Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность выбранной нами темы исследования обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), предъявляющего ряд требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Согласно ФГОС ДО условия реализации образовательной программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Таким образом, проблематика становления и формирования картины мира является актуальной и на индивидуальном, и на социальном уровне.
На современном этапе развития общества, науки, во времена информатизации и быстрого роста всех областей научного знания, поле познания, необходимое для человека, которое очерчивает целостная картина мира, постоянно расширяется. Таким образом, фундаментом формирования целостной картины мира следует считать поступательный познавательный процесс относительно окружающего мира в его единстве, многообразии, взаимообусловленности с самого раннего детства. Наиболее сензитивным возрастом для полного знакомства с картиной мира считается дошкольный возраст.
Актуальность проблемы исследования обусловила выбор его темы: «Формирование картины мира у детей среднего дошкольного возраста». Выбор темы определил цель, объект, предмет и задачи исследования.
Объект исследования – процесс формирования картины мира.
Предмет исследования – условия формирования картины мира у детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования – теоретическое и экспериментальное изучение педагогических условий формирования картины мира у детей среднего дошкольного возраста.
Согласно цели, объекту и предмету исследования, ставим перед собой ряд задач:
отразить проблемы формирования картины мира у детей в исследованиях отечественных педагогов и психологов;
изучить особенности формирования картины мира у детей среднего дошкольного возраста;
выявить педагогические условия формирования картины мира у детей среднего дошкольного возраста;
определить уровень сформированности картины мира у детей среднего дошкольного возраста;
реализовать педагогические условия по формированию картины мира у детей среднего дошкольного возраста;
проанализировать результаты исследования.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс формирования картины мира у современного дошкольника будет эффективным, если картина мира будет рассматриваться как целостная система представлений у современного дошкольника о мире, о себе, о других людях, своей деятельности, через личностный опыт.
Исследование предполагает комплексное использование таких методов, как: теоретический анализ и изучение психологической, педагогической, методической литературы по теме исследования, а так же законодательной базы из области образования, включая обобщение, сравнение, систематизацию полученных данных; методы сбора эмпирических данных: методы описательной математической статистики, анализ эмпирически полученных данных.
База исследования:
Этапы исследования. Исследование проводилось в три основных этапа.
Первый этап – поисково-констатирующий. Это этап теоретического осмысления проблемы исследования, изучения состояния ее разработанности в научно-методической литературе. Осуществлялся анализ практического состояния проблемы, определялись теоретические и методологические основы исследования. Были определены методологические предпосылки, цели, задачи научного поиска, формировалась гипотеза, разрабатывались программа и методика исследования. На данном этапе составлен план экспериментальной работы, организовано проведение констатирующего этапа с целью определения направлений исследования, разработки методики экспериментальной работы, выделены составляющие компоненты коммуникативных умений.
Второй этап – реализующий – связан с организацией и проведением формирующего этапа в естественных условиях дошкольной образовательной организации с целью проверки эффективности предложенной нами стратегии формирования коммуникативных умений, анализа и обработки материалов исследования, внедрения в практику результатов исследования.
Третий этап – контрольно-обобщающий, на котором изучались результаты контрольного этапа экспериментальной работы, обработка материалов экспериментальной работы, определялась эффективность организации процесса формирования коммуникативных умений в дошкольной образовательной организации, была обоснована необходимость внесения изменений в существующий процесс коммуникативного развития, проведена систематизация результатов исследования и их интерпретация, сформулированы основные выводы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты позволяют определить педагогические условия формирования картины мира у детей среднего дошкольного возраста, эмпирически подтвердить их эффективность. Разработан и апробирован комплекс мероприятий по формированию картины мира у детей среднего дошкольного возраста.
Структура работы: исследование состоит из 40 страниц, включает в себя введение, 2 главы – теоретическую и экспериментальную, заключение, список литературы, включающий 26 источников, в работе содержатся 5 рисунков и 4 таблицы.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАРТИНЫ МИРА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Отражение проблемы формирования картины мира у детей в исследованиях отечественных педагогов и психологов
Такая общая категория как «картина мира» рассматривается во многих областях научного познания. Термин «картина мира» применяется:
1) с целью выделения мировоззренческой структуры определенной исторической эпохи. Синонимичными «картине мира» понятиями считаются «образ мира», «модель мира», «видение мира», которые так же описывают целостное мировоззрение человека, и имеют структуру категории культуры (А.Я. Гуревич, В.А. Балханов);
2) в значении мировоззрения как целостного образа мира, в котором живет человек. При этом образ мира включает в себя результат осмысления мира, набор знаний об окружающем мире, а так же систему ценностей конкретного человека. Таким образом, картина мира определяет характер мироощущения, человеческие переживания, возникающие в связи контакта с окружающим миром, разного рода оценку событий и явлений (А.Н. Чанышев);
в) как аналог мироздания, синтезирующий в себе теоретические абстракции с чувственно воспринимаемыми образами действительности. При этом картина мира каждого человека формируется под воздействием всех форм сознания: обыденного, научного, философского, художественного, религиозно-мифологического. Порой в картине мира появляются образы, которые невозможно описать логически (Ю.И. Борсяков, Б.Д. Комиссаров, Л.А. Микешина);
г) для обозначения сложнейшей системы представления об окружающем мире, об окружающих людях, о самом себе и собственной деятельности, которая характеризует не только физический мир, но и значения, воплощающие в себе обобщенные результаты общественной деятельности (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов).