Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время, исходя из целого ряда причин, отмечается тенденция увеличения числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей крайне неоднородна, их общей основной особенностью является нарушение или задержка в развитии. В условиях модернизации российского образовательного процесса особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания и образования детей с ОВЗ.
На сегодняшний день существует серьезная проблема обучения детей с ОВЗ, которые испытывают значительные трудности в двигательной и коммуникативной деятельности, из-за имеющихся особенностей развития, а также соматических заболеваний.
В процессе физического воспитания происходит передача знаний о движениях, осуществляется знакомство детей с наиболее рациональными способами выполнения движений, положительно влияющих на работу органов и систем, которые позволяют решать двигательные задачи с меньшими затратами сил.
Двигательная активность является важным условием развития детей. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей ребенка, являясь условием его нормального формирования и развития. К сожалению, у детей с ОВЗ наблюдаются трудности с ловкостью и равновесием. Поэтому занятия по физической культуре должны быть направлены на развитие основных двигательных навыков, к которым и относится гибкость.
В методике физического развития детей дошкольного возраста особое внимание заслуживают игры. Одним из таких средств являются подвижные игры.
Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение. Стимулируя у ребенка интерес к игре, увлекая его игровой деятельностью, педагог замечает и выделяет существенные факторы в развитии и поведении детей. Необходимо определить (подчас по отдельным штрихам) реальные изменения в знаниях, умениях и навыках. Важно помочь ребенку закрепить положительные качества и постепенно преодолеть отрицательные.
Методика проведения подвижной игры с дошкольниками включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование физического развития, личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею (А.И. Быкова, М.М. Конторович, Д.В. Хухлаева, Л.И. Михайлова, Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Л.В. Артамонова, Э.Я. Степаненкова, Е. А. Сагайдачная, Т. С. Яковлева, М.А. Рунова и др.).
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью развитию двигательных качеств детей с ОВЗ и потребностью в применении игр на уроках физической культуры.
Цель исследования теоретически обосновать использование подвижных игр как средство развития равновесия и ловкости у детей с ОВЗ.
Объект исследования – ловкость и равновесие у детей с ОВЗ.
Предмет исследования – подвижные игр как средство развития равновесия и ловкости у детей с ОВЗ.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятия «ловкость» и «равновесие»;
2. Описать психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ;
3. Дать характеристику понятия «подвижные игры» и выявить их роль в развитии двигательных качестве;
4. Подобрать комплекс подвижных игр для детей с ОВЗ, направленный на развитие равновесия и ловкости.
Методы исследования: анализ психолого - педагогической литературы, эксперимент.
Практическая значимость работы заключается в том, что подготовленный в работе комплекс подвижных игр по развитию ловкости и равновесия позволит педагогам ДОУ успешно вести работу по развитию ловкости у детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Структура работы состоит из введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1 Теоретические основы развития ловкости равновесия у детей с ОВЗ
1.1 Понятие о «ловкости» и «равновесии»
Ловкость - это сложное качество, характеризующееся хорошей координацией и высокой точностью движений. Ловкость - это способность быстро овладевать сложными движениям быстро и точно перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.
Ловкость, в известной мере, качество врождённое, однако в процессе тренировки её в значительной степени можно совершенствовать. Ловкий человек довольно быстро овладевает новыми движениями и способен к их быстрой перестройке. Зависит ловкость от деятельности анализаторов (прежде всего двигательного), а также от пластичности центральной нервной системы.
Вопрос о том, что же такое психофизическое качество ловкость, является спорным. Так Н.А. Ноткина считает, что психофизическое качество как ловкость выступает, как способность быстро овладевать новыми движениями, быстро и точно преобразовывать личные движения в соответствии с требованиями неожиданно меняющейся обстановки [17].
М.А. Рунова дает такое определение ловкости - качество управления движениями, обеспечивающее точное, быстрое, разумное решение двигательной задачи [18].
Тесно связано с ловкостью чувство равновесия (начиная с простейшего варианта – стояния на месте – и до такого, например, как переход горной речки прыжками с камня на камень) во многом зависит от точно скоординированной работы самых разных мышц – ног, туловища, рук, шеи [1].
Ловкость имеет значение во всех видах спорта, но особую важность приобретает в тех, которые отличаются сложной техникой и непрерывно изменяющимися условиями.
Определение ловкости как физического качества представляет для специалистов значительные трудности. Это связано с тем, что не совсем ясен вопрос, чем может быть измерена ловкость. Основными измерителями ловкости считаются координационная сложность действия, точность выполнения и время выполнения [4].
«Проявление ловкости - это формы управления своими движениями, но в наивысшей форме проявления» [15, c. 3]. Это связано с тем, что координационные способности в значительной мере определены центрально – нервными влияниями, зависят от пластичности корковых нервных процессов, от способности различать темп, амплитуду и направление движения, уровень напряжения и расслабления мышц, особенности окружающей обстановки, и в наименьшей мере зависят от морфологических и биологических воздействий [15].
Различают три степени ловкости. Первая степень характеризуется пространственной точностью и координированностью движений. Вторая – пространственной точностью и координированностью в сжатые сроки. И, наконец, третья, высшая степень ловкости проявляется в точности и координированности движений, осуществляемых в сжатые сроки в переменных условиях [12].
Отсюда естественно предполагать, что измерителем этого высшего проявления ловкости будет то наименьшее время, которое необходимо для нахождения и точного исполнения нужного ответного действия при внезапной смене условий деятельности.
В методической литературе педагоги указывают на то, что развитие уровня ловкости у детей формируется: во–первых, на основе способности осваивать координационно сложные двигательные действия, во-вторых, из развития способности преобразовывать двигательную деятельность в соответствии с требованиями изменяющейся ситуации, в-третьих, в формировании точности восприятия собственных движений в пространстве и времени [17].
А.В. Кенеман в свою очередь выделяет, что ловкость развивается при условии пластичности нервных процессов, способности к ощущению восприятию собственных движений и окружающей обстановки [10].
В.М. Зациорский отмечает в методической литературе несколько измерителей ловкости:
1. Точность выполнения движений, т. е. степень его соответствия пространственным, временным и силовым характеристикам, требованиям двигательной задачи;
2. Координационная сложность задания, определяемая требованиями к согласованности одновременно или последовательно выполняемых движений;
3. Время выполнения движения [8].
Все вышеперечисленные определения характеризуют комплексный характер ловкости, которая правильнее определяется как координационные способности разнообразные и сложные. Свойственно, что среди специалистов нет целостного мнения в том, сколько вообще имеется координационных способностей.
Степень развития ловкости увеличивается в упражнениях с быстрой сменой ситуаций, где необходима правильность, быстрота, точность и скоординированность движений. Для развития уровня ловкости полезны упражнения из гимнастики (без предметов, с предметами, на снарядах), акробатики (прыжки с трамплина, на батуте), упражнения с большими мячами - передачи, перебрасывания, ловля и др. Применяют игры, побуждающие ребят переключаться от одних действий к другим соответственно меняющейся ситуации, и спортивные игры. К развитию уровня ловкости приводит регулярное разучивание с детьми новых упражнений [10]. Обучение увеличивает пластичность нервной системы, совершенствует координацию движений и развивает способность овладевать новыми, наиболее трудными упражнениями. Формированию ловкости у детей содействует выполнение упражнений в изменяющихся ситуациях. Так, в подвижных играх детям приходится постоянно переключаться от одних движений к другим, заблаговременно не определенным; стремительно, без всякой заминки решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих ровесников.
Итак, ловкость определяется как способность овладевать новыми движениями, с одной стороны, и как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с условиями изменяющейся обстановки – с другой.
Равновесие – это способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры.
1.2 Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь [6]. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «исключительные дети». В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ.
- У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.
- У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Антропова, Е. В. Основные виды и функции двигательной активности / Е.В. Антропова // Наука ЮУрГУ. Секции социально- гуманитарных наук: материалы 67-й науч. конф./отв. за вып. СД Ваулин; Юж.-Урал. гос. ун-т.-Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. - 2108 с.
2. Былеева, Л.В. Подвижные игры : учебник/Л.В. Былеева. – М.: Физическая культура. -2008.-288 с.
3. Безруких, М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) : учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений / М_М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер-М. : Академия, 2012. - 416 с.
4. Бутин, И. М. Развитие физических способностей детей / И. М. Бутин. - Москва: ВЛАДОС- ПРЕСС, 2002. - 80 с.
5. Былеева, Л. В. Подвижные игры: учебник / Л. В. Былеева. – Москва: Физическая культура. -2008.-288 с.
6. Ефимова, Е. А. О месте подвижных игр в жизни современных детей / Е. А. Ефимова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. – №. 11 (42) Часть 4. – С. 108-113.
7. Закрепина, А. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья / А. Закрепина //Дошкольное воспитание. 2009. - № 4. - С. 94-101.
8. Зациорский, В.М. Исследование взаимосвязи между физическими качествами. Теория и практика физ. культуры / В.М. Зациорский, Н.Г. Кулик, Ю.И. Смирнов. -М. - 1969. - с. 28-33
9. Желудкова, А.В. Социальная адаптация детей с ОВЗ средствами физического воспитания/ А.В. Желудкова, Г.О. Безина // материалы Всероссийской научно-практической конференции (Волгоград, 18-20 октября 2012). – Волгоград: ФГБОУ ВПО ≪ВГАФК≫, 2012. – С. 71-74.
10. Казакова, О. А. Особенности развития двигательной активности у детей-шестилеток / О.А. Казакова / Интернет-журнал Науковедение. – 2015. – Т. 7. – №. 3 (28).-С. 71-74.
11. Капустин, А.Г. Развитие физических качеств средствами игровой деятельности / А. Г. Капустин // Физическая культура в школе. - 2016. - №: 1. - с. 15-19.
12. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. - М., 1978. - 272 с.
13. Лепешкин, В. А. Подвижные игры для детей: пособие для учителя физкультуры / В. А. Лепешкин. – Москва: Школьная Пресса, 2004. – 64 с.
14. Луткова, Я.З. Подвижные игры как средство решения педагогических задач в различных звеньях физического воспитания : учебно- метод. пособие / M.B. Луткова, Л.Н. Минина. — СПб. : СПбТАФКим. ПФ. Лесгафта, 2003. - 83 е.
15. Лях, В.И. Двигательные способности. Общая характеристика и основы теории методики их развития в практике физического воспитания / В. И. Лях // Физическая культура в школе. – 2006. – № 2. – С. 2 – 6.
16. Мастюкова, Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития / Е.М. Мастюкова // Дефектология.–1987. - № 5. С. 3-9.
17. Ноткина, Н.А. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.А. Бойнович. – М.: Детство-Пресс, 2014.
18. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду / М.А. Рунова. - М., 2000. – с. 256.
19. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов / А.А. Осипова. – М.: ТЦ ≪Сфера≫, 2007. – 512 с.
20. Переслени, Л. И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей: психофизиологическое исследование / Л.И. Переслени. - М.: Педагогика, 1984. - 129 с.
21. Тимофеева, Е.А. Физические упражнения и игры для дошкольников / Е.А. Тимофеева. - М., 2004. – с. 80.
22. Утробина, К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5 – 7 лет. Конспекты нетрадиционных занятий и развлечений в спортивном зале : пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре / К.К. Утробина. - М.: издательство Гном и Д, 2003.