Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Все большее число организаций для достижения поставленных целей, в том числе и в долгосрочной перспективе, прибегают к инструментарию стратегического управления, которое предполагает разработку стратегий, определяющих базовые направления развития компании, опирающихся на оценку видения их состояния в будущем, исходя из сложившихся условий внешней и внутренней среды. Выбор, сделанный в пользу той или иной стратегии, определяет развитие компании по некоторому сценарию на определенный временной интервал.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что из-за изменений среды, в которой функционирует организация в условиях рыночной экономики, организация должно приспосабливаться к новым условиям, т.е. формировать свою стратегию. Рост интенсивности производства, наиболее эффективное использование финансовых, трудовых ресурсов, определяет необходимость новых методов и подходов, т.е. стратегию развития организации.
Состояние изученности проблемы. Большой опыт в исследовании проблем стратегического менеджмента накоплен в зарубежных странах. Он нашел отражение в научных трудах И. Ансоффа, Б. Карлофа, П. Дойля, Г.Минцберга, Д. Миллера, М. Портера, Г. Саймона, Г. Стейнера, А. Стрик-ленда, А. Томпсона, А. Чандлера и других.
В отечественной научной литературе вопросы стратегического управления и формирования стратегии развития организации нашли отражение в работах О.С. Виханского, В.А. Винокурова, О.А. Богомолова, В.А. Горемыкина, А.П. Градова, П.В. Забелина, Н.К. Моисеевой, А.Н. Петрова, С.А.Попова и др.
Объект исследования – УК «Автолига». Предметом исследования является оценка стратегии организации малого бизнеса.
Цель исследования – оценка стратегии организации малого бизнеса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать понятие, виды и факторы, формирующие стратегию развития организации;
раскрыть этапы и методы разработки стратегии развития организации;
выявить проблемы внедрения стратегии развития организации;
раскрыть миссию, внутренние и внешние факторы развития УК «Автолига»;
провести анализ финансово-хозяйственной деятельности УК «Автолига»;
выявить слабые стороны и угрозы УК «Автолига» как основания проблем развития организации;
обосновать структуру и содержание стратегии развития УК «Автолига»;
представить команду внедрения стратегии развития УК «Автолига»;
дать экономическую оценку эффективности внедрения предлагаемой стратегии развития УК «Автолига».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
1. Теоретические основы стратегии организации малого бизнеса
1.1. Понятие стратегии организации малого бизнеса
Эффективность деятельности организации в долгосрочном периоде напрямую зависит от эффективности выбранной стратегии. Которая, в отличие от обычного долгосрочного плана, позволяет не только сформировать общее направление деятельности, но и разработать инструментарий для достижения поставленных целей с учетом условий неопределенности и динамичности внешней среды. Именно поэтому в последнее время все большую популярность приобретают вопросы, связанные со стратегическим планированием. В частности, с определением сущности понятия «стратегия организации» и выделением стратегии развития из общей совокупности стратегий организации [28, с. 59].
Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. М. X. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури представляют стратегию детальным всесторонним комплексный планом, предназначенным для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
В отечественной и зарубежной научной литературе отсутствует единое толкование понятий «стратегия» и «стратегия развития». Это связано с тем, что каждый исследователь подходил к определению этих понятия, исходя из того, в каком состоянии находится организация, какую цель перед собой ставит и на сколько полно может использовать имеющиеся во внешней среде возможности.
Представителем концептуального подхода, в котором стратегию понимают как набор правил принятия решений, можно считать М. Портера. Который, используя идею цепочки ценностей, предлагал рассматривать ее как анализ внутренних процессов и взаимодействий между различными составляющими организации для того чтобы определить, как и где добавляется ценность.
В таблице 1 предложены классификационные признаки стратегий развития организации.
Таблица 1 - Система классификации стратегий развития организации [34, с. 238]
2. Оценка стратегии организации малого бизнеса УК «Автолига»
2.1. Характеристика деятельности УК «Автолига»
Автолига - компания в сфере обслуживания транспортных средств.
Виды деятельности:
Ремонт и гарантийное обслуживание автомобилей;
Оригинальные запасные части;
Установка и ремонт дополнительного оборудования при взаимодействии и сотрудничестве с компаниями;
Общество является самостоятельным юридическим лицом, отвечая собственным имуществом по своим юридическим обязательствам.
Основной целью деятельности Общества является извлечение прибыли.
Планирование и контроль за финансовой деятельностью предприятия осуществляет генеральный директор и бухгалтер.
Клиентами ООО «Автолига» являются организации и предприятия, для которых основным показателем в ремонте автомобилей является высокое качество выполняемых работ, квалифицированный персонал, ответственный подход к ремонту автомобилей, сопровождение до самого завершения гарантийного срока.
ООО «Автолига» ведет свою деятельность на основании и в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и действует на основании Устава, утвержденного решением Общего собрания учредителей. Общество является юридическим лицом с момента его государственной регистрации, имеет расчётный и другие счета в кредитных учреждениях, в том числе в иностранной валюте
В собственности общества находится имущество (материальные ценности и финансовые ресурсы), учитываемое на его самостоятельном балансе. Имущество общества образуется за счёт средств учредителей (участников), вложенных в Уставный капитал, из дополнительных взносов в имущество общества, спонсорских средств, доходов от производственно-хозяйственной деятельности, краткосрочных кредитов, а также иных поступлений.
Основной целью создания общества является получение прибыли путем привлечения и эффективного использования в его деятельности материальных и финансовых ресурсов, передовых разработок и управленческого опыта, а также реализация на ее основе социально-экономических интересов ООО «Автолига» и членов трудового коллектива.
2.2. Анализ стратегической ситуации для УК «Автолига»
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого контролируются внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы.
Факторы внешней среды выделяют в четырех областях:
Экономические факторы:
1) Вследствие инфляции растёт платёжеспособный спрос, а вслед за ним и равновесная рыночная цена услуги, так как предложение не поспевает за спросом.
2) Предприятие платит различные налоги в органы государственной власти. Это и налог на прибыль, и НДС, и налоги, взимаемые с начисленной заработной платы (отчисления в социальные фонды). В настоящее время предприятиям приходится платить большую сумму налогов, после чего у них практически не остается чистой прибыли. Что дает совсем немного возможностей для расширения сферы оказания услуг, инноваций и нововведений.
Политические факторы:
1) Деятельность «Автолига» непосредственно зависит от нормативных документов местных органов, властей региона и федерального правительства. Например, оперативный, бухгалтерский, статистический учёт и отчетность ведутся в соответствии с законодательством РФ.
2) ООО «Автолига» тесно контактирует со своими коллегами из Европы (приобретение оригинальных запчастей, повышение квалификации персонала на территории Европы с получением дипломов подтверждающих освоенные навыки и т.д.) а из-за напряжённой политической ситуации в мире существует риск потери этих контактов.
Рыночные факторы:
1) На рынке фирма занимает достаточно твердую позицию, и конкуренты не составляют большой угрозы.
2) Доступные цены и высокое качество обеспечивают фирме достаточный портфель заказов и гарантированный доход.
3) Влияния изменения доходов населения оказывает незначительное влияние, и может привести лишь к небольшому снижению спроса на продукцию фирмы.
Микросреда – это экономическая среда, связанная с фирмой и ее обслуживанием клиентуры, включая поставщиков, покупателей, потребителей услуг и контактные группы, проявляющие интерес к фирме и способные влиять на ее деятельность.
Поставщиками ООО «Автолига» являются:
Delphi – производитель оригинальных запасных частей и оборудования для ремонта автомобилей. Delphi разрабатывает и производит детали подвески и рулевого управления, системы кондиционирования воздуха и охлаждения двигателя, тормозные системы, компоненты для дизельных двигателей, топливные системы, а также оборудование для диагностики;
Denso – корпорация DENSO производит запасные детали и компоненты для автомобилей, а также других транспортных средств, оснащенных двигателями внутреннего сгорания (свечи зажигания, распылители форсунок, щетки стеклоочистителя, свечи накаливания, топливные насосы низкого и высокого давления);
Siemens – производитель запасных частей и оборудования для ремонта дизельных автомобилей (топливные форсунки, топливные насосы, фильтры сетки);
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Блашенцев, Б.О. Формирование стратегии повышения стратегии предприятий АПК [Текст] / Б.О. Блашенцев, М.А. Шаталов // Научно-исследовательские публикации. – 2020. – № 11 (31). – С. 30-34.
2. Васяйчева, В.А. О подходах к управлению конкурентоспособностью промышленных предприятий [Текст] / В.А. Васяйчева, В.А. Сахабиев, Г.А. Сахабиева // Вестник Самарского государственного университета. – 2021. – № 4. – С. 178-183.
3. Волков, Н.И. Анализ стратегии фирмы [Текст] / Н.И. Волков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2021. – № 5. – С. 16-18.
4. Воронов, Д.С. Динамический подход к оценке стратегии предприятий [Текст] / Д.С. Воронов // Маркетинг в России и за рубежом. – 2019. – № 5. – С. 92-102.
5. Воронцова, Ю.С. Конкурентоспособность предприятия в современных условиях [Текст] / Ю.С. Воронцова, Е.В. Лаврентьева // Актуальные вопросы финансов и страхования России на современном этапе. – 2020. – № 12. – С. 181-184.
6. Голиков, И.А. Особенности содержания понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность» [Текст] / И.А. Голиков // Российское предпринимательство. – 2021. – № 10. – С. 125-126.
7. Григорьев, Ю.В. Теоретические аспекты повышения стратегии предприятия [Текст] / Ю.В. Григорьев. – М.: Альпина, 2020. – 214 с.
8. Егемкулова, Б.А. Методы оценки стратегии предприятия [Текст] / Б.А. Егемкулова, А.А. Масиева // Вестник КГУСТА. – 2021. – № 4. –С. 120-124.
9. Ерохина, В.А. К вопросу о методах оценки стратегии предприятия [Текст] / В.А. Ерохина // Новая наука: опыт, традиции, инновации. – 2021. – № 12-1. – С. 63-66.
10. Ибраева, Д.Н. Пути повышения стратегии сельскохозяйственных предприятий России в современных рыночных условиях [Текст] / Д.Н. Ибраева // Актуальные проблемы и перспективы инновационной агроэкономики. – 2021. – № 5. – С. 32-34.
11. Исаев, А.А. Понятие «конкурентоспособность предприятия»: проблема определения [Текст] / А.А. Исаев, Т.М. Коршунова // Экономика и предпринимательство. – 2019. – № 6. – С. 596-599.
12. Кара, А.Н. Анализ подходов к сущности понятия «конкурентоспособность» [Текст] / А.Н. Кара, А.П. Минина // Карельский научный журнал. – 2021. – № 1. – С. 45-47.
13. Кияткина, Е.П. Методы оценки стратегии на предприятиях [Текст] / Е.П. Кияткина, Д.Ф. Акри // Инновационные стратегии развития экономики и управления сборник статей. – 2019. – № 5. – С. 24-29.
14. Красников, А.В. Оценка результатов стратегии предприятия [Текст] / А.В. Красников, Т.С. Ананьева // Вестник Северо- Кавказского Федерального Университета. – 2019. – № 5. – С. 76-80.
15. Кузнецова, Н.В. Конкурентоспособность предприятия: к вопросу выбора оптимального метода оценки [Текст] / Н.В. Кузнецова, Ю.Г. Терентьева, Е.А. Алексеева // Проблемы современной науки. – 2020. – № 4. – С. 1-7.
16. Лисогор, С.В. Исследование методов оценки стратегии предприятия [Текст] / С.В. Лисогор, Г.И. Лисогор // Проблемы теории и практики современной науки. – 2021. – № 11. – С. 144- 151.
17. Макарова, Л.В. Методика оценки стратегии предприятия [Текст] / Л.В. Макарова, О.Ф. Акжигитова // Современные научные исследования и инновации. – 2019. – № 2. – С. 145-150.
18. Макарова, Л.В. Методы анализа стратегии предприятия [Текст] / Л.В. Макарова // Современные промышленные проблемы. – 2019. – № 2. – С. 27-27.
19. Миронова, З.А. Пути повышения стратегии предприятия [Текст] / З.А. Миронова, А.В. Зверев, И.Н. Миронов // Наука, инновации и образование в современном АПК. – 2021. – № 11. – С. 184-190.
20. Мороз, Н.Ю. Оценка эффективности и стратегии деятельности предприятия [Текст] / Н.Ю. Мороз, А.В. Ганькина, И.С. Саломахин // Формирование экономического потенциала субъектов хозяйственной деятельности: проблемы, перспективы, учетно-аналитическое обеспечение. – 2020. – № 5. – С. 333-337.
21. Османова, З.О. Преимущества и недостатки методов оценки стратегии предприятия [Текст] / З.О. Османова, А.Л. Месуветова // Устойчивое развитие социально-экономической системы Российской Федерации. – 2019. – № 10. – С. 107-111.
22. Пайтаева, К.Т. Основные характеристики стратегии предприятия [Текст] / К.Т. Пайтаева // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». – 2021. – № 36. – С. 9-15.
23. Пилипенко, А.В. Методы оценки стратегии предприятия [Текст] / А.В. Пилипенко, Т.Е. Чиркова, А.М. Лисанова // Молодий вчений. – 2021. – № 6 (2). – С. 10-12.
24. Пономарева, Т.Н. Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия: подходы к оценке и выбору показателей [Текст] / Т.Н. Пономарева, Н.В. Дубино // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. ВГ Шухова. – 2021. – № 1. – С. 178-184.
25. Сарсенова, А.Е. Анализ подходов к определению сущности и содержания понятия «конкурентоспособность организации» [Текст] / А.Е. Сарсенова, Д. Наурызбаева // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2020. – № 2-7. – С. 101-109.
26. Синько, А.В. Конкуренция и конкурентоспособность [Текст] / А.В. Синько // Стандарты и качество. – 2020. – №5. – С. 61-64.
27. Смирнов, Е.Н. Конкурентоспособность предприятия [Текст]: учебное пособие / Е.Н. Смирнов. – Донецк: ДонНУЭТ, 2020. – 250 с.
28. Степанова, Т.А. Методы оценки стратегии предприятия [Текст] / Т.А. Степанова // Белгородский экономический вестник. – 2019. – № 2. – С. 59-65.
29. Тикин, А.В. О критерии недобросовестной конкуренции [Текст] / А.В. Тикин // Право и экономика. – 2019. – № 4. – С. 34-44.
30. Тиханов, Е.А. Формирование универсального методического подхода к оценке стратегии промышленных предприятий [Текст] / Е.А. Тиханов, В.В. Криворотов, С.Е. Ерыпалов // Вестник Южно- Уральского государственного университета. – 2021. – № 1. – С. 45-49.
31. Трифонов, Ю.В. Методика оценки уровня стратегии предприятия [Текст] / Ю.В. Трифонов, Д.К. Тюнин // Управление экономическими системами. – 2020. – № 2 (74). – С. 93-106.
32. Фатхутдинов, Р.А. Управление конкурентоспособностью организации [Текст] / Р.А Фатхутдинов. – М.: Эксмо, 2012. – С. 42-44.
33. Чарыкова, О.Г. Условия и факторы повышения стратегии сельскохозяйственных предприятий с учетом импортозамещения [Текст] / О.Г. Чарыкова, Л.А. Беспахотных // Островские чтения. – 2021. – № 1. – С. 176-181.
34. Черный, С.А. Анализ влияния экономического потенциала предприятия на его конкурентоспособность [Текст] / С.А. Черный // Актуальные проблемы экономики. – 2019. – № 3. – С. 238-247.
35. Шепелев, А.В. Анализ методических подходов к оценке стратегии предприятия [Текст] / А.В. Шепелев, С.И. Ашмарина
36. // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: межвузовский сборник научных трудов. – 2021. – № 1-2. – С. 226-231.
37. Шигапова, З.Ф. Методы оценки стратегии предприятий [Текст] / З.Ф. Шигапова // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. – 2019. – № 2. – С. 3-9.
38. Щепакин, М.Б. Классификационные аспекты оценки стратегии предприятия [Текст] / М.Б. Щепакин, Е.В. Кривошеева // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. – 2020. – № 3. – С. 144-156.
39. Юричева, Е.Ю. Конкурентоспособность как обобщающая характеристика эффективности деятельности предприятия [Текст] / Е.Ю. Юричева // Актуальные проблемы экономики современной России. – 2020. –№ 2. – С. 272-274.