Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Проблема контроля в физической культуре является очень важной и значимой, ведь эффективность любой тренировки должна быть оценена максимально корректно и качественно. Контроль за физической подготовленностью включает измерение уровня силы, скорости, скоростно-силовых качеств, выносливости, спортивной работоспособности, ловкости и гибкости.
Как известно, в современных условиях используют три варианта тестирования: комплексная оценка физической подготовленности; оценка уровня развития какого-либо качества, например, скорости или силы; оценка уровня обнаружения одной из форм качества, например: скоростной выносливости.
Создавая условия для объективной оценки состояния спортсмена в процессе этапного, текущего и оперативного контроля, при выборе показателей следует учитывать возраст спортсменов; пол; квалификацию; направленность тренировочного процесса (наиболее информативными в процессе контроля есть показатели, которые соответствуют специфике тренировочных нагрузок, применяемых на данном этапе подготовки, целям и задачам конкретного вида контроля).
Основными требованиями, предъявляемым к показателям, ис-пользующие в контроле, является информативность и надежность. Информативность свидетельствует, насколько точно показатель отвечает ведает оцененной качества или свойства. Надежность показателей определяется соответствием результатов их применения действительным изменениям на уровне того или иного качества (свойства) у спортсмена в условиях каждого из видов контроля, а также стабильностью результатов, которые получают во время многократного использования¬ показателей в одних и тех же условиях.
Тесты для контроля за обучением и воспитанием спортсменов должны отвечать следующим методическим требованиям: быть доступными и интересными; быть удобными для практического использования; быть хорошо усвоены; обеспечивать сравнительно быстрое решение задачи по исследованию той или иной способности; иметь устойчивые результаты; иметь систему оценки для сопоставления с индивидуальными показателями.
Как видим, данная проблема является комплексной и поэтому необходимо рассматривать ее также комплексно, что и обуславливает актуальность исследования.
Цель исследования: рассмотреть различные измерительные комплексы, тестовые упражнения и специальные движения.
Объект исследования: методика определения физических качеств;
Предмет исследования: различные измерительные комплексы, тестовые упражнения и специальные движения.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть концепцию пяти физических качеств;
2. Описать проблемы и методы определения физических качеств;
3. Систематизировать аппаратно-техническое обеспечение, тестовые упражнения и движения.
1. Концепция пяти физических качеств
В процессе роста и развития человеческий организм приобретает способность не только увеличивать ростово-весовые показатели, но и совершенствовать функции отдельных органов и систем (костный аппарат, мышечная система, внутренние органы). Это совершенствование проявляется, в частности, в увеличении амплитуд и координации движений, усилий (костный аппарат и мышечная система), в увеличении объемов (сердечно-сосудистая система) и т. Все те проявления жизнедеятельности организма, которые проявляются в перемещении тела в пространстве, в разных направлениях благодаря деятельности костно-мышечного аппарата, нервной системы и систем, которые обеспечивают энергетику этой работы (дыхание, кровообращение) называются ручными действиями.
Скорость под скоростью понимают комплекс функциональных качеств человека, которые определяют скоростные характеристики движений, а также двигательные реакции (время от получения сигнала до начала движения).Качество, называемое скоростью, имеет важное профессионально-прикладное значение для студентов, потому что в основном современные профессии требуют выполнения сложно-координационных движений за короткий промежуток времени, кроме того, чтобы составить нормы для зачета по общей физической подготовке, нужны обороты скорости (бег 100м, плавание).
Скорость-многокомпонентное физическое качество. Она состоит из частоты движений, скорости единичного сокращения мышечных групп и времени. Все эти компоненты по снижаются с возрастом, гиподинамией, детренированностью, значительно влияют на состояние здоровья, трудовые навыки, работоспособность, трудовую производительность. Поэтому так важно иметь высокий уровень развития скорости и поддерживать этот уровень с помощью специальной тренировки.
Сила. Силу человека определяют как способность мышечной системы преодолевать более сильное сопротивление или противодействовать его развитию. В первом случае сила направлена против, а во втором – за ходом движения.
Сила проявляется во время работы мышц, в основном, в трех режимах:
1) статическом или изометрическом, когда длина мышечных волокон во время нагрузки не изменяется;
2) преодолевающем или мометрическом, сопровождающемся уменьшением длины мышечных волокон;
3) уступчивом или паллиометрическом, во время которого мышечные волокна удлиняются.
Два последних режима сочетаются понятием "динамический режим". Именно этот режим является самым эффективным для развития силовых и скоростно-силовых качеств при подготовке студентов к сдаче зачета по общей физической подготовке. В свою очередь силовые и скоростно-силовые качества имеют важное профессионально-прикладное значение, так как в процессе усвоения специальности приходится выполнять различные движения (в основном руками), часто с усилием,максимальной скоростью и за короткие промежутки времени.
Выносливость различают общую выносливость и специальную.Общая выносливость рассматривается как способность выполнять длительную работу умеренной интенсивности с достаточным обеспечением организма кислородом с обязательным функционированием всего мышечного аппарата.
Способность долго выполнять интенсивную мышечную деятельность в условиях недостаточного обеспечения организма кислородом (в долг) в отдельных видах спорта называют специальной выносливостью. Но нельзя думать, что организм недостаточно тренированного человека не может выполнять близкую мышечную работу «взаймы» и не имеет специальной выносливости
.Например, бег в быстром темпе отрезка 250 – 300 м требует значительной деятельности, длящейся 60-70 С. Эта работа также выполняется при условии недостаточного снабжения организма кислородом и довольно часто встречается в повседневной жизни, быту, производстве, отдыхе.
Если употреблении проявления специальной выносливости не постоянны, то общеизвестность считается на сегодня основным базисом, обеспечивающим нормальное функционирование организма в экстремальных условиях его деятельности (бытовые, трудовые, спортивные). Многие ученые (М. М. Амосов, В. М. Поэтому так важно постоянно тренировать общую выносливость, поддерживать ее на должном уровне не только для составления зачета, она также нужна для нормальной жизнедеятельности человека.
Гибкость. Под гибкостью понимают морфо-функциональные свойства опорно-двигательного аппарата, которые определяют степень подвижности его звеньев. Это важное, с точки зрения оценки здоровья, двигательное качество, потому что лица, которые обладают хорошо развитой гибкостью, легче усваивают новые двигательные навыки, имеют высокую подвижность в суставах, а значит способны выполнять дифференцированные движения, способны меньше уставать и тому подобное.
Ловкость-это комплексное качество, зависящее от способности человека выполнять сложно координационные действия за короткие промежутки времени с достаточной точностью движений. Для оператора производства ловкость (в частности движение) сводно малоподвижным туловищем является одной из важнейших профессиональных функций.
Именно эти проявления ловкости необходимы в трудовых процессах (робота пульта управления, работа на станках, с инструментом).Уровень ловкости зависит от функционального состояния анализаторов(в том числе двигательного), точного ощущения, восприятия собственных движений, пластичности нервной системы, скорости и точности сложных двигательных реакций.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Афанасьев В. В., Муравьев А. В. и др. Спортивная метрология : учеб. пособие. Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2009. 242 с.
2. Боген М.М. Физическое совершенство как основное понятие теории физической культуры //-1997.г. С 18-21
3. Бочаров М. И. Спортивная метрология : учеб. пособие. Ухта : УГТУ, 2012. 156 с.
4. Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М. : Физкультура и спорт, 1988. 331 с.
5. Виленский.М.Я. Личность студента в гуманитарном образовательно развивающем пространстве физической культуры//-2003 г. С 11-17
6. Годик М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. М. : ФиС, 1980. 136 с.
7. Годик М. А. Спортивная метрология : учебник для ин-тов физич. культуры. М. : Физкультура и спорт, 1988. 192 с.
8. Губа.В.П. Измерения и вычеелемя в спортивно–педогогической практике.//2000.г. 85 с.
9. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте//-2001.год. 264 с.
10. Зациорский В. М. Основы спортивной метрологии. М. : Физкультура и спорт, 1982. 254 с.
11. Инновационные технологии в подготовке высококвалифицированных спортсменов в условиях училищ олимпийского резерва: материалы XI Всероссийской научно-практической конференции; 25 марта 2021 года; г. Смоленск.
12. Лубышива.Л.А. Совершенствование системы физического воспитания оздоровления детей и учащейся молодежив условиях различных климатографических зон.//2000.г.С 8-11
13. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников : пособие для учителя. М. : АСТ, 1998. 272 с.
14. Лях.В.И. Координационные способности диагностика развитие.//2006.г. 290.с
15. Матвеев.Л.П. Терия и методика физической культуры. Формированные двигательно-координационных способностей у школьников 9-10 лет в процессе внеклассных занятиях с игровой направленностию.//2002 г. 163 с
16. Международная система единиц / под ред. Г. Д. Бурдуна. М. : Высш. школа, 1964. 274 с.
17. Мухаметов А.М. , Перспективы развития физической подготовки и общественного спорта в сообществе//POLISH SCIENCE JOURNAL. / ISBN 978-83-9494-03-4-8/ 387 ст/. 2021 год
18. Мухаметов М.М. Научно-методические основы нормирования нагрузок в физическом воспитание и массовом спортивно- оздоровительном обучении, 2022. 7. 2181-1385. 10.24412/2181-1385-2022-1-1104-1110.
19. Начинская С. В. Спортивная метрология : учебник для студ. высш. проф. образования. М. : Академия, 2011. 240 с.
20. Общая теория спорта и технология подготовки спортсмена: словарь терминов: Самоучитель / Авт.-сост. И.Н. Маслова. – Воронеж: ФГБОУ ВО «ВГИФК», 2021. – 47 с.
21. Приходько.В.В. Педогогические основы физкультурного образования студентов.//1992.г. С 22-232-233
22. Спортивная метрология : учебник для ин-тов физич. культуры / под ред. В. М. Зациорского. М. : Физкультура и спорт, 1982. 256 с.
23. Теоретические и методологические аспекты подготовки специалистов для сферы физической культуры, спорта и туризма: сборник материалов I-й Международной научно-практической конференции (20-21 октября 2021 года). - Том 1 / под общей ред. Горбачевой В.В., Борисенко Е.Г. – Волгоград: ФГБОУ ВО «ВГАФК», 2021 – 432 с.
24. Трифонова, Н. Н. Спортивная метрология : [учеб. пособие] / Н. Н. Трифонова, И. В. Еркомайшвили ; [науч. ред. Г. И. Семенова] ; М-во образова¬ния и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. — 112 с.
25. Федоров.А.И, Береглазов.В.Н. Комплексный педагогический контроль как основа управления тренировочным процессом.//2001-г. С 29-37
26. Шилько.В.Г. Физическое воспитание студентов на основе личностно -ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности.//2003-год. С 57-104
27. Baranowski T. validity and realibitymof self–report of physical activity an information processing perspectiviy// Research quarterly 1998. 314-327.
28. Bloc, M.E. An alternative to least restrictive environments a continuum of supports to regulate physical education.//1992. p 97-103.