Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В соответствии с Государственной политикой развития физической культуры и спорта, физическое воспитание как составляющая учебно-воспитательного процесса школьников, должна способствовать всестороннему, гармоничному развитию детей и молодежи.
По данным научных исследований, двигательная активность детей после начала обучения в школе уменьшается на 50 %, что вызывает ухудшение здоровья, быструю утомляемость в течение учебного дня, снижение уровня физической и умственной работоспособности, тормозится их физическое развитие. Поэтому обоснование эффективности системного подхода к выбору средств и методов развития физических качеств детей является весьма актуальным.
В ряде исследований показана взаимосвязь между двигательной активностью и состоянием здоровья детей младшего школьного возраста. Приводятся примеры развития физических качеств детей с применением организованных и неорганизованных форм двигательной активности учащихся, учет сенситивных периодов; причин, которые влияют на уровень двигательной активности и психофизическое состояние.
Особое место в исследованиях развития физических качеств детей младшего школьного возраста занимает проблема целенаправленного развития выносливости.
Необходимо отметить, что в специальной литературе высказываются противоположные мнения о средствах, методах и нагрузках для развития этого качества. Одни авторы предлагают применять долгосрочные нагрузки умеренной интенсивности, другие предпочитают короткие, но более интенсивные. Указанные различия объясняются недостаточным исследованием о возрастных изменениях выносливости и характере функциональных реакций в организме школьников при нагрузках разной интенсивности. Создание оптимальных условий для жизнедеятельности, восстановления утраченного контакта с окружающим миром, успешного лечения, коррекции и последующей психолого-педагогической и физической реабилитации, социально - трудовой адаптации и интеграции лиц с ограниченными возможностями, особенно детей относится к первоочередных государственных задач. Одним из первых нормативных документов, в котором говорится об улучшении отрасли физической культуры и спорта для лиц с ограниченными возможностями, - утверждена Указом Президента Украины Целевая комплексная программа „Физическое воспитание - здоровье нации”. В проекте указано важность научно-методического и информационного обеспечения физкультурно - спортивной и реабилитационной деятельности лиц с ограниченными возможностями.
Физическая культура является одним из основных путей коррекции нарушений физического развития, двигательной подготовленности, психомоторики, волевых качеств лиц с ограниченными возможностями, воспитание двигательной грамотности и привлечения их к трудовой деятельности, самообслуживания, социальной адаптации.
В последнее время активно формируется идеология адаптивной физической культуры как самостоятельного научного направления, основной целью которой является формирование жизненно и профессионально важных умений и навыков, развитие и совершенствование физических и психологических качеств лиц с ограниченными возможностями.
Адаптивная физическая культура (АФК) призвана с помощью рационально организованной двигательной активности как естественного стимула жизнедеятельности, используя функции, которые сохранились, остаточное здоровье, природные физические ресурсы и духовные силы лиц с ограниченными возможностями, максимально приблизить психофизические возможности и особенности организма к требованиям общества [5].
Цель исследования: изучить особенности развития выносливости на уроках адаптивной физической культуры у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости
Объект исследования: физическая подготовка детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
Предмет исследования: развитие выносливости детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
Задачи исследования:
1)Изучить возрастные особенности проявления выносливости обуч.1-4 кл. средствами плавательной подготовки
2) Разобрать методику развития выносливости у обуч. 1-4 кл. средствами плавания
3) Оценить эффективность эксперимента методики занятий обучающихся 1-4 классов на уроках по плаванию.
1. Рассмотреть анатомо-физиологические особенности возраста.
2. Выносливость и их виды
3. Отобрать средства и методы развития выносливости.
4. Практическим путем проверить эффективность отобранных средств и методов для развития выносливости.
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей развития выносливости на уроках адаптивной физической культуры у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости
1.1. Выносливость и ее виды
Выносливость - способность выполнять работу заданной интенсивности за определенный период времени. Выносливость довольно часто соотносят с работоспособностью человека. Основной фактор, который ограничивает и в то же время влияет на работоспособность - усталость. Человек считается доста¬точно выносливым, если устает не так быстро или может продолжать выполнять определенную работу в состоянии утомления.
Выносливость - это способность человека противодействовать усталости, возникающей при мышечной работе заданной интенсивности [22].
Поскольку реакция организма на любой раздражитель (Физическая нагрузка тоже является одним из таких раздражителей) является строго специфической, что, конечно, не исключает определенного неспецифического основания вроде общего адаптационного синдрома Г. Селье, то существует столько видов физической выносливости, сколько существует физических упражнений. В реальной же жизни количество их ограничено количеством видов деятельности, основанных на физической активности.
Выносливость как физическое качество разделяют на общую и специальную.
Общая выносливость - это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливостью. Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.).
Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.
Проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности зависит от многих факторов: биоэнергетических, функциональной и биохимической экономизации, функциональной устойчивости, личностно-психических, генотипа (наследственности), среды и др.
Физиологической основой выносливости являются аэробные возможности организма, которые обеспечивают определенную долю энергии в процессе работы и способствуют быстрому восстановлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удаление продуктов метаболического обмена [23].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алиев М.Н., Гаджимурадова Р.Т. Воспитание общей выносливости младших школьников // Известия ВГПУ. 2010. №9 С.90-95.
2. Ашмарин Г.А. - Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Учебное пособие - М.: Академия,2005.-287с.
3. Волков Н.И. Физиологические основы современных методов развития выносливости. М., 1962, с.9.
4. Германов, Г.Н. Классификационный подход и теоретические представления специального и общего в проявлениях выносливости / Г.Н. Германов, И.А. Сабирова, Е.Г. Цуканова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2014. - № 2 (108). - С. 49-57.
5. Дмитриев А. А. Исследования влияния дозированных физических нагрузок на организм учащихся вспомогательных школ // Дефектология. 1981. № 5. С. 46–50. 2. Дмитриев А. А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей : пособие для учителей и воспитателей школ. М. : Советский спорт, 1991.
6. Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании : учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2002. 176 с.
7. Дмитрук, А.И. Физическая работоспособность: методы оценки и способы коррекции / А.И. Дмитрук, Д.С. Меньшиков. – СПб. : [б.и.], 2007. – 48 с.
8. Захаров, Е.Н. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Е.Н Захаров, А.А. Сафонов Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994.— 368 с.
9. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: Учеб. для студентов вузов / В.М. Зациорский. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 200 с.
10. Каганов Л.С. Развиваем выносливость / Л.С. Каганов – М.: Знание, 1990. - 189 с.
11. Колеман Э. Питание для выносливости.: Пер. с англ. - Мурманск : Издательство "Тулома", 2005.-192 с.
12. Корнетов Н.А. Биомедицинская и клиническая антропология для современных медицинских наук / Корнетов Н.А., Николаев В.Г. // Актуальные вопросы биомедицинской и клинической антропологии: Материалы науч. конф. – Красноярск, 1997. – С. 1–7.
13. Коц, Я.М. Физиологические основы выносливости. Спортивная физиология: учеб. для ин-тов физ. культуры / Я.М. Коц. - М, 1986. - С. 70-98.
14. Круцевич, Т.Ю. Теория и методика физического воспитания : В 2 т. / под ред. Т.Ю. Круцевич. - Киев: Олимп. лит., 2003.
15. Кубышкин В.И. Учите школьников плавать/ В. И. Кубышкин. ˗ М., 1988. ˗ 109 с.
16. Кузнецова, 3. И. Критические периоды развития силы и выносливости детей школьного возраста // Тезисы 5-й научной конференции по физическому воспи-танию детей и подростков. - М., 1972. - С. 73.
17. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. Учеб¬ник. М.: Советский спорт, 2003. 464 с.
18. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. М.: Советский спорт. 2003. 224 с.
19. Макаренко Л.П. Юный пловец: учебное пособие для тренеров ДЮСШ и студентов тренерского факультета институтов физической культуры / Л.П. Макаренко. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 288 с.
20. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для студ. институтов физической культуры / Л.П. Матвеев - М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
21. Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки / В.Н. Платонов - Киев: Вища школа, 1984 336с.
22. Слимейкер Р., Браунинг Р. - Серьезные тренировки для спортсменов на выносливость: Пер. с англ. -Мурманск: Издательство «Тулома», 2007. - 328 с.
23. Теория и методика физического воспитания: Учебник / Под ред. Б.М. Шияна – М.: Просвещение,2005. – 245с.
24. Токарская, Л. В. Особенности преподавания физической культуры детям и подросткам с умеренной и тяжелой умственной отсталостью : [учеб. пособие] / Л. В. Токарская, Н. А. Дубровина, Н. Н. Бабийчук ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. — 190 с.
25. Физическая культура: Учеб. пособ. / Под ред. Б.И. Загорского, И.П. Залетаева, Ю.П. Пузырь. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Высшая школа,2001. – 383с.
26. Частные методики адаптивной физической культуры : учеб. пособие для студентов высш. и сред. проф. учеб. заведений / под ред. Л. В. Шапковой. М. : Советский спорт, 2004. 464 с.
27. Янсон Ю.А. Теория и методы физического воспитания: М. М.: Академия, 2005.-420с.