2005. - С.95.
21. Сушкова, И. В. О процессе нравственного воспитания
дошкольников [Текст] / И. В. Сушкова // Вестник высшей школы. - 2006. - No
6. - С.21-25.
22. Усачёва, И. Волшебные карты, или Джанни Родари учит
сочинять сказку [Текст] / И. Усачева // Семья и школа. - 2011. - No 4. - С.21 -
23.
23. Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой [Текст] / Л. Б. Фесюкова -
Харьков, 2006. – 286 с.
24. Фокина, С. Д. Начало нравственности [Текст] / С. Д. Фокина //
Начальная школа. - 2012. - No 6. - С.3-4.
25. Франц фон, М. Л. Психология сказки. Толкование волшебных
сказок [Текст] / М. Л. Франц фон - СПб. , 2008. – 234 с.
26. Шорохова, О. А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по
развитию связной речи дошкольников [Текст] / О. А. Шорохова - М. : ТЦ
Сфера, 2006. - 208 с.
27. Эльконин, Б. Д. Знаковое опосредствование, волшебная сказка и
субъектность действия [Текст] / Б. Д. Эльконин // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14,
Психология. 2003. – 100 с.
28. Яновская, М. Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера
личности [Текст] / М. Г. Яновская // Классный руководитель - 2013. - No 4 -
с.24-29.