Фрагмент для ознакомления
2
Одно из основных условий успешного функционирования предприятия заключается в эффективной организации использования производственных запасов, являющихся самой значительной частью оборотного капитала. Инфляция, низкий уровень платежеспособности и другие негативные факторы способствуют изменению политики многих предприятий по отношению к производственным запасам, обосновывают необходимость поиска новых источников пополнения, изучения проблемы эффективности их использования, в связи с чем для большинства отечественных предприятий различные способы рационального использования имеющихся ресурсов средств, одно из которых - определение оптимальной величины производственных запасов, - приобретают все большую значимость.
Актуальность темы данной работы заключается в том, что эффективное управление запасами в цепях поставок - необходимое условие повышения эффективности бизнеса, создания, развития и реализации его конкурентных преимуществ.
Проблемам внутренней логистики и управления запасами посвятили свои работы многие отечественные и зарубежные ученые: Б.А. Аникин, А.М. Гаджинский, В.В. Дыбская, В.В. Лукинский, М. Р. Линдерс, Л.Б. Миротин, Ю.М. Неруш, А.Н. Стерлигова и другие.
Целью работы является – изучить логистический подход к управлению запасами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить запасы в логистике: сущность, классификация, причины создания;
раскрыть процесс управления запасами в звеньях цепей поставок;
представить организационно-экономическую характеристику ООО «Свитарт»;
провести анализ системы управления запасами на предприятии;
предложить мероприятия по эффективному управлению запасами предприятия;
дать оценку экономической эффективности предлагаемых мероприятий.
Объектом исследования является ООО «Свитарт», предметом - управление запасами на предприятии.
Общей теоретической и методической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам управления запасами в цепях поставок. При обработке результатов исследования применялись методы логического, сравнительного, структурного, системного, экономического и статистического анализов.
Информационной базой для проведения анализа являются данные учета хозяйственной деятельности ООО «Свитарт».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Запасы в логистике: сущность, классификация, причины создания
Материально-производственные запасы представляют собой существенную долю оборотных активов организации.
Наиболее общая формулировка понятия запасов представлена в книге «Логистика» А. М. Гаджинского: «Материальные запасы - это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно- технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления». Иными словами, запас – это то, что приготовлено, собрано для дальнейшего потребления.
Товарно-материальные ценности, за счет которых происходит формирование запасов в логистике, группируются в зависимости от этапа бизнес-процесса следующим образом (рис. 1) .
Рисунок 1 - Состав запасов в логистике
В группу «Сырье и материалы» включаются товарно-материальные ценности, поступающие на вход звена цепи поставки.
Отличительная особенность товарно-материальных ценностей группы «Сырье и материалы» заключается в их использовании в производственном процессе и значении исходных составляющих для производственного процесса. Данной группой запасов определяется состав товарно-материальных ценностей, необходимых для формирования материальных потоков в снабжении .
Следующая группа товарно-материальных ценностей является «Незавершенное производство» (semifinished goods), представляющая собой совокупность товарно-материальных ценностей, находящихся в рамках технологических процессов производства готовой продукции. Незавершенное производство имеется на всех производственных предприятиях, так как в любой момент времени определенная часть товарно- материальных ценностей находится либо в процессе, либо между выполнением операций технологической обработки.
Существенной долей незавершенного производства обладают оптовые компании, логистические посредники или операторы, в случае предоставления этими компаниями услуг по грузопереработке, упаковке, затариванию и пр., являющихся для перечисленных организаций производственным процессом. Группой незавершенного производства происходит формирование материальных потоков в производстве.
Третьей группой является «Готовая продукция», состоящая из товарно-материальных ценностей, полностью готовых к реализации. Готовая продукция от незавершенного производства отличается следующими характеристиками (рис. 2) .
Невыполнение одного из представленных условий свидетельствует о том, что товарно-материальные ценности по-прежнему относятся к группе незавершенного производства.
Рисунок 2 - Отличительные особенности готовой продукции
Образованные в процессе производства продукции, добычи или обогащении полезных ископаемых в виде побочных продуктов, очистки и прочих действиях товарно-материальные ценности, которые полностью или частично утратили потребительские качества, формируют группу «Отходы». Как правило, на практике при накоплении отходов их для транспортируют на другие производства, утилизацию, переработку или захоронение.
Как показывает практика, распространенной классификацией запасов также является их группирование по следующим признакам: место нахождения, время и функция запасов (рис.3).
Группирование запасов по месту нахождения производится следующим образом.
Все материальные запасы, имеющиеся в производстве, определяются как совокупные. В их состав входят запасы сырья, материалов, полуфабрикатов, деталей, готовых изделий, а также запасных частей для ремонта средств производства .
Рисунок 3 - Классификация материальных запасов
Совокупные запасы, в свою очередь, разделяются на группы производственных и товарных запасов. Формирование производственных запасов осуществляется в организациях-потребителях, товарные запасы находятся у организаций-изготовителей на складах с готовой продукции, а также в каналах сферы обращения .
1.2 Процесс управления запасами в звеньях цепей поставок
В современных рыночных условиях жесткой конкурентной борьбы четко прослеживается взаимосвязь перспектив устойчивого функционирования и развития предприятий с налаживанием сотрудничества с различными партнерами, в результате чего происходит формирование единых технологических, экономических и организационных условий для создания хозяйственной деятельности всех участников объединения.
Одной из форм организации взаимодействия между фирмами является логистическая цепь, являющаяся особой формой координации и контроля производственного процесса и межпроизводственного взаимодействия, обладающей определенными специфическими характеристиками (рис. 4) . Обеспечение взаимосвязи между экономическими субъектами как звеньями в рамках логистической цепи обусловливает возможное эффективное воздействие определенной группы участников на рынок за счет управления всем производственно-распределительным циклом из единого центра и создает для нее существенные преимущества, к которым относят:
снижение затрат на отдельные логистические операции, выполняющиеся специализированными предприятиями, при одновременном сокращении совокупных логистических затрат в течение полного логистического цикла «Снабжение - Производство - Сбыт»;
повышение степени влияния специализации отдельных участников логистической цепи на виды работ или услуг, являющиеся ключевыми при обеспечении их конкурентных преимуществ и повышении уровня гибкости и надежности функционирования системы;
уменьшение возможности реализации предпринимательского риска для всех участников логистической цепи.
Рисунок 4 - Специфические характеристики логистической цепи
Таким образом, интеграция отдельных участников рынка в согласованную систему обеспечивает возникновение организационно, технологически, экономически и информационно единого потока процессов, обосновывая возможность применения логистического подхода к управлению запасами, основное отличие которого заключается в интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую целостную систему, способную гибко реагировать на изменения внешней среды .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анущенкова, К. А. Финансово-экономический анализ: учебно-практическое пособие / К. А. Анущенкова. - М.: Дашков и К, 2019. - 404 с.
2. Арутюнов, Ю. А. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Ю. А. Арутюнов. - М.: КноРус, 2020. - 308 с.
3. Басова, Н. В. Перспективное финансовое планирование на современном этапе / Н. В. Басова // Аудит и финансовый анализ. - 2021. - № 3. - С. 17-20.
4. Басовский, Л. Е. Экономический анализ: (комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности): учебное пособие для вузов / Л. Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 222 с.
5. Беленький, А. Антикризисные менеджеры / А. Беленький // Управление персоналом. – 2021. - № 17. – С. 18-20.
6. Белов, А. М. Экономика организации (организации): практикум / А. М. Белов. - М.: ИНФРА-М , 2020. - 272 с.
7. Белолипецкий, В. Г. Финансовый менеджмент: учебное пособие для вузов / В. Г. Белолипецкий. - М.: КноРус, 2019. - 448 с.
8. Вахрушина, М.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие для вузов / М. А. Вахрушина. - М.: Вузовский учебник, 2019. - 462 с.
9. Ветрова, Л.Н. Бюджетирование - фундамент стратегии развития организации / Л.Н. Ветрова // Все для бухгалтера. – 2021. - № 5. – С. 12-22.
10. Войтоловский, Н.В. Экономический анализ: основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: учебник / Н. В. Войтоловский. - М.: Высшее образование, 2020. - 514 с.
11. Гаврилова, А. Н. Финансы организаций (предприятий): учебное пособие / А. Н. Гаврилова. - М.: КноРус , 2020. - 564 с.
12. Герасименко, А. Финансовая отчетность для руководителей и начинающих специалистов / А. Герасименко. – М.: Альпина Паблишерз, 2020. – 288 с.
13. Глумаков, В. Н. Стратегический менеджмент: практикум / В. Н. Глумаков. - М.: Вузовский учебник, 2020. - 186 с.
14. Голубев, М. П. Финансовое планирование как инструмент оптимизации развития вертикально-интегрированных холдингов / М. П. Голубев // Финансы. – 2021. - № 11. - С. 65-70
15. Жиделева, В.В. Экономика организации / В.В. Жиделева. – М.: Инфра-М, 2020. — 136 с.
16. Катичев, Ф. В. Экономический анализ / Ф. В. Катичев // Экономический анализ: теория и практика. - 2021. – № 15. - С. 64-69.
17. Князев И. Как наладить управление финансами в условиях кризиса / И. Князев // Финансовый директор. – 2021. - № 2. – С. 12.
18. Ковалев, В. В. Финансовый менеджмент. Теория и практика / В.В. Ковалев. – М.: Проспект, 2020. – 1024 с.
19. Ковалев, В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности / В.В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 432 с.
20. Когденко, В. Г. Экономический анализ: учебное пособие для вузов / В. Г. Когденко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 390 с.
21. Колчина, Н. В. Финансовый менеджмент: учебное пособие для ВУЗов / Н. В. Колчина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 464 с.
22. Колчина, Н.В. Финансы организаций (предприятий): учебник для вузов / Н. В. Колчина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 368 с.
23. Комаров, Н. Н. Финансовое планирование в России и за рубежом / Н. Н. Комаров // Экономика природопользования. - 2021. – № 2. - С. 20-26.
24. Кравченко, Л.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятий общественного питания: учебно-практическое пособие / Л.И. Кравченко. – Мн.: Фуаинформ, 2019. - 288 с.
25. Кузнецова, М. Н. Экономический анализ структуры и уровня запасов / М. Н. Кузнецова // Экономический анализ: теория и практика. - 2021. - № 12. - С. 40-45.
26. Либерман, К. Как расшифровать бухгалтерский баланс? / К. Либерман // Российский бухгалтер. – 2021. - № 4. – С. 12-15.
27. Мощенко, О.В. Контрольно-аналитические аспекты управления материально-производственными запасами на предприятиях / О.В. Мощенко, М.М. Шайлиева, А.Ю. Усанов // Бухгалтер и закон – 2021. - № 1.
28. Официальный сайт «Гарант» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.garant.ru.
29. Официальный сайт «Консультант +» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant.ru.
30. Панов, М. Три координаты бизнеса: незнакомец на вашей фирме / М. Панов // Консультант. – 2021. - № 7. – С. 12 – 18.
31. Парахина, В. Н. Стратегический менеджмент: учебник для вузов / В. Н. Парахина. - М.: КноРус, 2020. - 496 с.
32. Подлазов, М. Оптимизация товарных запасов / М. Подлазов // Консультант. – 2021. - № 1. – С. 6-12.
33. Разгуляев, В. Оборачиваемость товарных запасов / В. Разгуляев // Консультант. – 2021. - № 11. – С. 10-24.
34. Раицкий, К.А. Экономика организации / К.А. Раицкий. – М.: Дашков и К, 2020. - 1012 с.
35. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности организации: учебное пособие / Г.В. Савицкая. – Мн.: Новое знание, 2020. – 704 с.
36. Сергеев, И. В. Оперативное финансовое планирование на предприятии / И. В. Сергеев. - М.: Финансы и статистика, 2019. - 288 с.
37. Филатова, Т. В. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Т.В. Филатова. – М.: Инфра-М, 2020. – 236 с.
38. Шаталов, В. Управление запасами по жизненному циклу товаров / В. Шаталов // Консультант. – 2021. – № 1.