Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. На каждого гражданина Российской Федерации, находящегося на опре¬деленной должности возлагается ряд обязанностей. В случае нарушения регламентированной законодательством России деятельности человек не¬сет ответственность. Лица, проходящие службу, тоже обладают обязанностями и в случае игнори¬рования установленных правил несут административную, дисциплинар¬ную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.
Прохождение службы неизбежно сопряжено с определенны¬ми правовыми ограничениями, обусловленными ее особым характером. В частности, военнослужащие и лица, имеющие специальные звания, ограничиваются в праве на свободу передви¬жения; в реализации права на свободу слова; в праве на труд и праве на объ¬единения, а также на них налагаются иные ограничения, предусмотренные для федеральных государственных служащих. Поэтому военнослужащие и лица, имеющие специальные звания, являются особыми субъектами административной ответственности.
В современных реалиях науки административного права все бо¬лее острой становится проблема привлечения к административной от-ветственности лиц, пребывающих в статусе военнослужащих. Несмот¬ря на их особый правовой статус, который регулируется отдельными нормативно-правовыми актами, данные субъекты все чаще совершают правонарушения, при этом в большинстве случаев они избегают мер при¬влечения к ответственности из-за пробелов, допущенных законодателем.
Вопрос административной ответственности военнослужащих и лиц, имеющих специальные звания, в отече¬ственной науке неоднозначен и является дискуссионным среди специали¬стов в области административного права.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в связи с привлечением к административной ответственности военнослужащих и лиц, имеющих специальные звания.
Предмет исследования – нормы, закрепляющие привлечение к админи-стративной ответственности военнослужащих и лиц, имеющих специальные звания.
Целью курсовой работы является комплексное исследование админи-стративной ответственности военнослужащих и лиц, имеющих специальные звания.
Задачами исследования данной темы являются:
1. Рассмотреть понятие и сущность административной ответственно-сти лиц, имеющих воинские и специальные звания.
2. Исследовать особенности административной ответственности военнослужащих.
3. Проанализировать особенности административной ответственности лиц, имеющих специальные звания.
4. Изучить особенности военнослужащих как субъекта административной ответственности.
5. Рассмотреть проблемные аспекты административной ответственности военнослужащих.
Методы исследования: формально-логический, системный, структурно-функциональный, формально-юридический.
Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации , Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях , положения Федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы прохождения военной службы, административного статуса военнослужащего, в том числе Федеральный закон РФ «О статусе военнослужащего» , Федеральный закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» и другие.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
I. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ВОИНСКИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗВАНИЯ
1.1. Понятие и сущность административной ответственности лиц, имею-щих воинские и специальные звания
В целом административная ответственность военнослужащих преду-смотрена Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (ст. 28), Уста-вом внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации (ст. 28), а также конкретизирована ст. 2.5 КоАП РФ, а также рядом иных статей КоАП РФ.
По мнению Н.В. Савосиной «административная ответственность лиц, имеющих воинские и специальные звания представляет собой особый вид ад-министративной ответственности, который характеризуется применением строго ограниченных специальных мер административного наказания в отношении специального круга субъектов в зависимости от характера и тя-жести совершенного правонарушения» .
Анализ административных правонарушений, включенных законодате-лем в ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ (в данной части ст. 2.5 КоАП РФ законодатель перечисляет административные правонарушения, за которые военнослужа-щие несут административную ответственность на общих основаниях) не дает ответа на вопрос, по какому критерию законодатель разграничил адми-нистративные правонарушения, за которые военнослужащий несет админи-стративную ответственность на общих началах, а в каких - дисциплинар¬ную ответственность.
Необходимо отметить, что дисциплинарную ответственность военно-служащие несут в соответствии с действующим Дисциплинарным Уставом. Основанием для привлечения военнослужащего к дисциплинарно ответст-венности является совершение военнослужащим дисциплинарного про-ступка. Несовершенство Дисциплинарного Устава, его несоответствие КоАП РФ привело к тому, что фактически военнослужащие, совершившие административное правонарушение, которое не входит в перечень, преду-смотренный ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, привлекаются к наименее строгому виду юридической ответственности - дисциплинарной. Таким образом, соверше-ние военнослужащим административного правонарушения не во всех слу-чаях влечет за собой привлечение его к административной ответст¬венности. Наиболее объективным критерием разграничения админи¬стративной ответственности и дисциплинарной ответственности во¬еннослужащих представляется проводить по критерию исполнения военной службы.
В настоящее время нет единого мнения и об определении администра-тивной ответственности. Наиболее полным, на наш взгляд, является опре-деление А.С. Лопатина, согласно которому «административная ответствен-ность военнослужащих - это одна из форм юридической ответственности, характеризующаяся особым порядком реализации, обусловленной специфи-кой военной службы, и наступающая за правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, один из важнейших правовых институтов, служащий целям вос-питания и наказания военнослужащих - правонарушителей, восстановле¬нию правопорядка и предупреждению новых правонарушений» . Что касается объема административной ответственности военнослужащих, то и здесь, данный объем значительно сужен, поскольку к военнослужащим не могут применяться все предусмотренные КоАП РФ виды административ¬ных наказаний.
Например, к некоторым военнослужащим в качестве административно-го наказания не может применяться штраф (ч. 6 ст. 3.5 КоАП РФ), обяза-тельные работы (ч. 3 ст. 3.13 КоАП РФ) установлен запрет на применение к военнослужащим административного ареста (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ), адми-нистративное выдворение за пределы Российской Федерации не может быть применено в отношении военнослужащих - граждан иностранных госу¬дарств (ч. 3 ст. 3.10 КоАП РФ).
Условия привлечения военнослужащих к административной ответст-венности в целом общие, как и для остальных граждан. Вместе с тем, само по себе отсутствие у правоприменяющих органов применять в отношении военнослужащих перечисленные выше виды административных наказаний (кстати, наиболее встречающиеся в правоприменительной практике, напри-мер, такие как штраф, обязательные работы и административный арест), фактически лишает правоприменительные органы возможности привлече¬ния военнослужащих к административной ответственности.
Особым субъектом административной ответственности является только физическое лицо, вменяемое, достигшее установленного законом возраста и совершившее административное правонарушение, но в силу особенностей своего специального административно-правового статуса подпадающее под действие исключений из общих положений производства по делам об адми-нистративных правонарушениях .
Матвеев С.В. определил понятие особого субъекта как «субъекта адми-нистративной ответственности, который обладает признаками, закре-пленными общими нормами об ответственности, не включенными в состав проступка, но влияющими на размер и вид взыскания, порядок его применения» .
Фрагмент для ознакомления
3
Официальные документы, нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации : [принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. : с учетом поправок, внес. законами Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г.
№ 6-ФКЗ, от 30 дек.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 фев. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ, от 1 июля 2020 г. № 1-ФКЗ] // Рос. газ. – 2020. – 04 июля.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонару-шениях : федер. закон от 30 дек. 2001 № 195–ФЗ (ред. от 06.03.2022) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. – № 1 (ч. I), ст. 1.
3. О воинской обязанности и военной службе: федеральный закон РФ от 28.03.1998 года № 53-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // Собр. законодательства Рос. Федерации. –1998. – № 13, ст.1475
4. О статусе военнослужащих: федеральный закон РФ №76-ФЗ от 27 мая 1998 года (ред. от 25.02.2022) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1998. – № 22, ст. 2331.
5. О полиции: федеральный закон от 07 февраля 2011 № З—ФЗ [ред. от 21.12.2021] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2011. – № 7, ст. 900.
6. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и вне-сении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 30 нояб. 2011 № 342–ФЗ (в ред. от 30.04.2021 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2011. – № 49 (ч. 1), ст. 7020.
7. Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации») : указ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 (ред. от 24.12.2021) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2007. – № 47 (1 ч.), ст. 5749.
8. О некоторых вопросах, возникающих в судебной практи¬ке при рассмотрении дел об административных правонарушениях : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 № 20 // Рос. газ. – 2019. – 3 июля.
9. О прак¬тике применения судами законодательства о воинской обя-занности, воен¬ной службе и статусе военнослужащих : постановление Пле-нума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 № 8 // Рос. газ. – 2014. – 4 июня.
Научная и учебная литература, материалы периодической печати,
интернет источники
10. Бондаренко, М. В. Правовая природа института юридической ответственности как элемента структуры статуса военнослужащих / М.В. Бондаренко // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. – 2017.– № 1 (70). – С. 17–20.
11. Долгих, И. П. Административная ответственность сотрудников ор-га¬нов внутренних дел Российской Федерации: проблемы и перспективы [Элек¬тронный ресурс] // NB: Российское полицейское право. – 2014. – № 2. – Ре¬жим доступа: http://www.e–notabene.ru/pm/contents_2014_2.html (дата обра¬щения: 18.03.2022).
12. Долгих, И. П. Проблемы и перспективы правового регулирования административной ответственности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации / И.П. Долгих, Г.М. Черняев, Д.В. Шебанов // Перспективы развития нау¬ки: сб. статей Международной научно–практической конференции. 20 марта 2014 г. / Отв.ред. А.А. Сукиасян. –Уфа: РИЦ БашГу, 2014. – С. 220–222.
13. Еминцева, Ю. А. К вопросу о разграничении административ¬ной и дисциплинарной ответственности военнослужащих / Ю.А. Еминцева, И.В. Горбунова // Апробация. – 2016. – № 5 (44). – С. 57–59.
14. Зиборов, О. В. Правовой статус военнослужащего как субъек¬та юридической ответственности за административные правонарушения / О.В. Зиборов, В.И. Семов // Государ¬ственная служба и кадры. – 2020. – № 5. – С. 222–224.
15. Князева, И. Н. Привлечение военнослужащих к ответственности за адми¬нистративные правонарушения: проблемы правоприменения / И.Н. Князева // Правопорядок: исто¬рия, теория, практика. – 2014. – № 2(3). – С. 20–22
16. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 г. № 194–3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.pra– vo.by (дата обращения: 18.03.2022).
17. Кондратьев, С. М. Военнослужа¬щие как особые субъекты администра¬тивной ответственности / С.М. Кондратьев // Расследование преступлений: проблемы и пути их реше¬ния. – 2016. – № 4 (14). – С. 134–136.
18. Лопатин, А. С. Административная ответственность военнослужащих и порядок ее реализации: дис. / А.С. Лопатин. – Москва, 1996. – 276 с. ISBN 5-8346-0211-8.
19. Малолеткина, Н. С. Теоретические и практические вопросы адми-нистративной ответственности сотрудников правоохранительных органов / Н.С. Малолеткина // Административная деятельность правоохранительных органов Российской Федерации и зарубежных стран. Сборник материалов Международной научно–практической конференции. Под редакцией Л.В. Павловой. – 2019. – С. 208–212.
20. Матвеев, С. В. Субъекты советского административного права / С.В. Матвеев. – Москва, 1985. – 325 с. ISBN Б. и.
21. Савосина, Н. В. Правовое регулирование административной ответст¬венности военнослужащих в Российской Федерации: автореф. дис./ Н.В. Савосина – Сара¬тов, 2009. – 32 с.
22. Семов, В. И. К вопросу о юридической ответственности за административ¬ные правонарушения военнослужащих в Российской Федерации / В.И. Семов // Образование и право. – 2021. – №1. – С. 110–112.
23. Солдатов, А. П. Административное право Российской Федерации: учебник / А.П. Солдатов. – Москва, 2006. – 423 с. ISBN 9785392006212.
24. Субанова, Н. В. Привлечение военнослужащих к юридической от-ветственности: соотношение уголовно–процессуального и административно– процессуального механизмов / Н.В. Субанова // Право в Вооруженных силах. – 2014. – № 12 (210). – С. 62–65.
25. Шатская, Е. Ю. Особенности про¬изводства по делам об админи-стративных правонарушениях, совершаемых воен¬нослужащими / Е.Ю. Шатская // Вестник Челябинского государственного университета. – Серия: Право. 2013. – № 5 (296). – С. 99–101.