Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Творчество является деятельностью человека, которая по-рождает новое, отличается уникальностью и оригинальностью. Освоение методов и приемов научного творчества позволяет целесообразно сформировать мысли-тельную деятельность, целенаправленно совершить мыслительные операции. Как фотон не имеет массы покоя, так, можно сказать, и мысль не имеет массы покоя и только лишь в движении становится физически ощутимой. Поток мысли рождает-ся с постановки задачи, расширяется и углубляется, вбирая в себя новые интуи-тивные ассоциации и соображения, делает невероятные извилины и, наконец, дает аргументированное и неожиданное решение.
Научное творчество является мощным инструментом познания, направлен-ным на раскрытие законов техники, природы, общества и мышления человека.
История творчества начинается с изобретения первых орудий труда, и таким образом, история человечества.
Со временем объекты техники усложнялись, и создать изобретение станови-лось все сложнее. В связи с этим появилась необходимость в методах решения творческих задач, каковые бы целенаправленно приводили к постановлению воз-никающих изобретательских задач. Подобные методы понемногу формировались и развивались.
На сегодняшний день они получили название «дотризовские методы», то есть были известны до создания теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Объект: методология научного познания.
Предмет: методология научного познания и творчества.
Цель: изучить методологию научного познания как основу научного творче-ства.
Задачи:
- рассмотреть понятия о научном знании;
- раскрыть методы научного познания;
- провести обзор методов творчества.
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И ТВОРЧЕСТВА
1.1. Понятия о научном знании
Знание является проверенной практикой, результатом познания действи-тельности, верное отражение действительности в сознании человека. Обобщение разрозненных представлений о законах мышления и общества, техники, природы является основной функцией знания [11, с.12].
Зачастую вместо понятия «знание» используют понятие «информация». Ин-формация происходит от лат. Information, что означает: обмен сведениями, разъ-яснение. Данное сведение об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемых человеком или специализированными устройствами. Информа-цией является одним из основных понятий информационных технологий киберне-тики [15, с.34].
Познание - это движение человеческого мышления от невежества к знанию. Основой знания является отражение объективной реальности в сознании человека в процессе его практической (продуктивной, социальной и научной) деятельности. Таким образом, познавательная деятельность человека запускается практикой и направлена на практическое овладение реальностью. Этот процесс бесконечен, по-тому что диалектика знания выражается в противоречии между бесконечной сложностью объективной реальности и ограниченностью нашего знания.
Основная цель знания - достижение истинного знания, которое осуществля-ется в форме теоретических положений, законов и учений, подтвержденных прак-тикой и объективно существующих независимо от нас.
Знание может быть относительным и абсолютным.
Относительное знание - это отражение реальности с некоторой неполнотой соответствия образца объекту. Большая часть наших знаний об объектах и явлени-ях природы относительна, потому что почти невозможно узнать больше обо всех отношениях и взаимодействиях.
Абсолютное знание - это полное и исчерпывающее воспроизведение обоб-щенных представлений объекта, которые обеспечивают абсолютное соответствие образца объекту. Очень мало примеров абсолютного знания можно привести. В кажущейся полноте нашего познания объекта существует множество известных и неизвестных факторов, пусть незначительно, но влияющих на этот объект [17, с.54].
Существует два типа познания: чувственное и рациональное.
Сенсорное познание является следствием прямой связи человека со своим окружением и выражается через элементы сенсорного познания: ощущение, вос-приятие, представление и воображение.
Ощущение - это отражение человеческим мозгом свойств предметов или яв-лений объективного мира, воспринимаемых органами чувств человека.
Восприятие-это отражение человеческим мозгом свойств объектов или яв-лений в целом, воспринимаемых органами чувств человека в определенный мо-мент времени, дающих первичную сенсорную картину объекта или явления.
Репрезентация - это вторичное изображение объекта или явления, которое в какой-то момент времени не действует на органы чувств человека, а обязательно действовало ранее.
Воображение - это преобразование различных представлений в человече-ском мозге, их соединение в целостную картину образов [6, с. 65].
Рациональное познание является косвенным и обобщенным отражением в человеческом мозге основных свойств, причинно-следственных связей и есте-ственных связей между объектами и явлениями. Он дополняет и опережает сен-сорное познание, способствует осознанию сути происходящих процессов, выявля-ет закономерности их развития. Формой рационального познания является аб-страктное мышление, логическое мышление человека, структурными элементами которого являются понятия, суждения, умозаключения.
Понятие - это мысль, которая отражает существенные и необходимые харак-теристики объекта или явления. Понятия: общие, индивидуальные, конкретные, абстрактные, относительные, абсолютные и другие. Общие понятия связаны с ря-дом объектов или явлений. Унитарные понятия относятся только к одному пред-мету или явлению. Конкретные понятия относятся к конкретным объектам или яв-лениям, абстрактные - к их индивидуальным характеристикам; относительные по-нятия всегда представлены попарно, а абсолюты не содержат парных отношений.
Суждение - это мысль, которая содержит утверждение или отрицание чего-либо посредством соединения понятий. Суждения бывают утвердительными и от-рицательными, общими и частными, условными и разделительными и другими.
Умозаключение - это мыслительный процесс, который связывает последова-тельность из двух или более суждений, что приводит к новому суждению. По су-ти, умозаключение - это вывод, который позволяет перейти от мышления к прак-тике. В непосредственных умозаключениях происходит от одного суждения к дру-гому, а в косвенном переходе от одного суждения к другому происходит через третье.
Процесс познания переходит от научной идеи к гипотезе, а затем превраща-ется в закон или теорию.
Научная идея - это интуитивное объяснение явления без промежуточной ар-гументации или осознания совокупности связей, на основе которых делается вы-вод. Идея раскрывает закономерности ранее неизвестных явлений на основе суще-ствующих знаний об этом.
Гипотеза - это предположение о причине, которая вызывает данное след-ствие. Основой гипотезы всегда является гипотеза, обоснованность которой на определенном уровне науки и техники не может быть подтверждена. Он всегда выходит за рамки известных фактов и является руководящей основой для теоре-тических или экспериментальных исследований. Каждая гипотеза подвергается проверке, в ходе которой удостоверяется, что она не противоречит каким-либо другим уже доказанным гипотезам и что последствия идентичны наблюдаемым явлениям. Необходимо также убедиться, что гипотеза является единственно воз-можной и что благодаря ней совокупность наблюдаемых явлений находит доста-точное объяснение. Если гипотеза совместима с наблюдаемыми фактами, она называется законом или теорией. В качестве примера можно привести известное предположение о стойкости материалов плоского сечения к чистому изгибу балки и чистому скручиванию балки круглого сечения.
Закон - это необходимая, устойчивая и повторяющаяся связь между явлени-ями природы и общества. Закон отражает общие связи и отношения, присущие всем явлениям такого рода, этого класса. Закон объективен и существует незави-симо от сознания людей. Знание законов составляет основную задачу науки и слу-жит основой для преобразования природы и общества людьми.
Существует три основные группы законов:
- универсальные или универсальные (например, законы диалектики);
- общие для больших групп явлений (например, закон сохранения энергии);
- конкретные или частные (например, закон сложения скоростей в механике).
Существует диалектическая связь между общими законами и частными за-конами: общие законы действуют через частные законы, а последние являются проявлением общих законов [1, с.38].
Для доказательства закона используются суждения, которые ранее уже при-знаны истинными и из которых логически следует доказываемое суждение. Иногда в процессе познания оказываются доказуемыми противоречивые суждения. Это свидетельствует о наличии ошибок в логической цепи доказательств или неверно-сти исходных суждений (посылок) в данной системе знаний. В этих случаях гово-рят о возникновении парадокса.
Парадокс - неожиданный, странный; неожиданное, непривычное, расходяще-еся с традицией утверждение, рассуждение или вывод) - это противоречие, полу-ченное в результате внешне логически правильного рассуждения, приводящее к взаимно противоречащим заключениям. Парадоксальность является характерной чертой современной науки, а разрешение парадоксов - одним из методов совер-шенствования научных теорий. Совершенствование исходных суждений в рас-сматриваемой системе знаний и устранение ошибок в логике доказательств явля-ются основными путями разрешения парадоксов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексин Д.Ю. Основы научных исследований. - М.: Академия, 2018. - 272 с.
2. Алексеева Е.В., Афанасьева Л.П., Бурова Е.М. Основы научных исследо-ваний. - М.: Прогресс, 2018. - 192 с.
3. Артизов А.Н. Творчество как точная наука. - М.: Проспект, 2018. - 822 с.
4. Артизов А.Н., Мякушев С.Д. Формулы творчества. - М.: Норма, 2018. - 794 с.
5. Асфандиярова И.Г. Нить в лабиринте. - М.: Академия, 2019. - 471с.
6. Брагина Е.М. Философские исследования и современность. - М.: Юрист, 2017. - 734 с.
7. Булюлина Е.В. Особенности процесса научного познания. - Волгоград: Издательство ВолГУ, 2019. - 96 с.
8. Бурова Е.М., Алексеева Е.В. Методология науки. - М.: Щит-М., 2019. - 512 с.
9. Васина М.Ю. Наука как предмет философского анализа. - М.: Дашков и К°, 2018. - 472 с.
10. Вовкотруб О.В. Особенности процесса научного познания. - Пенза, 2020. - 132 с.
11. Здравомыслов А.Г. Философия. - М.: ТЕИС, 2018. - 381 с.
12. Киселев И.Н. Методологические основания и специфика научного позна-ния. - СПб.: Прогресс, 2019. - 280 с.
13. Клименко И.Ф. Основы научно-технического творчества. - М.: ЮНИТИ, 2019. - 261 с.
14. Кузнецов С.Л. Методы технического творчества. - М.: Проспект, 2018. - 564 с.
15. Мещерина Т.А. Основы научных исследований. - М.: Проспект, 2017. - 544 с.
16. Мясников В.С. Основы научных исследований. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2018. - 790 с.
17. Ульянина Е.А., Якименко А.С. Основы научных исследований. - СПб.: Феникс, 2018. - 305 с.
18. Чкалов А.А. Формулы творчества. - М.: Проспект, 2019. - 336 с.