Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 .ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ…………5
1.1.Гибкость как физическое качество 5
1.2. Анатомо-физиологические особенности детей 11 - 12 лет 11
1.3. Средства и методы развития гибкости у школьников 11-12 на уроках физической культуры 17
ГЛАВА 2 .ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………..23
2.1. Организация исследования 23
2.2. Результаты исследования 24
ГЛАВА 3 .КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 11-12 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется тем, что недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, отрицательно влияет на скоростные и координационные способности, снижает экономичность работы и часто является причиной повреждения связок и мышц. При некоторых движениях гибкость человека играет основополагающую роль. Но, к сожалению, многие ученики и педагоги в своей физкультурной и спортивной деятельности недооценивают значение гибкости.
Вместе с тем, воспитание гибкости имеет особое значение в целом для воспитания двигательных качеств и физического состояния людей, так как это ограничено достаточно жесткими возрастными рамками. Тем не менее, проблема развития гибкости у школьников 11-12 лет мало изучена. В современных педагогических технологиях этой проблеме не уделяется должного внимания, используемые физические упражнения лишь косвенно влияют на развитие этого психофизического качества. Некоторые программы по физическому воспитанию детей школьного возраста, основу которых составляют акробатические упражнения, не подкреплены достаточными экспериментальными исследованиями.
Исследования подтверждают необходимость развития подвижности в суставах для овладения техникой двигательных действий разных видов спорта (гимнастика, синхронное плавание, прыжки и др.). Уровень гибкости обусловливает также развитие быстроты, координационных способностей, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т.д. Таким образом, воспитание гибкости у детей остается одной из актуальных проблем физической культуры и спорта [7].
Цель: Изучить развитие гибкости у учащихся 11-12 лет на уроке физической культуры.
Задачи:
1.Рассмотреть анатомо-физиологические особенности детей 11-12 лет;
2.Изучить средства и методы развития гибкости у школьников 11-12 лет;
3.Проанализировать уровень гибкости у детей 11-12 лет;
4.Составить методику развития гибкости школьников 11-12 лет на уроках физической культуры.
Объект: Процесс физического воспитания школьников 11-12 лет.
Предмет: Развитие гибкости школьников 11-12 лет на уроках физической культуры.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1.Гибкость как физическое качество
Возможность человека осуществлять движения с максимально возможной амплитудой называют «гибкость». Гибкость является одним из пяти основных физических свойств человеческого организма. Она определяется степенью подвижности элементов опорно-двигательной системы и возможностью осуществлять движения с большой амплитудой.
Научно доказано, что именно гибкость обеспечивает человеку хорошую координацию движений в процессе двигательной активности, что позволяет быстрее формировать правильную технику движений, развивать все физические качества, более экономично расходовать энергетические ресурсы организма. Кроме того, оптимальный уровень развития гибкости позвоночного столба человека позволяет обеспечить ему правильную осанку. Для улучшения подвижности позвоночного столба мышцы, приводящие его в движение, должны иметь способность оптимально растягиваться.
В. И. Лях считает, что гибкость является одним из основных и важнейших физических качеств, оно характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата, а также способность выполнять упражнения с большой амплитудой движения [6].
Р. А. Абзалов рассматривает гибкость не иначе, как способность осуществлять всевозможные действия с наибольшей и амплитудой в суставах. Надлежащая гибкость способствует не только экономичности и быстроте движений, но также и приумножает путь результативного приложения усилий при осуществлении физических упражнений. В то же время недостаточность гибкости, напротив, мешает полноценной жизни и затрудняет координацию движений из-за того, что ограничивает перемещения отдельных звеньев тела [3].
М.М. Стюарт отмечает, что гибкость способна наделять индивида главным умением искусного владения своим телом, умением ощущать его, постоянно взаимодействовать с ним, знать его возможности и применять их, распоряжаться им. Данное умение особенно ценилось, и к его приобретению устремлялись еще древние люди.
Ряд авторов гибкость определяют, как способность к реализации максимально возможной подвижности в суставах. Гибкость – это способность выполнять движения с максимальной амплитудой в суставах. Термин «гибкость» применяется, когда речь идет о подвижности суставов всего организма. А если мы говорим об отдельных суставах, то правильнее употреблять слово «подвижность», а не «гибкость», например, «подвижность в кистевых, тазобедренных или плечевых суставах» [8].
Гибкость обладает большим значением в работе, в спорте и повседневной жизни. Н.В. Решетников с соавторами пишут, что ее развитие способствует правильной осанке, оказывает положительное влияние на внешний вид и жизненный тонус. Хорошо развитая гибкость обеспечивает экономичность, скорость и свободу движений. Имея достаточную подвижность позвоночника и растянутые плечевые и тазобедренные суставы, человек имеет способность выполнять изящные, плавные и мягкие движения.
Как пишет И.В. Еркомайшвили [8], сниженная гибкость ведет к проблемам со здоровьем: плохая осанка, механический дисбаланс костей шеи, таза и спины, смещение по отношению друг к другу отдельных частей тела и, вследствие этого, повреждение хрящей, связок и деформация тела. Укороченные мышцы груди ведут к сутулости, которая в конечном итоге приводит к впалой грудной клетке, из-за чего уменьшается вентиляция легких. Из-за коротких спинных мышц и малоэластичных сгибателей бедра таз поворачивается вперед, что вызывает воспаление седалищного нерва, хроническую боль в пояснице и лордоз. Из-за опущенной головы появляются головокружение, головные боли и хроническая усталость мышц задней части тела.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андерсон, Б. Растяжка для поддержания гибкости мышц и суставов [Текст] / Б. Андерсон - М.: Попурри, 2017. - 781 c.
2. Антонова, С. Секреты гибкости [Текст] / С. Антонова. - М.: Терра, 2017. - 313 c.
3. Арзуманов, С. Г. Физическое воспитание в школе учащихся 5– 9 классов / С.Г. Арзуманов. – М.: Феникс, 2018. – 112 c.
4. Барчуков, И.С. Основы физической культуры. Теория и методика. Курс лекций. Учебное пособие / И.С. Барчуков, Г.В. Барчукова. - М.: Юнити, 2018. - 512 c.
5. Бисярина, В. П. Анатомо-физиологические особености детского возраста [Текст] / В. П. Бисярина. - М.: Медицина, 2014. - 224 c.
6. Бишаева, А.А. Физическая культура: Учебник / А.А. Бишаева. - М.: Академия, 2018. - 224 c.
7. Бумарскова, Н. Н. Комплексы упражнений для развития гибкости [Текст] / Н. Н. Бумарскова. - М.: НИУ МГСУ, 2015. - 465 c.
8. Журавин, М. Л. Гимнастика [Текст] / М. Л. Журавин, Н. К. Меньшиков - М: Академия, 2001 - 448с.
9. Карпенко, В. Б. Методика становления комплексов физических упражнений [Текст] / В. Б. Карпенко. – Алма-Ата: Здоровье, 2003. – 362с.
10. Каинов, А. Н. Физическая культура. 5 класс. Рабочая программа / А.Н. Каинов, Г.И. Курьерова. – М.: Планета, 2018. – 457 c.
11. Копылов, Ю. А. Система физического воспитания в образовательных учреждениях / Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская. – М.: Арсенал образования, 2018. – 393 c.
12. Крючек, Е.С. Теория и методика обучения базовым видам спорта: Гимнастика: Учебник / Е.С. Крючек. - М.: Академия, 2019. - 400 c.
13. Кудрявцев, М. Д. Методика развития гибкости у студентов вузов: учеб.-практ. пособие / М. Д. Кудрявцев, Т. А. Мартиросова, Л. Н. Яцковская. - Красноярск: КГТЭИ, 2010.
14. Кулинко, Н. Ф. Теория и организация физической культуры [Текст] Учебное пособие для институтов физической культуры / Н. Ф. Кулинко. – М.: Физкультура и спорт, 2005. – 159с.
15. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры [Текст] Учебник / Под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. – 464с.
16. Лапенко, В. Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры [Текст] / В. Ф. Лапенко. – Минск, 2003. – 237с.
17. Матвеев, Л. П. Методика физического воспитания в начальной школе [Текст] / Л. П. Матвеев - М: Владос - Пресс, 2003 - 248 с.
18. Махов, С. Ю. Система ГРОМ. Комплекс упражнений на гибкость [Текст] / С. Ю. Махов. - М.: МАБИВ, 2015. - 228 c.
19. Нельсон, А. Анатомия упражнений на растяжку [Текст] / А. Нельсон, Ю. Кокконен ; пер. с англ. С. Э. Борич. – Минск: Попурри, 2014. – 224 с.: ил.
20. Осьмак, К. Растяжка, шпагат и гибкость в любом возрасте [Текст] / К. Осьмак. - М.: Издательские решения, 2019. - 639 c.
21. Питуганова Н А. Статья: «Гибкость как физическое качество» 2017. 118-120 с.
22. Решетников, Н.В. Физическая культура: Учебник / Н.В. Решетников. - М.: Академия, 2018. - 288 c.
23. Савченков, Ю.И. Возрастная физиология. Физиологические особенности детей и подростков [Текст] / Ю. И. Савченков. - М.: Владос, 2014. - 735 c.
24. Степук, Н. Г. Анатомия стретчинга [Текст] / Н. Г. Степук, – Москва : Издательство АСТ, 2020. – 160 с.
25. Теория и методика обучения базовым видам спорта: Гимнастика: учебник / Под ред. Крючек Е.С.. - М.: Academia, 2018. - 480 c.
26. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник / Под ред. Кикотия В.Я., Барчукова И.С.. - М.: Юнити, 2017. - 288 c.
27. Холодов, Ж. К., Кузнецов, В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов.- М.: Издательский центр «Академия», 2004 – 480с.
28. Холодов Ж.К., Кузнецова В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта.//Учебник - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.
29. Хрипкова Л.Т. - Возрастная физиология: Учебное пособие /Л.Т. Хрипкова. - М..: Просвещение, 2018.- 365 с.
30. Янсон, Ю. А. Физическая культура в школе [Текст] / Ю. А. Янсон - Ростов н/Д «Феникс», 2004 - 624 с.