Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В системе современного дошкольного образования происходят непрерывные изменения. Усиливается воспитательная и обучающая функции в ДОУ, совершенствуются формы и способы взаимодействия организации и семьи. Очевидно, что от совместной слаженной работы дошкольных организаций и семей, в которых растут дети, зависит очень многое. От качества и системы работы ДОУ с родителями зависит родительская компетентность и рост уровня педагогической культуры родителей.
В связи с этим можно отметить, что основной задачей ДОУ, в том числе, педагогов и психологов является установление продуктивных связей с родителями. Необходимы новые формы работы с родителями, что бы их педагогические знания и компетенции лишь росли и совершенствовались. Задача любой образовательной организации – сформировать творческую и способную личность субъекта. Решение подобных проблем начинается с дошкольного возраста. Наиболее эффективным средством для решения этой проблемы является художественная или изобразительная деятельность детей. можно с уверенностью сказать, что рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия ребёнка, поскольку связано это с самостоятельной, практической и творческой деятельностью. Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей, в связи с чем, можно говорить об актуальности данного исследования.
Объект исследования: процесс взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Предмет исследования: педагогические условия развития художественных способностей у дошкольников при взаимодействии дошкольного учреждения и семьи.
Цель исследования: теоретически обосновать и практическим путём проверить эффективность методических материалов по развитию у дошкольников художественных способностей через взаимодействие детского сада и семьи.
Объект, предмет и цель исследования обусловили выдвижение следующих задач:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы
осуществить анализ понятий «способности» и «художественные способности» и определить его сущностные характеристики при работе с дошкольниками.
2. Обосновать педагогические условия развития у дошкольников художественных способностей через взаимодействие детского сада и семьи.
3. Раскрыть возможности совместной с родителями художественной деятельности в развитии творческих способностей у детей.
4. Провести практическую работу по выявлению результативности разработки методических материалов для педагогов ДОО и родителей по организации работы по развитию у дошкольников художественных способностей.
Гипотеза исследования: взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по развитию художественной деятельности у дошкольников будет более эффективным, если:
-будут применены деятельностный и полихудожественный подходы, обеспечивающие учет индивидуальных возможностей и художественных предпочтений и интересов детей в средствах художественной выразительности, к проявлению инициативности и самостоятельности в совместной с взрослыми художественной деятельности;
- разработаны и реализуются методические материалы для педагогов ДОО и родителей по организации работы по развитию у дошкольников художественных способностей.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: беседа, включённое наблюдение, методы опроса.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы.
Глава 1: Теоретические аспекты изучения путей взаимодействия детского сада и семьи по развитию у дошкольников художественных способностей
1.1. Характеристика понятий «способности» и «художественные способности»
Способности каждого человека – это те его иные свойства или качества, которые делают субъекта пригодным, к выполнению какой либо деятельности. Чаще всего понятие «способность» включает в себя три основных признака:
1. Индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого. Здесь имеют в виду особенности памяти, мышления, восприятия и ощущений.
2. Свойства и качества личности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятель¬ности или многих деятельностей.
3. Индивидуальные особенности субъекта, ко¬торые могут объяснить легкость и быстроту приобретения соответствующих знаний и навыков.
Человек не рождается с заданными способностями. Учёные считают, что врожденными могут быть лишь задатки, которые составляют природную основу развития способностей. Под задатками понимают определённые функциональные особенности организма и особенности строения мозга и нервной системы. К задаткам также относят некоторые врожденные особен¬ности зрительного и слухового анализаторов типологи¬ческие свойства нервной системы, от которых зависит быстрота образования временных нервных связей. От этого зависит проч¬ность, сила сосредоточенного внимания, выносливость нервной системы и умственная работоспособность субъекта. Задатки человека многозначны и могут реа¬лизовываться в различных типах способностей. На их ос¬нове могут выработаться разные способности в зависимо¬сти от того, как будет проходить жизнь человека, чему он учится и к чему испытывает склонность. Задатки в большей или меньшей степени обусловливают своеобразие раз¬вития человека. Никогда нельзя заранее указать точные границы развития тех или иных способностей [11].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Большаков, В.П. Ценности культуры и время (некоторые
проблемы современной теории культуры) [Текст] / В.П. Большаков. -
Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2012. - 112 с.
2. Бочкарева, И.Л. Изобразительное искусство как средство
художественного воспитания личности [Электронный ресурс] / И.Л.
Бочкарева // Проблема человека в свете современных социально-
философских наук (Выпуск 3). URL: http://www.egpu.ru (дата обращения:
16.02.2022).
3. Взаимодействия ДОУ и семьи по художественному воспитанию дошкольников. [Электронный ресурс] /https://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2018/01/14/vzaimodeystviya-dou-i-semi-po (дата обращения:
16.02.2022).
4. Взаимодействие с родителями, как основа развития творческих способностей детей. [Электронный ресурс] /https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00503064_0.html (дата обращения:
16.02.2022).
5. Глебова, Л.С. Художественное творчество ребенка [Текст] / Л.С. Глебова. – М.: Педагогика, 2014. – 75 с.
6. Глебова, С. В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Г. А. Антипова / Воспитатель ДОУ. – ТЦ «Учитель» 2011. – №12. – 88 – 94 с.
7. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и
обучения [Текст]: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под
ред. А.Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб. : Питер, 2013. — 464 с.
8. Дронова Т. Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2005. – 191 с.
9. Евдокимова, Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями. / Н. В. Евдокимова. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144с.
10. Елисеева, Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия / Т. П. Елисеева. – Мн.: Лексис, 2007. – 68с.
11. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского
изобразительного творчества [Текст]: Учебник / Т.Г. Казакова. – М.:
Владос, 2012. – 255 с.
12. Кондратьева, Н.В. Сущность понятия «творческие
способности» [Текст] / Н.В. Кондратьева // Концепт. – 2015. - No 9.- С. 18.
13. Копцева, Т.А. Воспитательный потенциал изобразительного искусства в образовательных учреждениях России [Текст] / Т.А. Копцева. – М. : Альтекс, 2006. – 346 с.
14. Козлова А. В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 112 с.
15. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и
методика руководства изобразительной деятельностью детей [Текст] / В.Б.
Косминская, Н.Б. Халезова. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.
16. Лихачев, Б.Т. Педагогика [Текст]: Курс лекций / Б.Т.
Лихачев. – М. : Владос, 2010. – 367 с.
17. Лихачев, Д.Б. Теория эстетического воспитания
школьников [Текст] / Д.Б. Лихачев. - М. : Педагогика, 2002. - 183 с.
18. Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания,
обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» [Текст] / И.А.
Лыкова. – М. : ИД «Цветной мир», 2011. – 208 с.
19. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Занятия в изостудии. Карапуз-дидактика / И.А. Лыкова.-М., 2009.-175с.
20. Мелик-Пашаев, А.А. Методики исследования и проблемы
диагностики художественно-творческого развития детей [Текст]:
Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ /
А.А. Мелик-Пашаев. – М. : Феникс, 2009. – 272 с.
21. Неменский, Б.М. Мудрость красоты. О проблемах
эстетического воспитания [Текст] : Книга для учителя / Б.М. Неменский –
М. : Просвещение, 2005. – 192 с.
22. Развитие художественно творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и ДОУ. [Электронный ресурс] /https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-hudozhestvennotvorcheskih-sposobnostey-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-vzaimodeystviya-semi-i-dou (дата обращения:
16.02.2022).
23. Сотрудничество с семьей по художественно-эстетическому воспитанию детей. [Электронный ресурс] /https://www.art-talant.org/publikacii/24684-sotrudnichestvo-s-semyey-po-hudoghestvenno-esteticheskomu-vospitaniyu-detey (дата обращения:
16.02.2022).
24. Торшилова, Е.М. Развитие эстетических способностей
детей 3-7 лет: Теория и диагностика [Текст] : Руководство практического
психолога / Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова. Изд. 2-е, перераб., доп. - М. :
Деловая книга, 2001. – 144 с.
25. Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей
дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Флерина. - М.: Учпедгиз, 1956. - 91
с.
26. Фокин, Т.К. Программа художественно-эстетического
развития дошкольников [Текст] / Т.Фокин // Дошкольное воспитание. -
1999. - No 1. -с.35–38.
27. Хаснутдинова, С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями. / С. Р. Хаснутдинова // Воспитатель ДОУ. - 2011. -№11. – 82 – 97 с.
28. Шадриков, В. Д. Способности человека [Текст] / В.Д.
Шадриков. — М. : Издательство «Институт практической психологи РАН»; Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 2014. — 288 с.
29. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения
до семи лет [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М. : Просвещение, 2010. – 348 с.
30. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного
возраста [Текст]: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А. Дубровская, Т.Г.
Казакова, Н.Н. Юрина и др.; Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. –
М.: Академия, 2002. – 256 с.