Фрагмент для ознакомления
2
Внутренняя среда. Сильные стороны:
1 Образованное и динамичное молодое руководство среднего звена
2 Имеется круг постоянных покупателей.
3 Хорошая репутация у покупателей;
4 Высокое качество товаров.
5 Лучшее обслуживание
6 Предприятие финансово-стабильное, ликвидное.
Слабые стороны:
1 Дополнительные транспортные издержки (наличие удаленного склада);
2 Низкая заинтересованность рядовых сотрудников в развитии.
3Высокие цены
Внешняя среда. Возможности:
1. В случае улучшения экономического положения ожидается рост доходов и повышение уровня жизни населения, как следствие увеличение спроса на одежду.
2. С каждым годом меняется тенденция моды, что ведет к обновлению гардероба.
3. Наличие существующих дилерских сетей и поставщиков;
4. Благоприятные для бизнеса тенденции: стабилизация курса национальной валюты.
Угрозы:
1. Возможность появления новых конкурентов;
2. Снижение объема продаж
3. Растущее конкурентное давление;
4. Повышение уровня безработицы может повлечь за собой снижение уровня доходов.
Таблица 1 - Структура и динамика оборотных средств предприятия за 2015-2017 годы
Группы оборотных средств 1-й год, тыс. руб. 2-й год, тыс. руб. 3-й год, тыс. руб. Структура, % Динамика
1-й год 2-й год 3-й год тыс. руб. %
1. Запасы 1833 2377 2635 37,14 37,61 38,26 2281,7 37,67
2. Затраты в незавершенном производстве 1399 1687 2083 28,35 26,69 30,25 1723 28,43
3. Расходы будущих периодов 28 84 88 0,56 1,33 1,27 66,7 1,05
4. Готовая продукция 914 1163 873 18,52 18,4 12,68 983,3 16,53
5. Товары отгруженные 144 145 267 2,92 2,29 3,87 185,3 3,03
6. Налог на добавленную стоимость 41 24 15 0,83 0,38 0,22 26,7 0,47
7. Дебиторская задолженность 297 310 350 6,02 4,91 5,08 319 5,34
8. Краткосрочные финансовые вложения 3 6 34 0,0 6 0,09 0,49 14,33 0,21
9. Денежные средства 204 244 84 4,13 3,86 1,22 177,4 3,07
10. Прочие оборотные активы 72 280 458 1,46 4,43 6,65 270 4,18
ИТОГО 4935 6320 6887 100 100 100 6047,73 100
Факторинг (простыми словами) — это услуга, которую оказывает специализированная факторинговая компания или банк своему клиенту (поставщику) и которая (в общем случае) состоит в выплате финансирования поставщику под уступку его прав денежных требований, возникших по поставкам с отсроченным платежом.
Факторинг включает в себя определенные механизмы и понятия. Поставщик товаров (работ, услуг) заключает договор с фактором, по которому та производит финансирование при условии уступки ей денежного требования к покупателю.
Таким образом, несмотря на то, что факторинговый договор по смыслу двусторонний (в его заключении участвуют только фактор и поставщик), правовые отношения, возникающие в его рамках, связывают троих участников сделки:
- Поставщика (Клиента), который произвел поставку товаров (работ, услуг);
- Должника (Покупателя), которому реализован товар или услуги;
- Фактора (Финансового агента), роль которого — финансирование клиента под уступку денежных требований клиента к дебитору и управление дебиторской задолженностью.
Законодательно данная схема зафиксирована в ГК РФ в главе 43 «Финансирование под уступку денежного требования», в которой ей дана правовая характеристика.
Кредит и факторинг удовлетворяют различные потребности бизнеса, поэтому сравнивать их можно условно. Если же перед предприятием стоит задача покрыть недостаток денежных средств в текущей деятельности, то для принятия решения в пользу факторинга или краткосрочного кредита будет полезно сравнить преимущества и недостатки этих двух инструментов финансирования, используемых для пополнения оборотных средств. Факторинг в отличие от банковского кредита — беззалоговая форма финансирования.
Обеспечением выступает диверсифицированная дебиторская задолженность, возникающая вследствие отгрузки товара или оказания услуг на условиях отсрочки платежа до 120 дней. Значение имеет качество ДЗ.
Факторинговое финансирование выплачивается при представлении накладной и счета-фактуры в день поставки товара и находится в обороте у поставщика до тех пор, пока он осуществляет отгрузки. Обеспечением под кредиты служат товары в обороте, недвижимость, основные средства, товарно-материальные ценности, ликвидные ценные бумаги.
Зачастую предмет залога подлежит обязательному страхованию в страховой компании, согласованной с банком. В отличие от банка, предъявляющего строгие требования к финансовой отчетности, а их несоблюдение — одна из основных причин отказа в выдаче кредита, финансовое положение клиента для факторинговой компании вторично. Фактор в первую очередь обращает внимание на качество и надежность ДЗ.
При заключении договора по факторингу не требуется открытие расчетного счета, а для кредита — наличие расчетного счета заемщика в банке обязательно. Отличается также порядок предоставления и погашения. Объем факторингового финансирования пропорционален объему продаж. По факту отгрузки товара в адрес одобренных дебиторов факторинговая компания предоставляет финансирование в размере до 95% от суммы каждой поставки. Погашение факторингового финансирования происходит в момент оплаты дебиторами отгруженного им товара. Остаток платежа зачисляется на счет клиента в течение трех дней с момента оплаты дебитором отгруженного ему товара.
Кредитование предоставляется единовременно или в форме кредитной линии траншами по установленному графику в пределах лимита кредитования. Погашается кредит в соответствии с договором либо единовременно на дату погашения, что требует аккумулирования денежных средств, либо в соответствии с согласованным графиком погашения.
Представитель данной компании отгружает на регулярной основе товар на общую сумму 15 000 000 руб. десяти покупателям с отсрочкой платежа — 60 дней. Продукция пользуется спросом, и ее готовы покупать другие клиенты. Но для увеличения объемов производства/закупок и отгрузок и удовлетворения спроса не хватает оборотных средств. Для принятия решения в пользу кредита или факторинга вначале предприниматель сравнил расходы на обслуживание факторинга и кредита и свел данные в таблицу.
Затем он сравнил получаемые суммы заемных средств. При оптимистичном сценарии под твердый залог и товары в обороте банк установит лимит в размере 15 000 000 руб. на весь год в отличие от фактора, ежемесячно перечисляющего 14 250 000 руб. на срок отсрочки в 60 дней.
При этом непогашенное финансирование (сумма долга клиента перед фактором в любой момент времени) будет поддерживаться на уровне 28 500 000 руб. Далее сопоставил возможности и эффективность использования заемных средств. При кредитовании за один год с отсрочкой в 60 дней можно произвести/купить и продать товар шесть раз.
При работе по факторингу отгружать товар можно в два раза чаще, поскольку ежемесячное финансирования фактора сразу после отгрузки товара дает возможность, не дожидаясь поступления оплат от покупателей за отгруженный товар, производить/закупать и продавать продукцию. Наконец, сравнив экономическую эффективность деятельности при двух способах финансирования, предприниматель пришел к выводу, что при марже 10% факторинг выгоднее, поскольку позволит заработать 18 000 000 руб. дохода, а не 9 000 000 руб., как при кредите.
Если же бизнес сложится неудачно, то в отличие от факторинга кроме приведенных расходов по обслуживанию банковского долга банк потребует дополнительные платежи в виде:
— штрафной неустойки за просрочку платежа — 0,1% от просроченной суммы в день;
— комиссии за обязательство (для возобновляемой кредитной линии) — от 1 до 2% годовых от суммы неиспользованного лимита;
— повышенной процентной ставки за неподдержание кредитовых оборотов по расчетному счету (при наличии условия поддержания оборотов в кредитном договоре) — основная ставка + 2% годовых.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных (цитируемых) источников
1. Алимов А.Н. Стратегический менеджмент. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200 "Менеджмент" (квалификация (степень): "Бакалавр", "Магистр") / НИУ БелГУ, Ин-т управления. — Белгород: ИД "Белгород", 2014. — 276 с.
2. Аронов А.М., Петров А.Н. Современные проблемы стратегического менеджмента. Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. — 243 с.
3. Богатая И.Н., Хахонова Н.Н. Бухгалтерский финансовый учет. Учебник. — М.: КНОРУС, 2011. — 592 с.
4. Бахрамов Ю.М., Глухов В.В. Финансовый менеджмент. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2011. — 2-е изд. Стандарт третьего поколения. — 496 с.
5. Быстров В.А. Организация и управление производством и персоналом. Учебное пособие. — Сибирский государственный индустриальный университет. — Новокузнецк, 2014. — 402 с.
6. Бабаев Ю.А., Петров А.М. Бухгалтерский учет и контроль дебиторской и кредиторской задолженности. – М.: ТК Велби, Проспект, 2010.
7. Котерова Н.П. Экономика организации. Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — 8-е изд., стер. — М.: Академия, 2015. — 288 с.
8. Лытнева Н.А., Малявкина Л.И., Федорова Т.В. Бухгалтерский учет. Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Форум, Инфра-М, 2015. — 512 с.
9. Назарова В.Л. Бухгалтерский учет: учебник – Изд. 2-е перераб. и доп. – Алматы: Экономика, 2011. – 624 с.
10. Пласкова Н.С. Анализ финансовой отчетности. Учебник. — М.: Эксмо, 2010. — 384 с.
11. Соколова Н.А. Управление дебиторской задолженностью: способы истребования обязательств / Н.А. Соколова, И.Н. Томшинская // Бухгалтерский учет. – 2012. – № 9. – С. 49-56
12. Бюджетирование: проблематика, функционал и этапы внедрения. - http://efsol.ru/articles/problems-budgeting.html
13. Кредиторская задолженность. - https://utmagazine.ru/posts/10539-kreditorskaya-zadolzhennost
14. Основные правила управления кредиторской задолженностью. - http://nalog-nalog.ru/finansovyj_kontrol/osnovnye_pravila_upravleniya_kreditorskoj_zadolzhennostyu/
15. Понятие и основные виды кредиторской задолженности - https://businessman.ru/ponyatie-i-osnovnyie-vidyi-kreditorskoy-zadoljennosti.html