Фрагмент для ознакомления
2
Введение
«Обеспечение качества на предприятии – сложная и многосторонняя работа предприятия, ее отдельных служб и сотрудников». Кроме этого, работа по обеспечению качества ведется на государственном уровне. Некоторые виды работ требуют обязательной сертификации. Для выпуска любой продукции или оказания услуг необходимо соблюдать требования стандартов, описывающих характеристики продукции. А выпуск несоответствующего качества продукции или некачественно оказанной услуги приводит к снижению спроса, к потере доверия клиентов.
Чем больше предприятий будет уделять должное внимание управлению качеством, тем лучшее влияние это окажет на экономику страны в целом. Это приведет к росту экономики, то есть к повышению эффективности работы предприятий, которая достигается за счет совершенствования технологий, повышения качества систем управления, использования инновационных технологий, модернизации производств и повышения качества.
Вопрос оптимизации затрат в деятельности любого предприятия является одним из первостепенных в деятельности. Любая организация имеет возможность сокращения имеющихся затрат на предприятии, в том числе затрат на качество.
В большинстве случаев компании начинают сокращать затраты только в критических ситуациях. Данный подход неправильный. Залог успешного функционирования любой компании — постоянная и непрерывная работа по оптимизации затрат.
«Каким бы не было надежным новое оборудование, оно требует регулярного обслуживания и ремонта». На любом предприятии существует два варианта организации ремонтной работы: это наличие собственных подразделений и ресурсов или привлечение сторонних организаций.
Процесс оптимизации расходов трудоемкий, выделить из всего объема расходов лишние достаточно сложно. Нужно учитывать специфику деятельности: для одной компании определенные категории расходов будут лишними, другая без этих расходов не сможет функционировать.
Поэтому к вопросам оптимизации структуры затрат следует подходить не с формальной точки зрения и не по опыту передовых компаний другой сферы деятельности.
Снижение затрат на предприятии – логичный процесс в условиях экономической нестабильности.
Многие считают, что в оптимизации расходов нет ничего сложного. Выявляй лишние расходы и сокращай. Однако это далеко не все, на что стоит обращать внимание. Цель любого производителя – это минимизировать затраты при этом не снижать уровень качества. Поэтому постоянно возрастает необходимость управления затратами на качество. Системы менеджмента качества позволяют снизить непроизводительные затраты на предприятии. Следовательно, их изучение является актуальным.
Цель исследования – провести оценку формирования экономического механизма управления затратами в системе менеджмента качества.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие и сущность производительных и непроизводителных затрат;
- определить понятие и подходы к классификации затрат на качество;
- выявить методику оценки производительных и непроизводительных затрат;
- провести анализ затрат на примере ООО «КСК ТЛЗ»;
Объект исследования – ООО «КСК ТЛЗ».
Предмет исследования – разработка программы снижения непроизводительных затрат в ООО «КСК ТЛЗ».
Методы исследования: аналитический, графический, инструменты управления качеством - Диаграммы Ганта и Исикавы.
1. Понятие и сущность производительных и непроизводителных затрат
В терминах ISO 9001:2015 процесс определяют как совокупность взаимосвязанных видов деятельности, использующих входы и выходы, ресурсы и информацию, для получения определенного результата. Любая деятельность, в которой̆ используются ресурсы для преобразова¬ния входов в выходы, должна рассматриваться как процесс. В качестве выходов в системах менеджмента качества берутся цели, которые должны быть достигнуты при реализации процесса.
«Процесс рассматривается по стандарту как деятельность по обеспечению требований, предъявляемых к процессу, на входе имеют место те требования, которые предъявляются к процессу, а на выходе - мера оценки удовлетворения этих требований потре¬бителем». Это так называемая менеджерская концепция процессного управления (рис. 1).
Рисунок 1 – «Концепция процессного управления» [17].
Любой правильно организованный процесс должен иметь хороший результат и необходимо правильно мотивировать сотрудников для его достижения. Во многих организациях подход к ведению бизнеса строится на эффективном управлении ключевыми (основными) бизнес-процессами. Это помогает четко определить последовательность действий, которые способствуют увеличению прибыли.
Для применения системы качества TQM необходимо реализовать следующую схему (см. рис. 2).
Рисунок 2 –» Схема внедрения системы TQM»
Схема подразумевает следующее:
- «люди управляют совершенствованием количества и качества продукции (услуг) – только руководство компании на основе изучения спроса на рынке может принять решение об объемах ремонта. Стоит также отметить, что перегрузка мощностей предприятия может значительно снизить качество ремонта, поэтому необходимо найти баланс между количеством и качеством»;
- «голос заказчика – это самый решающий фактор в системе TQM, потому как именно заказчик (потребитель) может направлять производственные процессы в необходимое ему русло за счет интереса/ неинтереса к конкретному производителю»;
- «разработка ориентиров передового производства – данный пункт был исполнен на предприятии и выражен в виде новой технологической схемы»;
- «временный цикл и возможность реагировать выражается в том, что предприятие постоянно совершенствует свои услуги в соответствии с требованиями рынка и потребителей».
Принципы СМК
Эти принципы сформулированы экспертами технического комитета ISO/ТС 176, который отвечает за разработку и актуализацию стандартов ISO в сфере менеджмента качества.
Таблица 1 - Принципы качества [1]
Принцип Сущность принципа
Ориентация на потребителя В управлении качеством основное внимание уделяется тому, чтобы удовлетворять требования клиентов и стремиться предвосхитить их ожидания.
Основной фокус в менеджменте качества делается на выполнение требований потребителей и стремление превысить ожидания потребителя
Лидерство Лидеры на всех уровнях обеспечивают единство цели и направления развития и создают условия, при которых люди вовлечены в достижение целей организации в области качества
Взаимодействие людей Компетентные, полномочные и вовлеченные люди на всех уровнях организации являются существенным условием повышения способности организации создавать ценности
Процессный подход Соответствующие и предсказуемые результаты получаются результативнее и эффективнее, когда деятельность представляется и управляется как взаимосвязанные процессы, которые функционируют как целостная система
Улучшение Успешные организации уделяют постоянное внимание улучшению
Принятие решений, основанное на свидетельствах Решения, основанные на анализе и оценке данных и информации, с большей вероятностью приведут к желаемым результатам
Менеджмент взаимоотношений Для достижения устойчивого успеха организации управляют своими отношениями с заинтересованными сторонами, такими как поставщики
Значимость каждого принципа может варьироваться от организации к организации, со временем она может меняться, последовательность соблюдения не важна.
В управленческом учете целью любой классификации затрат должно быть оказание помощи руководителю в принятии правильных, рационально обоснованных решений. Суть процесса классификации затрат — это выделить ту часть затрат, на которые может повлиять руководитель. [12].
«Расходы – более общее понятие, чем затраты. Расходы – это экономически оправданные затраты, признаваемые при налогообложении. Затраты рассматриваем, кaк часть расходов предприятия. Расходы – все платёжные транзакции пред- приятия, независимо от цели их осуществления». [12].
Зaтраты – это стоимостная оценка производственных ресурсов предприятия, израсходованных в процессе производства и реализации готовой продукции. Считаем, что расходы = затратам. [13].
соответствие с направлениями учета затрат в управленческом учете выделяют следующие классификационные группы затрат (табл. 2).
Таблица 2 - Классификационные группы затрат [12].
Контроль и регулирование Регулируемые и нерегулируемые, эффективные и неэффективные, в пределах норм и по отклонениям от норм, контролируемые и неконтролируемые.
Принятие решений, планирование и про гнозирование. Постоянные и переменные, принимаемые и не принимаемые, безвозвратные, вменённые, приростные и предельные, планируемые и непланируемые.
Управление себестоимостью, оценка стоимости запасов и полученной прибыли Входящие и истёкшие, прямые и косвенные, основные и накладные, производственные и внепроизводственные, одноэлементные и комплексные.
Классификация по элементам затрат в соответствии с их экономическим содержанием:
а) материальные затраты;
б) затраты на оплату труда;
в) амортизация основных фондов;
г) отчисления на социальные нужды;
д) прочие затраты (налоги, сборы, платежи) [12].
Производительные затраты – это категория затрат, которые привели к получению производственного результата, т.е. готовой продукции. Эти затраты лежат в основе расчета себестоимости продукции, а также норм на ее изготовление.
Непроизводительные затраты – это категория затрат которые ничего полезного не создают, «уходят в песок», а их возникновение совершенно «не оправдано». [15].
Обычные системы калькуляции производительных затрат подразделяют их по следующим видам:
Основные материалы,
Оплата труда работников,
Накладные расходы,
Общие производственные расходы [15].
К основным производственным материалам относят материалы, которые участвуют в производстве конкретной продукции и могут быть точно посчитаны. И материалы, применяемые для ремонта оборудования, относятся к вспомогательным производственным материалам. Эти материалы невозможно отнести к конкретному виду продукции, потому что на этом оборудовании производится еще много разных видов продукции. Т.о. вспомогательные относятся к накладным расходам.
Прямые издержки можно посчитать по учетным документам, которые отражают движение материалов, факт начисления заработной платы, где указана стоимость этих затрат. Накладные расходы суммируются за определенный период времени и пропорционально распределяются на количество выпущенной продукции, и добавляется в определенной сумме или проценте к прямой себестоимости продукции. [13]. Непроизводительные затраты включают в себя (Рис.3):
Рисунок 3 – Классификация непроизводительных затрат и потерь [12].
В общем понимании непроизводительные затраты представляют собой избыточные или непродуктивные затраты предприятия, которые возникли вследствие нарушений производственного процесса.
Избыточные затраты. В общем случае такие потери признаются в момент идентификации полученного результата, для достижения которого были использованы ресурсы сверх необходимого.
Фрагмент для ознакомления
3
1. «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества»: ГОСТ Р ИСО 9004-2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gost-load.ru/Index/50/50270.htm
2. «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». ГОСТ Р ИСО 9000-2015 [Электронный ресурс] http://www.gociss.ru/doc/GOST_R_ISO_9000-2015.pdf
3. «Системы менеджмента качества. Требования»: ГОСТ Р ИСО 9001-2015 [Электронный ресурс] http://www.internet-law.ru/gosts/gost/60764/
4. Агарков А. П. Управление качеством: Учебник / Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет). - 2-е изд. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2020. - 204 с. - ISBN 978-5-394-03767-2. - URL: http://znanium.com/go.php?id=1091808 (дата обращения:).
5. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования [Текст]: учеб. пособие / Б Андерсен // Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования / – М.: РИА «Стандарты и качество», 2019. – 320с.
6. Андрианов Ю.М. Квалиметрические аспекты управления качеством новой техники: учеб. пособие / Ю.М. Андрианов, М.В. Лопатин // Квалиметрические аспекты управления качеством новой техники / – М.: Изд- во Ленингр. ун-та, 2019. - 620 с.
7. Антонова И. И. Всеобщее управление качеством. Основоположники всеобщего менеджмента качества: учебное пособие для реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования по направлению подготовки бакалавров 27.03.02 «Управление качеством» / И. И. Антонова, В. А. Смирнов, С. А. Антонов ; Казан. инновац. ун-т им. В. Г. Тимирясова. - Москва : РУСАЙНС, 2020. - 132, [1]. - ISBN 978-5-4365-4335-2. - Текст : непосредственный.
8. Васин С. Г. Управление качеством. Всеобщий подход : Учебник Для бакалавриата и магистратуры / Васин С. Г. - Москва : Юрайт, 2019. - 404 с. - (Бакалавр и магистр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-3739-8. - Текст : непосредственный. - URL: https://urait.ru/bcode/425062 (дата обращения: ).
9. Гличев, А.В. Современные методы управления качеством [Текст]:/ А.В. Гличев // Стандарты и качество. - 2019.- №9. – С. 10-15.
10. Клиот Ю.М. Система непрерывного менеджмента как основной инструмент внедрения и практического использования системы менеджмента качества в организациях [Текст]/ Ю.М. Клиот// Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. - 2019. - № 1. С. - 198-205.
11. Кобаская И.А. Технология ремонта подвижного состава: учеб. пособие. — М.: ФГБОУ «УМЦ ЖДТ» , 2016. — 288 с. Режим доступа: www.umczdt.ru/.../kobaskaya_i_a_tekhnologiya_remonta_podvizhnogo_sostava_1/
12. Краснова Е.А. Система менеджмента качества предприятия и целесообразность внедрения методики учета и анализа затрат на качество [Текст]/ Е.А. Краснова // Наука и бизнес: пути развития. - 2018. - № 1 (19). - С. 64-67
13. Кузнецова, С.А. Управление качеством через технологию производства [Текст]:/ С.А. Кузнецова // Методы менеджмента качества / - 2017. - №2. -С 40.
14. Лапидус, В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях [Текст]: учеб. пособие / В.А. Лапидус // Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях / – М.: ОАО «Типография «Новости», 2019. -190с.
15. Леман, Э. Проверка статистических гипотез [Текст]: учебник / Э. Леман // Проверка статистических гипотез / – М.: Наука, 2019. -150 с.
16. Магер, В. Е. Управление качеством [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 27.03.03 «Системный анализ и управление» / В. Е. Магер. - Москва: ИНФРА-М, 2019. - 176 с. https://new.znanium.com/catalog/product/1021897
17. Магер, В. Е. Управление качеством: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 27.03.03 «Системный анализ и управление» / В. Е. Магер. - Москва: ИНФРА-М, 2019. - 176 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-16-004764-5. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1021897 (дата обращения: ).
18. Менеджмент организации. Руководящие указания по достижению экономического эффекта в системе менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 10014-2008 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/55/55647/index
19. Менеджмент организации. Руководящие указания по менеджменту качества при проектировании: ГОСТ Р ИСО 10006-2005 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.standartov.ru/norma_doc/46/46262/index.htm 10006
20. Миронов, М. Г. Управление качеством [Текст]: учеб. пособие / М. Г. Миронов // Управление качеством / - М.: «Проспект», 2017. – 150 с.
21. Митерев, М.А. Программно-целевые методы планирования как
22. Подгузов, В.А. Управление качеством [Текст]: учебно-практическое пособие / В.А. Подгузов // Управление качеством / – М.: Изд-во Московской финансово-юридической академии, 2019.- 420 с.
23. Подгузов, В.А. Управление качеством [Текст]: учебно-практическое пособие / В.А. Подгузов // Управление качеством / – М.: Изд-во Московской финансово-юридической академии, 2019. - 330 с.
24. Показатели использования локомотивов. Термины и определения»: ГОСТ Р 56046-2014. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200112024
25. Полховская, Т.М. Основы управления качеством продукции [Текст]: учеб. пособие / Т.М. Полховская // Основы управления качеством продукции / – М.: Прогресс, 2019. – 150 с.
26. Руководящие принципы и требования в интегрированных системах менеджмента ГОСТ Р ИСО 53893-2010. http://www.cnek.ru/sites/default/files/gost_r_53893-2010.pdf
27. Фатхутдинов, Р.А. Менеджмент конкурентоспособности товара [Текст] / Р.А. Фатхутдинов. – М.: АО «Бизнес-школа «Интел–синтез», 2019. – 441 с.