Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, представляющий собой деятельность граждан, которым присваиваются воинские звания, на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, входящих в состав военной организации государства.
Посредством исполнения военной службы реализуются функции отдельных государственных органов и организаций. В то же время особенность военной службы заключается в том, что заранее определить алгоритм действий военнослужащих не всегда представляется возможным из-за специфики их деятельности, имеющей подчас исключительно динамичный характер, что особенно характерно при ведении боевых действий.
Сохранение государственного суверенитета и целостности Российской Федерации достигается различными средствами, в том числе и установлением конституционной обязанности граждан по защите Отечества. Конституцией РФ провозглашено: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» (п. 1 ст. 59) .
Граждане могут исполнять свою обязанность по защите Отечества путем предоставления материальных средств, необходимых для организации обороны страны, работая на строительстве оборонных сооружений, на оборонных предприятиях и т.д. Однако основными формами защиты Отечества в мирное время являются воинская обязанность граждан, которая предполагает, в частности, прохождение военной службы по призыву, и исполнение конституционного долга по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с административно-правовым регулированием военной службы.
Предмет исследования – нормы права, регламентирующие административно-правовое регулирование военной службы.
Цель данной работы – комплексное исследование административно-правового регулирования административно-правового регулирования военной службы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и правовые основы военной службы;
2) изучить правовое положение (статус) военнослужащих;
3) исследовать порядок поступления и прохождения военной службы;
4) рассмотреть особенности увольнения с военной службы.
Методологическую основу данного исследования составляют как общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация и т.д.), так и частно-научные (формально-юридический, исторический, системный и т.д.) методы юридического исследования.
Структура работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава 1.Административно-правовое регулирование военной службы
1.1.Понятие и правовые основы военной службы
Военная служба – это особая разновидность государственной службы федерального уровня, которая исполняется гражданами в ВС РФ, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках МВД РФ, в войсках гражданской обороны, дорожно-строительных и инженерно-технических воинских формирования при органах исполнительной власти федерального уровня, Службе внешней разведки РФ, органах ФСБ РФ, органах государственной охраны федерального уровня, органе специальной связи и информации, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах РФ, иных войсках, воинских формированиях и органах.
Конституция РФ устанавливает базовые основы безопасности и обороны государства.
Нормативной основой формирования ВС РФ является Указ Президента РФ «О создании Вооруженных Сил РФ».
В Указе отмечается, что одним из принципов строительства ВС РФ является образование многонациональной кадровой армии, которая комплектуется на основании сочетания военной службы по призыву с военной службой по контракту.
Президент РФ, выступая в качестве Верховного Главнокомандующего ВС РФ, в рамках собственных полномочий издает указы о призыве на военную службу, военные сборы, а также по причине увольнения с военной службы граждан РФ, которые проходят военную службу по призыву.
В рамках собственной компетенции Верховный Главнокомандующий издает директивы и приказы, являющиеся обязательными для исполнения ВС РФ, иными войсками, воинскими органами и формированиями, где законодательством установлена военная служба.
Согласно ФЗ «Об обороне» Правительство РФ должно осуществлять меры, связанные с обеспечением обороноспособности и несет в рамках собственной компетенции ответственность за обеспечение и состояние ВС РФ, иных войск, воинских формирования и органов; утверждает нормы о воинском учете, призыве на военную службу, подготовку граждан к военной службе.
Защиты Отечества признается обязанностью и долгом гражданина Российской Федерации. Гражданин РФ несет военную службу согласно федеральному законодательству. Гражданин Российской Федерации в том случае, если его вероисповеданию либо убеждениям противоречит несение военной службы, а также в других регламентированных федеральным законодательством случаях, обладает правом заменить ее на гражданскую службу альтернативного характера.
Законодательство об обороне регулирует процедуру призыва граждан на военную службу, условия ее прохождения, а также определяет сроки военной службы военнослужащих. Гражданин мужского пола в возрасте от восемнадцати до двадцати семи лет, который состоит либо обязан состоять на военном учете, не обладающим правом на получения освобождения либо отсрочки от призыва на военную службу, должен быть призван на военную службу.
Гражданин, который проходит военную службу, признается военнослужащим и обладает правовым статусом, регламентируемым федеральным законодательством.
Содержание и процедура прохождения военной службы в период мирного времени устанавливается ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положением о порядке прохождения военной службы и воинскими уставами.
Особенность нормативного регулирования в исследуемой области заключается в том, что общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ, которые распространяются на военнослужащих иных ведомств и министерств Российской Федерации, определили изменение, произошедшие в войсках, требования, связанные с повышением их боеготовности, усилением ответственности военнослужащих во время исполнения служебного долга.
Исполнение обязанностей военной службы, установленное и осуществляемое в структуре военных организаций государства – это исполнения обязанностей, возложенных государством. Иными словами, военной службой признается государственная служба со всеми характерными ей базовыми особенностями и чертами государственной службы в РФ.
1.2.Правовое положение (статус) военнослужащих
Правовой статус военнослужащего обладает важной отличительной особенностью. На них подлежит распространению общее отечественное законодательство. Они имеют права и выполняют обязанности в качестве граждан государства. Одновременно на них также распространяется и военное законодательство.
Согласно ст. 1 ФЗ «О статусе военнослужащих» статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ .
Принимая во внимание специфику военной службы (риск для жизни) в нем определяются как дополнительные права, так и обязанности, в том числе ограничения определенных общегражданских прав и свобод. К числу подобных ограничений, к примеру, следует отнести запрет на забастовки, участие в политических акциях, занятие коммерческой деятельностью и др.
Законодательство регламентирует, что ограничения определенных общегражданских прав и свобод компенсируются военнослужащим соответствующими льготами. Военнослужащие имеют широкий комплекс гарантированных прав. Для удобства исследования их можно поделить на три основные группы: права социально-экономического характера, личные права и свободы, а также политические права и свободы. Их конкретное содержание не может не интересовать молодых людей, которые поступают на военную службу.
Права в социально-экономической сфере – это права, которыми военнослужащие пользуются в качестве граждан РФ. Они обеспечивают военнослужащим возможность удовлетворять собственные потребности в материальной и духовной сфере. К примеру, время нахождения на военной службе засчитывается в трудовой стаж и стаж трудовой деятельности по специальности.
Военнослужащим предоставляется бесплатное питание и вещевое имущество. Военнослужащие, которые проходят службу по призыву, получают каждый день два часа личного времени и восемь часов сна. За период службы солдата предоставляется основной отпуск длительностью пятнадцать суток. Все военнослужащие на бесплатной основе используют услуги читальных залов и библиотек, вправе смотреть видеофильмы.
Права и свободы в политической сфере призваны обеспечивать участие военнослужащих в управлении государственными и общественными делами. Они обладают правом избирать и быть избранными в органы власти государства и местного самоуправления. Военнослужащие имеют свободу слова, право выражать убеждения и мнения, получать и распространять сведения, не допуская вместе с тем разглашения военной и государственной тайны.
Личные права и свободы дают возможность каждому военнослужащему проявить себя в культурной и социальной сфере. Они предоставляют возможность защищать собственные честь и достоинства, а также законные интересы. Речь идет, к примеру, о пр
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
Нормативные правовые акты:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020
2. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 30.12.2021) О воинской обязанности и военной службе // Российская газета, N 63-64, 02.04.1998.
3. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 25.02.2022) О статусе военнослужащих // Российская газета, N 104, 02.06.1998
4. Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 11.06.2021) Об обороне // Российская газета, N 106, 06.06.1996
5. Указ Президента РФ от 07.05.1992 N 466 О создании Вооруженных Сил РФ // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации" от 14 мая 1992 г. N 19 ст. 1077
Научная и учебная литература:
1. Боков И.А. Особенности основ российского законодательства о порядке прохождения военной службы // Теоретические аспекты юриспруденции и вопросы правоприменения. Сборник научных статей. - 2018. - С. 153-156.
2. Бысова М.М. Особенности правового статуса военнослужащих // Права человека: история, теория, практика. Сборник научных статей. - 2019. - С. 136-140.
3. Кадыров З.О. Элементы административно-правового статуса военнослужащих в РФ // Журнал «Молодой ученый». - 2020. - № 50 (340). - С. 227-230.
4. Качаев А.И. Военная служба как вид государственной службы // Вопросы совершенствования системы государственного управления в современной России. Сборник научных статей. –М.: 2019. - С. 133-138.
5. Кудавшин А.В. Военная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования./ А.В. Кудавшин - СПб.:Юридический центр пресс, 2015. - 232с.
6. Куценко А.А. Основы правового статуса военнослужащего // Журнал «Наука и образование сегодня». -2018. - № 12 (35). - С. 96-98.
7. Мазурин С.Ф., Прокофьев К.Г. Административное право: Учебное пособие / Под общ. ред. В.П. Сальникова. – СПб.: Фонд «Университет», 2019. – 312 с.
8. Маслеников И.И. Правовая сущность контракта о прохождении военной службы // Журнал «NovaInfo.Ru». - 2020. - № 111. - С. 48-51.
9. Миронова А.А. Военная служба как разновидность государственной службы // Журнал «Ростовский научный вестник». - 2021. - № 5. - С. 70-71.
10. Осинцев, Д. В. Административное право: учебник для бакалавриата и специалитета / Д. В. Осинцев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 485 с.
11. Павлова И.М. Особенности прохождения военной службы // Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения. Сборник научных статей. - 2020. - С. 104-107.
12. Попова Н. Ф. Административное право : учебник и практикум для вузов / Н. Ф. Попова. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 333 с.
13. Россинский Б. В. Административное право: Учебник для вузов / Россинский Б.В., Старилов Ю.Н., - 6-е изд., пересмотр. - Москва :Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 640 с.
14. Солдатов А.Д.К вопросу об административно-правовом статусе военнослужащего // Журнал «Аллея науки». - 2018. - Т. 2. - № 9 (25). - С. 568-572.
15. Четян М.А., Козельский И.А. Комплексный характер правового статуса военнослужащих // Журнал «Государство и право в XXI веке». - 2018. - № 4. - С. 8-13.