Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Происходящие в современном обществе процессы социально-экономических и культурных преобразований, их динамичность, влияют на требования, предъявляемые к личности. Общество нуждается в индивидах, способных по-новому взглянуть на решение насущных проблем, вести за собой.
В связи с этим особую значимость приобретает изучение проблем лидерства в юношеском возрасте как в периоде формирования и проявления основ лидерского потенциала, раскрывающегося впоследствии во взрослой жизни. Не менее важными являются гендерные особенности феномена лидерства, ведь даже эмпирически на житейском уровне мы наблюдаем серьезные различия в реальном поведении юношей и девушек, различных половозрастных групп. В то же время, роль как мужского, так и женского лидерства в решении проблем современного общества является предметом обсуждений и современных исследований.
Проблема лидерства в настоящее время активно изучается в различных областях науки, в том числе и психологии. Однако не все его аспекты достаточно освещены в рамках психологической науки. В частности, недостаточно рассмотрены в теоретическом плане и экспериментально не изучены особенности мотивации лидеров в разные возрастные периоды.
Методологические и теоретические аспекты проблемы рассмотрены в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов: Б. Д. Парыгина, И. П. Иванова, А. В. Мудрика, Р. Л. Кричевского и др.
Большой интерес представляют работы, посвященные различным аспектам лидерства, теории и практике выявления лидеров и реализации ими организаторских и лидерских функций А. Н. Лутошкина, Л. И. Новиковой, А. В. Петровского, Л. И. Уманского, и др.
Во многом склонности и способности человека, предопределены генетически, в отличие от них лидерство, с детских лет, в значительной мере, формируется окружающей социальной средой.
Цель курсовой работы – рассмотреть гендерные особенности проявления лидерства в юношеском возрасте.
Объектом исследования является личность подростка.
Предметом исследования является выявление гендерных различий лидерского потенциала подростков.
Задачи:
- определить понятие и сущность лидерства в психолого-педагогической литературе.
- выявить особенности развития личности в подростковом возрасте.
- исследовать гендерные аспекты мотивации лидерства.
- проанализировать гендерные особенности проявления лидерства.
Методы работы: теоретический анализ литературы, тестирование, методы математической обработки результатов исследования.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Понятие и сущность лидерства в психолого-педагогической литературе
Интерес к понятию лидерства существует уже долгое время. С давних времен люди пытались понять и осмыслить это сложное явление.
В 1973 г. одним из первых в отечественной литературе развернутый сопоставительный анализ феноменов лидерства и руководства провел Б.Д. Парыгин [14]. Он выявил отличия лидера от рядового руководителя.
Е.М. Зайцевой было предложено такое понятие лидерства: «Лидерство - процесс внутренней социально-психологической организации и управления общением и деятельностью членов малой группы и коллектива, осуществляемый лидером, как субъектом спонтанно формирующихся в межличностных отношениях групповых норм и ожиданий» [10].
А.И. Уманский дал следующее понятие: «Лидер - член группы, за которым все остальные члены группы признают право принимать наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы всей группы и определяющие направления деятельности этой группы» [19].
С другой стороны, Г.М. Андреева говорит, что лидерство - это чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы. Феномен лидерства Г.М. Андреева рассматривает в контексте динамических процессов в малых группах: «Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать» [1, с. 14].
Исследование лидерства, которое провела Н.С. Жеребова вместе с Б.Д. Парыгиным, показало, что специфическая сфера деятельности (учеба, общественная работа, общественно-полезный труд, отдых) выдвигает своего инструментального или ситуативного лидера.
В.В. Шпалинский в ходе своего исследования получил такие же данные. При исследовании школьных коллективов во всех четырех сферах деятельности лидерами становились разные люди, совпадения наблюдались очень редко. В этой связи заслуживает внимания определение лидера, данное Б.Д. Парыгиным: «Лидер - это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели» [14].
Чаще всего лидеров делят на две разные группы. Первые, формальные лидеры, чаще всего официально назначены на определённую должность. На примере школьных отношений формальным лидером является староста класса, дежурный по классу и т.д. Такой лидер должен уметь поддерживать взаимосвязь между коллективом и вышестоящими людьми, например учителем.
Неформальный лидер - это человек, который официально не назначен на какую-либо должность, но при этом имеет авторитет в коллективе, т.е. занимает лидерскую позицию. Различия этих категории заключается в том, что формальный лидер опирается больше на официальные положения, свой статус, а неформальный лидер на межличностные отношения.
Одна черта выделяет всех лидеров в юношеском возрасте - это способность девочки или мальчика повести за собой сверстников. Они первыми начинают какое-то дело, а другие смотрят на них и затем следуют их примеру. Их сильное качество - умение ставить собственные цели и привлечь других детей к выполнению этих целей. Хотя у некоторых ребячьих лидеров и цели, и средства их достижения не всегда социально одобряемые. Однако для них не составит труда вовлечь в свои проекты и авантюры приятелей или одноклассников [10].
Чаще всего дети считают лидером одноклассника, который постоянно интересуется жизнью окружающих или активно принимает участие в жизни коллектива. Но как педагогу в условиях школьного обучения выявить ребенка лидера? Одним из таких способ, по мнению М.И. Рожкова - это школьное самоуправление [16].
В своем методическом пособии Рожков М.И. дает четкую схему школьного самоуправления главным компонентом, которого становится ребенок являющийся лидером - организатором. По его мнению, лидера-организатора выдвигает сама деятельность. Автор этой методики не отрицает постоянную смену лидеров в детском коллективе и говорит о наличие у лидера следующих качеств:
1. Способность управлять собой («если хочу, то смогу»): способность в полной мере использовать свое время, энергию, умение преодолевать трудности, поиск выхода из сложных ситуаций, заботиться о накоплении сил и энергии (в том числе и физических).
2. Наличие четких личных целей («знаю, что хочу»): ясность в вопросах о целях своих поступков, наличие целей совместимых с условиями общения и деятельности, понимание реальности поставленных целей и оценка продвижения к ним.
3. Умение решать проблемы («найти выход в лабиринте мнений»): умение вычленять в проблеме главное и второстепенные, оценить возможности решения проблемы, прогнозировать последствия после принятия определенного решения, определять необходимые ресурсы для решения проблемы.
4. Творческий подход к организации людей («не так, как все»). Поиск нестандартных подходов к решению проблемы, стремление к нововведениям.
5. Умение влиять на окружающих («вести за собой»). Уверенность в себе, умения устанавливать хорошие отношения в коллективе, умение убеждать и внушать, умение слушать других.
6. Знание особенностей организаторской деятельности (организовать дело). Умение грамотно подобрать и расставить людей на свои места, составить план и распределить в нем роли людей, тактично осуществлять контроль за их работой.
7. Наличие организаторских способностей (в их единстве). Организаторское чутье, общественная энергичность, требовательность, критичность
8. Умение работать с группой («сплотить товарищей на дело»). Понимание важности сплоченности коллектива, способность преодолеть ограничения, препятствующие эффективной работе коллектива, умение добиваться согласия в коллективе, стремление к анализу развития группы и поиск путей ее развития [16].
Е.И. Тихомирова, выделила несколько видов влияния ребенка-лидера на коллектив:
1. Лидеры - организаторы (способные организовать группу сверстников для выполнения заданий).
2. Лидеры - генераторы эмоционального настроя (обладающие способностью создания определенного настроения в коллективе).
3. Лидеры - инициаторы (обладающие фантазией, способные придумать идеи различных проектов и инициатив).
4. Лидеры - эрудиты (являющиеся авторитетом в учебной деятельности).
5. Лидеры - умельцы (обладающие умением рукоделия, рисования и имеющие авторитет в этой области) [18].
Лидеры, которые имеют успех во всех сферах классной жизни, становятся абсолютными лидерами. Они наравне с лидерами - организаторами имеют наибольшее влияние на своих сверстников.
М.Г. Подопригора делит всех детей, обладающих лидерскими качествами, на детей-лидеров с постоянной лидерской позицией и подвижной лидерской позицией [15]. Ребенок с постоянной лидерской позицией не имеет влияние внешних факторов на себе. Он способен самостоятельно, без чей либо помощи принимать решения. Переменная лидерская способность испытывает большое влияние со стороны. Такой ребенок нуждается в поддержке коллектива, одобрении его действий.
Еще одним из важных факторов, влияющих на ребенка в юношеском возрасте - это его самооценка. Если у подростка будет положительная самооценка, у него будет больше шансов стать лидером. Подростку нравится чувство победы и успеха.
1.2 Особенности развития личности в подростковом возрасте
Особый период жизни человека, находящийся между детством и взрослостью - подростковый возраст. На этой ступени развития перед подростком открывается особый мир, происходит включение, «врастание» в новую систему отношений, актуализируется общение с взрослыми и сверстниками, где подросток пытается занять свое место, выполнять новые для него функции [15].
Психологические особенности подросткового возраста, по мнению различных авторов, рассматриваются, как кризисные и связаны с перестройкой в трех основных сферах: телесной, психологической и социальной. На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном уровне подросток занимает промежуточное
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева - М.: Аспект-Пресс, 2018. - 373 с.
2. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. – 2016. – № 1. – С. 87-95.
3. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] / А. А. Бодалев. - М., 2016. - С. 120 - 133
4. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). Москва: Изд-во Моск, ун-та, 2019. 200 с.
5. Галеева Л. М.. Гендерные особенности проявления лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте // Наука через призму времени.-2019.-№4 (25).
6. Гомелаури М.Л. Конфликты в подростковом возрасте и социальные ожидания. СПб: Феникс, 2016. 269 с.
7. Грекова А. Гендерная идентичность в юношеском возрасте. – Изд.: LAP LambertAcademicPublishing, 2016. – 92 с.
8. Денисевич, Н.Н. Проявление самостоятельности в процессе совместной деятельности школьников / Н.Н. Денисевич //Начальная школа.-2016.-№7.-С.29
9. Донцов А.И. Психология коллектива / А.И. Донцов. - М: Изд-во МГУ, 2018.-229 с.
10. Зайцева, Е.М. Некоторые особенности лидерства в контактных группах школьников [Текст] /Е.М. Зайцева //Психология возрастных коллективов. - Кострома,2018. - С.57-59.
11. Кияшко В.Д., Минахметова А.З. Гендерные особенности проявления лидерства у молодежи // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2018. – № 1. – С. 146-147;
12. Кричевский Р.Л. Феномен идентификации в лидерстве у старшеклассников // Социально-психологические проблемы личности и коллектива. – Ярославль: ЯрГУ, 2018. – С.122-126.
13. Мингазова А.И., Хайруллина Я.Ф., Хайруллина А.Д. Гендерные особенности лидерского поведения // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 7-1. – С. 65-66;
14. Парыгин, Б.Д. О некоторых аспектах социальной обусловленности ценностной ориентации личности [Текст] / Б.Д. Парыгин //Проблемы личности: материалы симпозиума.- М.: 2019,- С.371-381.
15. Подопригора, М.Г. Учебно-методическое пособие по курсу для студентов старших курсов и магистрантов [Текст]/ М.Г. Подопригора. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2018. - 261 с.
16. Рожков, М.И., Доценко, И. Использование игровых ситуаций для выявления лидеров в коллективе [Текст] /М.И. Рожков, И. Доценко //Воспитание школьников. -2018.-№ 1.- 52.
17. Рябышева Ю.Ю. Валеева, Р.А. Особенности развития лидерских способностей у старших подростков // Образование и саморазвтие. – 2019. – № 32. – С.131-136.
18. Тихомирова, Е.И. Самореализация школьников в коллективе [Текст] / Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений. - М: Издательский центр «Академия», 2015.
19. Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельности школьников [Текст] /Л.И. Уманский.- М.: Просвещение, 2016. - 160 с.
20. Ярошенко О. Е., Щербина А. И. Гендерные особенности самоотношения и социально-психологических установок старших подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. -Т. 37.-С. 186-190.