Фрагмент для ознакомления
2
• распределение учащихся на медицинские группы с учетом состояния здоровья;
• отдельные задания для учеников специальной медицинской группы;
• для учеников, освобожденных от занятий по состоянию здоровья, разработаны и утверждены темы рефератов;
• привлечение учащихся на дополнительные занятия различными видами спорта и внутришкольные соревнования;
При дифференциации обучения происходит создание различных условий обучения для разных групп с целью учета их особенностей с помощью применения комплекса методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, помогающих обеспечить обучение детей с одним уровнем подготовки в одной группе.
По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:
• по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);
• по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы).
• по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения школы).
• по уровню умственного развития (уровню достижений).
• по личностно-психологическим типам (типу мышления, характера, темперамента и др.)
• по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы)
Это помогает обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику в соответствии с его возможностями и способностями, что гарантирует усвоение школьной программы.
5. Технология личностно-ориентированного обучения
Современный урок физической культуры и его эффективность нацелены на личностно-ориентированное обучение. Данная технология предполагает выяснить уровень физической подготовки каждого ученика, так как доказано, что низкий уровень двигательных качеств часто является причиной неуспеваемости учеников, а для учеников с высоким уровнем подготовки предоставляется возможность не потерять интерес к урокам в связи с тем, что обычно используется уровень «среднего ученика». Помимо деления на основную и подготовительную группу, практически в каждом классе можно разделить детей еще на несколько категорий:
• Здоровые дети, не проявляющие интереса к занятиям
• Заболевшие дети, временно перешедшие в подготовительную группу
• Плохо физические дети, боящиеся насмешек
• Хорошо физически развитые дети, способные потерять интерес к уроку в случае, если им будет очень легко и неинтересно.
Именно для этого необходимо дифференцирование как задач, так содержания, темпа освоения программы и оценки достижений. Содержание личностно-ориентированного обучение представляет из себя совокупность педагогических технологий, нацеленных на развитие физических качеств, формирование знаний и умений, а также технологии управления образовательной деятельностью, обеспечивающей достижение наилучших результатов.
Полное изучение конкретного ребенка, сопоставление возможностей разных учеников помогает выявить причины отставания детей по физической культуре, установить причины этих отставаний и осуществить педагогическое воздействие, основанное на методике дифференцированного обучения. Эта технология позволяет облегчить процесс обучения, так как ученик движется к намеченной цели с постепенным накоплением двигательных умений, из которых в конечном итоге формируется нужное действие.
2 глава. Цель, задачи, методы и организация исследования.
2.1.Цель и задачи исследования.
Цель исследования: анализ и обобщение существующих методик формирования знаний у школьников младших классов по предмету физическая культура.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены задачи:
1) Изучение методической литературе по формированию знаний физической культуры;
2) Анализ существующего методического материала различного дидактического назначению для формирования знаний по дисциплине физическая культура;
3) Апробация одной выбранной методики формирования знаний по дисциплине физическая культура;
4) Определение эффективности выбранной методики формирования знаний по дисциплине физическая культура.
2.2.Методы исследования
Для решения задач, поставленных в этой курсовой работе, использовались методы изучения специальной литературы и документов, наблюдения и опроса.
1.Был проведен анализ нормативно-правовых документов системы образования и текущей учебной документации. Данный метод был выбран в связи с необходимостью определить нормативно-правовую базу вопроса, а также выявить неточности, недостатки и несоответствия в данной документации. Знание несовершенств вышеуказанных источников позволила оптимизировать существующие положения. Был проведен тщательный анализ научных работ, статей и материалов, посвященных проблемам развития личности, интеллектуального и физического развития младших школьников, а также были проанализированы существующие методики обучения физической культуры, к числу которых можно так же отнести отдельные области философии, социологии, педагогики, физического воспитания, что позволило создать полную картину.
Всего было исследовано 32 литературных источника, изучение которых позволило конкретно подойти к вопросу
2.Помимо анализа теоретических источников, в процессе исследования было проведено педагогическое тестирование контроля знаний. Оно служит для выявления отдельных качеств учеников экспериментальной и контрольной группы на различных этапах.
На базе материала, предлагаемого Образовательным стандартом по физической культуре, была сформирована новая система формирования знаний на уроках физической культуры. Эта система представляет из себя систему методов, принципов, критериев оценки знания, алгоритмов обучения и систему знаний.
Классические рекомендованные программы физического воспитания предлагают следующие темы для изучения школьниками младших классов:
1. Правила по технике безопасности;
2. Гигиенические правила при выполнении физических упражнений;
3. Значение физических упражнений;
4. Название упражнений и инвентаря, изучаемых в начальной школе;
5. Режим дня, двигательный режим;
6. Утренняя гигиеническая гимнастика;
7. Спорт (представления);
8. Правила спортивных и подвижных игр, изучаемых в начальной школе;
9. Признаки правильного выполнения упражнений, зафиксированных в программе для учащихся начальных классов.
В рекомендованной программе нет четких этапов обучения. В новой, экспериментальной системе внесены коррективы в существующую систему с целью увеличения ее эффективности. Некоторые темы были сокращены, а некоторые, наоборот, увеличены и конкретизированы для более тщательного изучения школьниками.
Среди тем, которые в экспериментальной программе были вынесены на передний план с целью более глубокого изучения: утренняя гигиеническая гимнастика, режим дня, двигательный режим, общеразвивающие упражнения. А также была добавлена новая тема – схема построения комплексов общеразвивающих упражнений.
Основным принципом выбора тем для более детального изучения, был принцип связи теоретической части с повседневной жизнью школьника. Как уже было сказано ранее – способность анализировать у школьников младшего возраста появляется только к окончанию начальной школы, а значит, получаемые знания должны иметь тесную связь теории и практики, быть простыми и интуитивно понятными.
В процессе разработки экспериментальной системы была произведена реализация всех принципов обучения, таких как принцип сознательности и активности, принцип индивидуализации, принцип наглядности, принцип последовательности и так далее. Выполнение этих принципов предполагалось через систему знаний.
Например, принцип сознательности заключался в том, чтобы дети смогли осознать, для чего им нужен урок физической культуры, потому в тест были включены такие вопросы как «Для чего нужны физические упражнения?», «Какие упражнения необходимо выполнять и как?», «Почему необходимо выполнять именно эти упражнения?». Реализовать этот принцип представлялось возможность только при выполнении всех вышеперечисленных тем. Формирование теоретических знаний по физической культуре предполагает постановку дальнейших перспектив на результат и возможность его получения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Ашмарин Б.А., Завьялов Л.К., Курамшин Ю.Ф., Педагогика физической культуры, часть I. ЛГОУ: Санкт-Петербург 1999. – 312 с.
2. Бальсевич В. К., Концепция физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательных школ. - ТиПФК 1996, № 3. с 1-7.
3. Богданов Г.П. Игры и развлечения в группах продленного дня: Пособие для учителей. - М.: Издательство «Просвещение», 1985. С. 6-141
4. Вавилова E.H. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Издательство «Просвещение», 1986. С. 35-45, 111-113.
5. Выдрин В.М. Теория физической культуры (культуроведческий аспект). Учебное пособие. - ГИФК им. П.Ф. Лесгафта - Л.: 1988, 45 с.
6. Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А., Физическая культура, 1-й класс. - М.: Владос, 1998. – 288 с.
7. Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А., Физическая культура, 2-й класс. - М.: Владос, 1999. – 314 с.
8. Глазырина Л. Д., Овсянкин В. Д., Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 1999. -169 с.
9. Гойхман П.Н., Трофимов О.Н., Легкая атлетика в школе. - М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1972. – 186 с.
10. Головных Г.Я.,. Физическая культура как социальное явление. - Смоленск: СГИФК, 1989; С. 37
11. Демин М.В. Проблемы теории личности. М.: Издательство Моск.у-та, 1977. – 225 с.
12. Джон К. Эндрюс Б.А. Роль образования в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии//Теор. и практ. физ. культ.- 1993.-№ 1.
13. Звягина О.М., Формирование общеучебных умений у младших школьников.: дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук.: РГПУ им. А,И, Герцена, 1991 г., 187 с.
14. Ивелев В.И., Некоторые проблемные вопросы научных исследований на примере детско-юношеского спорта. // Теория и практика физической культуры; 1990, № 10. С. 20.
15. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. - М.: Издательство «Просвещение», 1987. – 312 с..
16. Ищенко С.А. Физическая культура и спорт, социология и право. - Ташкент, Издательство «Медицина» УзССР, 1986. С. 80-82.
17. Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни. - М.. Издательство «Просвещение», 1990. С. 31-35.
18. Карюгина Т.В., Чтобы дети знали как быть здоровыми. - Физическая культура в школе. №4, 1994. С. 34.
19. Качанпсин В.М., Методика физического воспитания. - М.: Просвещение, 1972. С. 39-178, 198-209.
20. Качашкин В.М. Методика физического воспитания. - М.: Издательство «Просвещение», 1980. С. 40-55.
21. Качашкин В.М., Физическое воспитание в начальной школе. - М.: Просвещение, 1969. С. 3-181.
22. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. - М.: Издательство «Просвещение», 1989. С. 68-158.
23. Колтановский А.П., 400 упражнений. - М.: ФиС. 1983. С. 5-47
24. Крюков Д., Мусаелов Н., Организация физкультурно- оздоровительной деятельности. - М.: ФиС, 1972. С. 17-56.
25. Кудрявцева Н.В. Новые формы физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью: диссертация на соискание уч. ст. к.п.н., М.: ВНИИФК, 1996 год.
26. Кузин ВВ.; Никитюк Б.А., Очерки теории и истории интегративной антропологии - М: Фон, 1995 г.
27. Лубышева Л. И. Концепция формирования физической культуры человека. - М: Просвещение. 1995. С.5-9.
28. Лях В.И., Любомирский Л.Е., Мейксон Г.Б. и др. Физическая культура. Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.. Издательство «Просвещение», 1998. С. 5-9
29. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. -М.: Издательство «Просвещение», 1988. С. 8-12.
30. Подласый И.П., Педагогика. Новый курс: учебник для студентов вузов, т. 1, 1999 ., 576 с.