Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Мотив – это универсальная категория в искусстве, изображение, интерпретация и восприятие жизни через создание объектов, которые производят эстетический эффект . В более общем мотив является самой основой произведения искусства с точки зрения его выразительности, интенсивности и осмысленности. Выявление этой основы способствует более полному пониманию произведения.
Одним из важных мотивов в творчестве В.А. Жуковского является мотив пути (дороги). В произведениях данного автора мотив дороги имеет несколько разновидностей, выявление которых способствует более активному проникновению в его творчество.
Для современных школьников анализ мотивов в литературных произведениях является важным компонентом становления мировоззрения. Данная работа развивает в них способность к анализу, мотивирует к изучению литературы. Проведение специальной работы, направленной на ознакомление школьников с разнообразными аспектами творчества Жуковского, развивает их познавательный интерес, а также способствует морально-нравственному воспитанию.
Степень изученности темы. Исследование особенностей мотива дороги в литературных произведениях рассматривались такими авторами, как Е.Ш. Галимова, С.М. Истомина, И.М. Кошелева, Ю.К. Руденко, Е.Ю. Терещенко и др.
Своеобразие баллад В.А. Жуковского рассматривается в работах А.И. Айзиковой, А.Н. Веселовского, В.М. Марковича, С.А. Матяш, С.С. Сакура.
По своему происхождению баллада восходит к устному народному творчеству. И обращение к нему писателей-сентименталистов и романтиков связано с их пробудившимся интересом к национальному характеру, к местному колориту. А обилие народных легенд, поверий, фантастических и чудесных происшествий в балладах соответствовало пристрастию романтиков ко всему иррациональному, неподвластному разуму и логике.
Баллады отражали мировоззрение христианина, озабоченного религиозными и нравственными проблемами, чувствующего за видимыми предметами и явлениями, персонажами и событиями окружающего мира проявление действующих в нем невидимых сил, стоящих над природой и человеком. Это силы добра и зла, божественные и сатанинские, незримо участвующие в судьбах людей. Такой взгляд на жизнь соответствовал романтическому мировоззрению, порвавшему связь с просветительским рационализмом.
Перед русским переводчиком Жуковским стояла задача "перенести" балладный мир западноевропейских писателей в русские нравы, развить русский литературный язык , развить в нем смысловую музыкальность, умение передавать тончайшие явления природного мира и чувства верующей, иррационально мыслящей души . Благодаря ознакомлению с опытом зрелых литератур Западной Европы Жуковский добился в этом значительных успехов. Вот как, например, в балладе "Двенадцать спящих дев" Жуковский изображает воздействие благодатных сил, направляющих душу главного героя на путь добродетели:
И все… но вдруг смутился он,
И в радостном волненье
Затрепетал… знакомый звон
Раздался в отдаленье.
И долго жалобно звенел
Он в бездне поднебесной;
И кто-то, чудилось, летел,
Незримый, но известный;
И взор, исполненный тоской,
Мелькал сквозь покрывало;
И под воздушной пеленой
Печальное вздыхало…
У Жуковского есть три типа баллад – «русские» (он дает такой подзаголовок некоторым балладам; среди них – «Людмила», «Светлана», «Двенадцать спящих дев»; после Жуковского другие отечественные авторы снабдили свои баллады таким же подзаголовком), «античные» («Ахилл», «Кассандра», «Ивиковы журавли», «Жалоба Цереры», «Элевсинский праздник», «Торжество победителей»; древний, мифологический сюжет является приобретением литературной баллады, поскольку народная баллада основана на средневековой легенде) и «средневековой» («Замок Смальгольм, или Иванов вечер», «Баллада о старушке», «Поликратов перстень», «Рыцарь Роллон» и т.д.) .
Все названия баллад условны и связаны с тем, как мотив дороги (пути) развивается в балладе. Подзаголовок «Русская баллада» также подчеркивал переделку средневековой баллады в национальном духе. В «русских балладах» мотив пути сопряжён с расстоянием, которое необходимо преодолеть, чтобы решить определённую проблему. Например, девушка ждет дорогого друга с войны. Мотив дороги и пути, связанный с разлукой влюбленных, чрезвычайно важен, потому что в нем живет народная мораль, которая часто принимает наивно-религиозную форму. Все баллады объединяет гуманное мировоззрение, общее для жанра в целом .
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Айзикова А.И. Пространственно-временные оппозиции в философии, эстетике, поэтике В.А. Жуковского (проблемы эволюции) // Вестн. Томского гос. у-та. Филология. 2014. № 6 (32). С. 87–111.
2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Походаев В. С. -Москва: Искусство, 1986. - С. 445. - 258 с.
3. Веселовский А.Н. В.А. Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения». М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. 512 с.
4. Галимова, Е. Ш. Поэзия пространства: образы моря, реки, болота, тундры и мотив пути в северном тексте русской литературы. Архангельск, 2013. – 288 с.
5. Жуковский В.А. Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. / Под ред. А.С. Янушкевича и др. М.: Языки славянских культур, 2008. Т. 3. Баллады. 452 с.
6. Жуковский В.А. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. / Под ред. А.С. Янушкевича и др. М.: Языки славянских культур, 2009. Т. 4. Стихотворные повести и сказки. 636 с
7. Истомина, С. М. Марина как направление в литературе России и США // Colloquium-journal. 2018. № 13-3 (24). С. 44-47.
8. Кошелева, И. М. Мифология природы в поэзии // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 6 (18). С. 82-84.
9. Маркович В.М. Балладный мир Жуковского и русская фантастическая повесть эпохи романтизма // Жуковский и русская культура. Л.: Наука, 1987. 504 с. С. 138−166.
10. Матяш С.А. Жуковский и русская стиховая культура XVIII — первой половины XIX в. // Жуковский и русская культура. Л.: Наука, 1987. 504 с. С. 80−95.
11. Руденко, Ю. К. Принципы и приёмы художественного смыслообразования // История и культура. 2016. № 14 (14). С. 23-81.
12. Сакура С.С. Жуковский и английские романтики. Дис. канд. филол. наук. Харьков, 2003. 188 с.
13. Терещенко, Е. Ю. Искусство в системе морской культуры // Общество: философия, история, культура. 2016. № 2. С. 108-111.
14. Томашевский, В.Б. Теория литературы. Поэтика. Учеб. пособие — М.: Аспект Пресс, 1996. – 388 с.