Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Обучение начальным навыкам плавания как специализированный педагогический процесс должно основываться на специфических особенностях физического и психического развития ребенка. Наиболее предпочтительный период для начала занятий плаванием считается 7-8 лет. Психофизиологические особенности детей младшей школы как первоначальной ступени образования и развития нельзя считать окончательно сформированными, уместно вести речь о наиболее общих чертах данного возрастного периода. В семилетнем возрасте сглаживаются диспропорции антропометрических показателей, характерные для дошкольников, весоростовые характеристики гармонизируются.
Именно младший школьный возраст является одним из наиболее важных периодов в жизни человека.
В этом возрасте у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности, характера и целеустремленности.
Наряду с физическим ростом органов и тканей происходит совершенствование функциональных систем.
Психические особенности младших школьников связаны с началом дифференциации внутренней сферы личности и внешней среды. Ребенок начинает осознавать и выстраивать взаимоотношения с внешней средой, однако способность к самоконтролю и анализу двигательных действий находится на низком уровне. В процессе освоения движений преобладает не интеллектуальный, а подражательно двигательный компонент.
Важной чертой для реализации задач физического воспитания является высокая возбудимость нервных процессов и слабость внутреннего торможения, что приводит к неустойчивости внимания и быстрой утомляемости. В связи с этим актуален поиск средств физической культуры, обладающих высокой эмоциональностью и сменой ситуационных условий выполнения. Подобными характеристиками обладает игровой метод.
Для обучения детей дошкольного возраста плаванию разработаны и обоснованы различные методы проведения занятий. Исследованием формирования навыка плавания у детей младшего школьного возраста путем включения в программу занятий различных элементов игры занимаются многие исследователи.
Актуальность этой проблемы позволила сформулировать тему нашего исследования.
Цель исследования: выявление эффективности применения игрового метода в группах начального обучения плаванию.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить особенности обучения плаванию детей 7-8 лет;
• Рассмотреть применение игрового метода и влияние игры на процесс обучения плаванию;
• Провести исследование влияния подвижных игр на формирование навыков плавания у младших школьников.
Объект исследования: процесс обучения плаванию.
Предмет: процесс обучения плаванию с использованием игрового метода на этапе начального обучения.
Предполагалось, что применение игрового метода, а именно разнообразных подвижных игр будет способствовать успешному овладению первичных навыков в обучении плаванию детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы тренерами по плаванию для повышения качества работы с группами начального обучения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Обучение плаванию детей 7-8 лет
Плавание является видом спорта, который всесторонне влияет на физическое развитие человека. Особенно высока эффективность занятий плаванием в младшем школьном возрасте, поскольку они способствуют как развитию двигательных способностей школьников, так и лучшему и более быстрому усвоению техники плавания. Доказано, что чем больше заинтересованность и вовлеченность учеников в процесс обучения плаванию, тем больше эффективность самого процесса [16].
Для правильного физического воспитания в процессе плавательной подготовки преподавателю необходимо знать и учитывать возрастные особенности младших школьников.
С 4 лет начинается период первого детства, который заканчивается в 7 лет. В этот период некоторые исследователи отмечают небольшое увеличение скорости роста, называя его «первым ростовым скачком».
Нервной системе принадлежит ведущая роль в процессе жизнедеятельности человека. Анатомическое развитие нервной системы заканчивается в основном в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Сила и уравновешенность нервных процессов относительно невелики, что может при нерациональной спортивной тренировке приводить к быстрой истощаемости клеток коры головного мозга и быстрому утомлению. Большая возбудимость, высокая пластичность и реактивность нервной системы способствует быстрому усвоению двигательных навыков в 5-10 лет [19]. Для детей младшего школьного возраста характерна высокая возбудимость и слабость тормозных процессов. Но, длительное поддержание процесса возбуждения еще невозможно и дети склонны к быстрой утомляемости. При организации занятий обязательно следует строго дозировать нагрузки, так как у детей данного возраста плохо развито ощущение усталости. Они недооценивают изменения внутренней среды организма при утомлении и не могут выразить их словами [9].
Железы внутренней секреции играют важную роль в приспособительных реакциях организма на воздействие различных факторов внешней среды, в том числе и физических нагрузок. У детей младшего школьного возраста отмечается усиление активности гипофиза, шишковидной и щитовидной желез, надпочечников, это находит свое отражение в высокой пластичности организма, в преобладании процессов возбуждения, относительной некоординированной движений [1].
Сердечно-сосудистая система обеспечивает необходимый уровень обмена веществ в организме, доставку к тканям кислорода и питательных веществ, выведение углекислоты и продуктов обмена веществ. В младшем школьном возрасте завершается морфологическое развитие сердца и кровеносных сосудов, становится более совершенной регуляция сердечно-сосудистой системы. Вены у детей дошкольного и младшего школьного возраста относительно тонки и развиты слабее, чем артерии. Также просвет капиллярной сети относительно больше, чем у взрослых. Из этого следует сравнительно низкое давление в этом возрасте [1].
В младшем школьном возрасте у детей наблюдается неравномерный ритм работы сердца. После кратковременного увеличения частоты ударов сердца наступает резкое замедление, которое совпадает с фазой выдоха.
Однако дыхательная аритмия сердца у детей этого возраста является нормальным физиологическим явлением. Скорость движения крови по сосудам у детей больше, чем у взрослых. Обеспечивая интенсивный обмен веществ растущего организма, сердце ребенка выполняет относительно большую работу по сравнению с сердцем взрослого человека. Сердце ребенка обладает большой лабильностью и сравнительно легко справляется с повышенными требованиями и отклонениями от нормальной деятельности.
Перестройка работы сердца происходит быстро, в соответствии с характером деятельности ребенка. Однако во время занятий физическими упражнениями злоупотреблять этим не следует.
Опорно-двигательный аппарат. Кости в организме человека выполняют разнообразные функции. Кости черепа, таза, грудной клетки окружая важнейшие органы сердце, мозг, легкие и многие другие), выполняют защитную роль, сохраняя их от внешнего воздействия. Кости ног, рук и позвоночника выполняют опорные функции. Вместе с мышечной системой скелет составляет опорно-двигательный аппарат, который является основой двигательной деятельности человека. Кости у детей меньше и размером и химическим составом и внутренним строением, чем у взрослого человека. У детей 7-10 лет в костях очень много мелких артерий. Это обеспечивает хороший прилив крови. В костях у ребенка органических веществ несколько больше, чем неорганических, что обеспечивает им эластичность и упругость. Под влиянием разнообразных причин кости детей могут быть повреждены и деформированы. Для формирования правильной и красивой осанки большое значение имеет пропорциональное развитие мышц передней, задней, боковых поверхностей тела.
Мышечная система. Развитие массы и силы мышц у детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста происходит неравномерно. В младшем школьном и дошкольном возрасте мышцы конечностей развиты в меньшей мере, чем мышцы туловища. Мышцы имеют тонкие волокна, содержат много воды и бедны белком и жирами. Все движения человека осуществляются благодаря скелетной мускулатуре.
Мышцы ребенка значительно отличаются от мышц взрослого человека не только своим объемом и величиной силы, но и строением, химическим составом. У детей 7-10 лет рост мышечной массы происходит интенсивнее, чем у дошкольников, заметно возрастает физиологический поперечник мышц, мышцы сгибатели развиваются значительно быстрее, чем мышцы разгибатели, мышцы передней поверхности тела лучше развиваются, чем мышцы спины. Это может быть одной из причин искривления позвоночника в грудной его части появления сутуловатости. В комплексах физических упражнений значительное место должны занимать упражнения для укрепления мышц спины и плечевого пояса. У детей 7-10 лет рост мышц сопровождается усложнением их строения и развитием нервного аппарата. В этом у детей сравнительно хорошо развита скорость, частота движения и способность к точности дифференцировки параметров пространства и времени, что позволяет учащимся легко овладевать координационно сложными навыками и развить скорость движений. Мышечная работа делится на статическую и динамическую. При динамической работе фаза сокращения чередуется с фазой напряжения. При статической же работе мышцы длительное время находятся в состоянии напряжения. Поэтому при статической утомление наступает быстрее, чем при динамической работе.
Можно сделать вывод, что упражнения статического характера во время занятий с младшими школьниками применять нельзя. Под влиянием систематических занятий физическими упражнениями мышечная система детей развивается и крепнет значительно быстрее [8, 40].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безруких, Н.М. Возрастная физиология. Физиология развития ребенка [Текст]/ Н.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер -М.: Издательский центр «Академия», 2002. -С. 258-273.
2. Большакова И.А. «Нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста». - М., «Маленький дельфин», 2002. – 65 с.
3. Булгакова М.Ж. Плавание. Учебное пособие / М.Ж. Булгакова –«Физкультура и спорт», 2001. – 23 с.
4. Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 114 с.
5. Велитченко В. Как научиться плавать / В. Велитченко – Серия «Первый шаг», Терра – спорт, 2000г. – 31 с.
6. Волков И. П., Методика обучения плаванию в условиях глубоководного бассейна [Текст]/ И.П. Волков//Актуальные проблемы физкультурно-спортивного движения: Материалы науч.конференции, посвященной 50-летию БГОИФК (Минск 1-2 декабря 1987).-Минск, 1988.- с166-168.
7. Воронцов И.М. Своеобразие переходного периода у детей 6-7 летнего возраста / И.М. Воронцов, С.Б. Тихвинский – М.: 1991. – 16 - 31 с.
8. Горбунов, В.В. Вода дарит здоровье[Текст]/. М.: Сов. спорт, 1990.-32с.
9. Дубровинская, Н.В. Психофизиология ребенка [Текст] / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких - М.: Владос, 2000. - 144 с.
10. Еремеева Л.Ф. Научите ребёнка плавать. - Детство - Пресс, 2005. – 65 с.
11. Игровой метод в процессе обучения плаванию детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovoy-metod-v-protsesse-obucheniyaplavaniyu-detey-doshkolnogo-vozrasta
12. Использование игрового подхода при формировании навыка плавания у студенческой молодежи / О.Н. Логинов, Т.Е. Симина, Е.Г. Стадник, Н.А. Кушнер // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 2 (156). – С. 130–134.
13. Колмыкова, Л. А. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ / Л. А. Колмыкова. - М. : Детство-Пресс, 2012. - 868 с.
14. Кошанов, А. И. Начальное обучение плаванию[Текст] / А. И. Кошанов.- М.:Чистые пруды, 2006.-32с.
15. Кучукова Д.Д. Раннее плавание и его положительное влияние на организм детей первого года жизни / Д.Д. Кучукова, А.Б. Марусич, О.А. Шапкова // В сборнике: Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики Материалы XIV Международной научно-практической конференции. Ставрополь, 2017. – С. 248–249.
16. Обучение плаванию младших школьников с использованием образовательных видеофильмов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: file:///C:/Users/%D0%A0%D1%83%D1%84%D0%B8%D1%8F/Downloads/obuchenie-plavaniyu-mladshihshkolnikov-s-ispolzovaniem-obrazovatelnyh-videofilmov.pdf
17. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание / [Н. Ж. Булгакова, Н. С. Морозов, О. И. Попов и др.] ; под. ред. Н. Ж. Булгаковой. – М. : Академия, 2005. – 432 с.
18. Ольховская, О.Г. Формирование технико-динамической структуры движений юных пловцов на этапе начальной спортивной специализации / О.Г. Ольховская, О.Е. Понимасов, С.А. Барченко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 10 (176). – С. 257–260.
19. Осипенко, Е.В. Особенности морфофункциональных показателей младших школьников общеобразовательных учреждений [Текст] г. Гомеля / Е.В. Осипенко // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта.- 2011. № 11. С. 117-126.
20. Осокина Т.И., Богина Т.Л., Тимофеева Е.А. «Обучение плаванию в детском саду»; М., Просвещение. 1991
21. Перепелица, Е.Е. Особенности обучения плаванию на глубокой воде [Текст]/ Е.Е. Перепелица//Современные проблемы физич.кул. и спорта: мат-лы 4 науч.конф. молодых ученых Дальнего Востока (24 наяб. 2000)/Дальневост. гос. Акад.физ.кул.- Хабаровск, 2001.-с.43-45.
22. Погребной А.И. Плавание. Теория и методика избранного вида спорта. Учебное пособие / А.И. Погребной - Краснодар: КГУФКСТ, 2008 – 448 с.
23. Подвижные игры как средство решения задач плавательного всеобуча младших школьников / В.Ю. Карпов, А.В. Абросимова, А.В. Гусев, В.И. Шарагин, Л.Ю. Климова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – № 2 (168). – 2019. – С. 188–192.
24. Применение игрового метода и влияние игры на процесс обучения плаванию [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://logopedia.by/?p=2553.
25. Савельева, О.Ю. Игры - средство обучения плаванию.//Физическая культура в школе.-1991. - №6. с 5-12
26. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. [Текст]: Учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб, - М.: Спорт, 2016. – 624 с.
27. Шалаева И.Ю. Организационно-методические особенности проведения занятий по плаванию в группах «Мама и малыш» / И.Ю. Шалаева, И.М. Сазонова, Т.А. Крохина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2016. – № 3. – С. 112-118.