Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования определяется важной ролью правопорядка в механизме правовых институтов государства. Без правопорядка невозможно цивилизованное общество, не может существовать закон и право. Каждый способ производства благ материального характера предполагает упрочения общественных связей и социальных отношений, без которого нельзя представить взаимную и целеустремленную производственную и другую социальную деятельность граждан.
Порядок в обществе формируется из волевых отношений граждан, выражающихся в их поведении, действиях в качестве результата их сознательной деятельности. Политическая система (общественные организации, государство) составляет порядок в обществе, активно воздействует на отношения в обществе при помощи формирования социальных норм поведения и обеспечения их практического исполнения и соблюдения.
Правопорядок - это основа стабильной жизнедеятельности всего цивилизованного общества, всех элементов его политической системы. Охватывая своим действием самые важнейшие области человеческого общежития, правопорядок вносит в него определенную гармонию, обеспечивая справедливое разграничение человеческих интересов.
В качестве устойчивого явления жизни в обществе, правопорядок образуется и формируется в условиях цивилизованного общества, которое способно обеспечить настоящее равенство всех граждан перед законом. Когда мы говорим о правопорядке, необходимо подчеркнуть, что правопорядок – это организованность, порядок и устойчивость.
Таким образом, правопорядок определяет степень упорядоченности отношений в обществе, выступает в качестве антипода анархии, неорганизованности и хаоса. Правопорядок – это состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение закона и иных правовых норм, одна из составных частей общественного порядка.
Преобразования перевернули привычные человеческие представления, подвели к существенному пересмотру механизма взаимоотношений во время производства, а также распределения благ в материальной сфере, культурных и духовных ценностей.
В условиях столь существенных перемен общественный кризис стал неминуемым. Резко снизились темпы развития экономки, оказались разбалансированными большинство процессов управленческого характера, понизился жизненный уровень населения. Центробежные процессы начали угрожать территориальной целостности Российского государства. В данных условиях важным направлением политики государства становится обеспечение необходимого уровня правопорядка.
Проблема обеспечения необходимого уровня правопорядка, как показывает практика, обладает комплексным характером. Все это предполагает необходимость согласования усилий разных институтов государственной власти и органов местного самоуправления, граждан и общественных организаций.
Актуальность данной работы также заключается в том, что знание взаимодействия правопорядка и законности позволит более глубже проникнуть в нормативные основы практического функционирования гражданского общества.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с правопорядком в современной России.
Предмет исследования – особенности правопорядка в современной России.
Цель данной работы – комплексное исследование правопорядка: понятия и принципов, соотношение правопорядка и общественного порядка; изучение роли МЧС в обеспечении правопорядка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить понятие, структуру и механизм правопорядка, гарантии правопорядка;
2) рассмотреть принципы и функции правопорядка, провести соотношение правового и общественного порядка;
3) исследовать состояние правопорядка в России и задачи по их укреплению;
4) изучить актуальные вопросы обеспечения правопорядка органами государственной власти субъектов РФ;
5) рассмотреть роль МЧС в обеспечении правопорядка.
Методологическую основу составляют общенаучные и частные научные методы: анализ, синтез, системный подход, метод определения и деления понятий, грамматический, исторический и сравнительно-правовой.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников.
Глава 1.Общая характеристика правопорядка
1.1.Понятие, структура и механизм правопорядка. Гарантии правопорядка
Правопорядком признается механизм общественных отношений, определяемый вследствие точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права.
При существовании стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, возникает согласованность в действиях органов законодательной, исполнительной и судебной властей, активно осуществляется деятельность различных частных и общественных организаций, действительно гарантируется свободное развитие человека, максимально полно удовлетворяются его потребности в материальной и духовной сфере.
В формировании правопорядка участвуют все элементы системы правового регулирования общественных отношений. Их причинно-следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и влечет за собой, в конечном счете, установление правопорядка в государстве.
Нормы права являются правовой предпосылкой формирования правопорядка, первым элементом системы правового регулирования, моделирующего «идеальный» правопорядок.
Правоотношение – это система правового регулирования, призванная обеспечивать переход от идеального правопорядка, подразумеваемого законодателем, к формированию возможного или должного поведения участников общественных отношений, установленный правовыми нормами. На этой стадии в механизм правового регулирования входит законность, предназначенная гарантировать возможное и должное поведение субъектов правоотношений.
Акты реализации системы прав и обязанностей являются последней предпосылкой формирования правопорядка. В состоянии законного режима комплекс прав и обязанностей участников правоотношений в действительности выражаются в их поведении, достигают своей цели, соответственно, переходят в такую систему общественных отношений, которая и формирует правопорядок.
Содержание правопорядка составляет правомерное (правовое) поведение субъектов, то есть поведение, регламентированное нормами права и достигшее целей правового регулирования.
Механизм правопорядка – это одновременное единство и разделение регламентированной правом системы общественных отношений в соответствии с особенностями их отраслевого содержания.
Отличительная особенность правопорядка как специфической системы общественных отношений выражается в том, что формируется он только на основе правовых норм и по этой причине охраняется государством. Поэтому правопорядком охватываются далеко не все правовые отношения, имеющие место в обществе.
Определенная часть жизни общества не нуждается в нормативном регулировании. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных объединений и других неправомерных нормативных регуляторов. С этой позиции правопорядок является лишь системным компонентом общей системы общественных отношений, формируемых под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка.
Общественный порядок признается системой общественных отношений, формирующейся в результате практической реализации социальных норм: моральных, юридических норм, норм общественных объединений, ритуалов, традиций, а также норм неправовых обычаев.
В правовом государстве все системные элементы общественного правопорядка взаимодействуют друг с другом и непосредственно находятся под его защитой. Между тем, только правопорядок охраняется специальными государственно-правовыми мерами. Иные элементы общественного порядка подлежат обеспечению собственными средствами влияния: моральными, общественными, естественными привычками и навыками, традициями.
Гарантии правопорядка. В рамках правового государства имеется целый механизм гарантий правопорядка. Под гарантиями правопорядка следует понимать условия жизни общества и специальные меры, которые принимаются государством, обеспечивают прочный режим законности и стабильный характер общественного правопорядка.
Принято выделять политические, нравственные, материальные и правовые гарантии правопорядка.
К материальным гарантиям следует отнести экономическую систему общества, в рамках которой формируются эквивалентные отношения между потребителями и производителями благ материального мира. При рыночных товарных правоотношениях эквивалентного характера образуется реальная материальная база для стабильного функционирования гражданского общества.
Политическими гарантиями правопорядка и законности признаются все компоненты политической системы общества, поддерживающие и воспроизводящие жизнь общества на основании правовых законов, определяющих объективные закономерности развития общества.
Государство, а также его органы, различные общественные организации и частные объединения, коллективы труда, т.е. все элементы политической системы общества современного периода, в интересах собственного жизнеобеспечения постоянно поддерживают обязательный режим законности и стабильный характер правового порядка. Политические организации либо некоторые политические деятели, противопоставляющие себя порядку, регламентированному законодательством, лишаются защиты с государственной стороны.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Указ Президента РФ от 11.12.2010 N 1535 (ред. от 26.06.2013) О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка // Российская газета от 13 декабря 2010 года №281
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 01.02.1996 N 3-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Устава - Основного Закона Читинской области" // Документ официально опубликован не был, СПС Консультант Плюс
Научная и учебная литература:
1. Антонов М. В. Теория государства и права: учебник и практикум для бакалавриата / М. В. Антонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 497 с.
2. Артемов В.М. Правопорядок в современном российском обществе: концептуальные обоснования и инновации / В.М. Артемов. - М., 2017. - С. 82-85.
3. Безруков А. В. Конституционно-правовые аспекты осуществления законодательной власти по обеспечению правопорядка в России : монография. М., - 2016.- 191 с.
4. Демидов А. В. Законность и правопорядок как теоретико-правовые категории // Журнал «Новая наука: теоретический и практический взгляд». - № 3. – 2018. – С. 213-215
5. Евдокимова В. Б. О становлении конституционной законности и единства правового пространства в Российской Федерации // Право и образование. 2018. № 5. С. 48-56.
6. Илло Д.А. Место и роль МЧС России в механизме современного Российского государства // Журнал «Инновации. Наука. Образование». - 2021. - № 27. - С. 258-263.
7. Казакова П.А. Законность и правопорядок // Журнал «Аллея науки». - 2019.- Т. 1. - № 4 (31). - С. 546-548.
8. Ковалёв П.В. Право и законность как основа правопорядка // Журнал «Студенческий вестник». - 2020. - № 1-2 (99). - С. 49-52.
9. Коновалов В.А. Правопорядок: административно-правовые основы формирования // Журнал «Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии». -2019. - № 41. - С. 9-12.
10. Лыкова К.Н. Роль и задачи МЧС России в современном обществе // Журнал «Ростовский научный вестник». -2021. - № 10. - С. 83-86.
11. Працко Г. С. Право и законность как основа правопорядка // Журнал «Философия права». – 2018. – С. 165
12. Протасов В. Н. Теория государства и права : учеб. пособие для вузов / В. Н. Протасов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 192 с.
13. Свинин Е. В. Правопорядок как воплощение идей законности и необходимости // Журнал российского права. – 2017. – С. 25
14. Ступаченко Е. В. Состав участников постоянно действующих координационных совещаний по обеспечению правопорядка в субъектах РФ // Журнал «Законность». -2018. -№ 7. -С. 43-47.
15. Султанова Р. М. Актуальные вопросы обеспечения правопорядка органами государственной власти субъектов РФ // Журнал «Человек: преступление и наказание». – 2019. – С. 68-70
16. Султанова Р. М. Реализация конституционно-правовых полномочий по обеспечению общественной безопасности органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Вестник экономической безопасности. 2018. № 3. С. 48-53.
17. Тюсова Ю. О. Проблемы законности и правопорядка в современной России // Журнал «Законность и правопорядок в современном обществе».-Выпуск № 25 / 2017. – 254c.
18. Хиль И.М. Особенности категории правопорядок и современные проблемы его стабильности // Журнал «Юридический вестник Кубанского государственного университета». - 2019. - № 1. - С. 11-14.
19. Черногор Н. Н., Пашенцев Д. А. Правовой порядок: доктринальные подходы, методы и актуальные направления исследования // Журнал российского права. – 2017. – С. 53-55
20. Юнусов А. А. Правопорядок, общественный порядок и права человека // Журнал «Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право».-Выпуск № 4 (76) / 2017. – С. 102-103